- Главная
- Литература
- К.Д.Ушинский. Биография. Основатель научной педагогики в России
Содержание
- 2. Биография Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла,
- 3. В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский
- 4. Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на
- 5. К.Д.Ушинский "Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь,
- 6. Общие важные сведения Ушинский-основатель научной педагогики в России,а также его по праву можно считать основоположником русской,
- 7. Идея народности воспитания Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания.
- 8. К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе
- 9. Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы
- 10. Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно". —
- 11. Основы теории дошкольного воспитания В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул
- 12. Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому
- 13. О семейном воспитании Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все
- 16. Скачать презентацию
Биография
Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье
Биография
Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье
В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на
Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень
Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень
К.Д.Ушинский
"Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не
К.Д.Ушинский
"Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не
Общие важные сведения
Ушинский-основатель научной педагогики в России,а также его по
Общие важные сведения
Ушинский-основатель научной педагогики в России,а также его по
Идея народности воспитания
Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась
Идея народности воспитания
Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась
Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал Ушинский.
Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в
К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в
Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.
По мнению Ушинского, родной язык "является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ", и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Исходя из того, что родной язык "есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их", К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. "Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания".
Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять "предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты".
Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная
К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: "Детская природа ясно требует наглядности"; "Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе". Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. "Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово".
В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.
Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно
Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно
— К.Д.Ушинский
Основы теории дошкольного воспитания
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания»
Основы теории дошкольного воспитания
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания»
Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. «В игре же дитя,- писал К. Д. Ушинский, - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский
К. Д. Ушинский подверг основательной критике систему Фребеля и практику работы фребелевских детских садов за чрезмерную регламентацию жизни детей, подавление самостоятельности и активности в играх и отсутствие у ребенка возможности побыть наедине с самим собой. К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности «детской садовницы», справедливо считая, что она должна любить детей, быть преданной своему делу и всесторонне образованной.
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.
О семейном воспитании
Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой
О семейном воспитании
Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой
Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, "вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии".
Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие "Родное слово" (год I) и "Руководство к преподаванию по "Родному слову" он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.