Комедия как жанр литературы

Содержание

Слайд 2

Комедия Коме́дия (от греч. κῶμος «весёлая толпа на праздниках Диониса» и

Комедия

Коме́дия (от греч. κῶμος «весёлая толпа на праздниках Диониса» и ᾠδά

«песнь») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.

Комедия – это драматический жанр литературы, который противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный, профанный жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом

Слайд 3

История Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во

История

Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей

их порочности, а в смешном виде». Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат перу Аристофана. Он первым показал в литературе силу и возможности смеха. Аристофан любил в своих комедиях выставлять на смех известных афинских граждан, а также важные события политической жизни Афин. Лучшей своей комедией драматург считал пьесу «Облака». Он часто соревновался с другими поэтами на ежегодных праздниках в честь бога виноделия Диониса. Там выбирали лучшие юмористические произведения и показывали комедийные театральные постановки. В комедиях, как правило, было много песен и танцев, а актеры выступали в масках.
Слайд 4

В Европе комедии появились в эпоху Возрождения, в XIV–XVI веках. В

В Европе комедии появились в эпоху Возрождения, в XIV–XVI веках. В

Италии даже возник особый тип таких произведений — комедия дель арте. Так называли театральные представления, состоявшие из смешных сценок, танцев, музыкальных и акробатических номеров. Актеры, которые в них участвовали, носили особые маски. В основе таких постановок лежали переделанные комедии итальянских писателей. Сюжет произведений часто менялся прямо во время выступлений: артисты много импровизировали.
Начиная с XVII века комедия стала одним из главных жанров европейской литературы. Развивались разные типы комедий.
Высокие были посвящены важным общественным и философским проблемам. А в низких сюжет строился вокруг смешных бытовых ситуаций, курьезных случаев.
Комедии также разделились на лирические и сатирические. Авторы первых обычно относились к своим героям с симпатией. А в сатирических комедиях писатели обличали пороки общества, поэтому их персонажей часто представляли в неприглядном виде.
Слайд 5

В России национальные, а не переводные комедии появились только в середине

В России национальные, а не переводные комедии появились только в середине

XVIII века. Авторами первых произведений в этом жанре были Александр Сумароков, Денис Фонвизин и Василий Капнист. Почти все их комедии были сатирическими. В них авторы писали о ключевых проблемах России тех лет: низком уровне образования, взятках чиновников, крепостном праве.
Окончательно жанр русской комедии сложился в XIX веке благодаря творчеству Александра Грибоедова, Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Островского и Антона Чехова. В их произведениях появились национальный колорит и психологизм. А героями таких комедий часто были типичные жители России.
Слайд 6

Основа жанра( виды и типы) В зависимости от организации и оценки

Основа жанра( виды и типы)

В зависимости от организации и оценки содержательного

материала выделяют также лирическую комедию, сатирическую комедию, комедию интриги и комедию нравов.
Однако часто произведения комического жанра можно отнести к смешанному типу, т.к. именно в соединении различных комедийных принципов и приемов авторы достигают наивысшего комического эффекта.
Например, гоголевского «Ревизора» можно рассматривать как комедию положений, т.к. в основу ее положено недоразумение, и как комедию характеров, т.к. герои ее представляют собой социальные типы, иллюстрирующие человеческие недостатки: глупость, нравственную нечистоплотность, халатность и т.п.

Следует упомянуть и о такой разновидности комедии, которую называют «высокой». В таких произведениях комический эффект достигается не использованием юмористических приемов, вызывающих смех, а иронией. Они изображают не смешные, а скорее трагичные в своей нелепости ситуации. К «высоким» комедиям относят «Горе от ума» А. Грибоедова.
Иногда встречается и авторское истолкование жанра комедии. Например, комедиями называл свои пьесы А. Чехов: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
А в литературе средних веков комедией считали произведение любого жанра, даже не драматического, которое плохо начиналось, но благополучно заканчивалось. К примеру, «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Слайд 7

Характерные черты и приемы. Для комедии характерен прежде всего смех. Но

Характерные черты и приемы.

Для комедии характерен прежде всего смех. Но смех

бывает разный – добродушный, лёгкий, мрачный, злой. В комедии любой смех вырастает из несоответствий.
Вариантов несоответствия есть много: между мнимым и истинным, между словом и делом, между внешним и внутренним. В комедии «Ревизор» Гоголя есть несколько несоответствий. Главное — с одной стороны ничтожный человек Хлестаков, а с другой — перепуганные чиновники уездного города.
Несоответствие определяет развитие действия в комедии. Оно, а также диалоги персонажей, в которых много каламбуров, смешных слов и смешной интонации, являются в комедии одним из важнейших источников смеха.
Слайд 8

Чтобы привлечь внимание к несоответствию, комедия часто прибегает к гиперболе, заострённости,

Чтобы привлечь внимание к несоответствию, комедия часто прибегает к гиперболе, заострённости,

абсурду.
Характеры в комедиях обычно выписываются крупно, с акцентом на высмеиваемых чертах. Например, в «Ревизоре» на гипертрофированной любви городничего к чинам. Правда, другие его слабости писатель тоже не обходит вниманием.
Во всякой комедии, как бы она язвительно не смеялась, есть положительное начало, хотя не всегда оно воплощено в конкретной персоне. Гоголь, отвечая на упрёки критиков, что в «Ревизоре» нет положительного героя, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное благородное лицо был — смех». Именно смех и выявил все пороки уездного чиновничества, скрывавшиеся под слоем повседневности.
Слайд 9

Один из главных приёмов создания комического эффекта в комедии – речевой

Один из главных приёмов создания комического эффекта в комедии – речевой

комизм. Он может проявляться в алогизме (например: тирады Гаева в «Вишнёвом саде» или его речь «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»), в иронии в «Горе от ума» речь Фамусова о Максиме Петровиче для для зрителей звучит как насмешка и пр.
Слайд 10

Классификация Комедии в литературе разделяют на две большие группы: комедию положений

Классификация

Комедии в литературе разделяют на две большие группы: комедию положений и

комедию характеров. В первой - читатель (зритель) смеётся над смешными ситуациями, в которые попадают герои. Наиболее яркие примеры это «Комедия ошибок» У. Шекспира и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше. Драматическое произведение, в котором источником юмора являются смешные нравы или какие-то гипертрофированные черты характера персонажей, недостатки, пороки, можно отнести к комедии нравов.; во второй — смех вызывают их характеры. Чаще всего обе разновидности комедий соединяются в одной.
Слайд 11

Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их на

Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их на

сатирические и юмористические.
Комедия-буффонада создаёт комический эффект за счёт гротеска, фарсовых приёмов.
Классические комедии сочетают разнообразные приемы: комизм характеров сочетается с комизмом нелепых положений. Достаточно широко распространена и классификация комедий, основанная на типологии сюжета. Можно сказать, что комедия в литературе – это многовариантная разновидность драматургии. Так, по этому типу можно выделить следующие сюжетные характеры:
бытовая комедия. В качестве примера – мольеровский «Жорж Данден», «Женитьба» Н.В. Гоголя;
романтическая (П. Кальдерон «Сам у себя под стражей», А. Арбузов «Старомодная комедия»);
героическая (Э. Ростан «Сирано де Бержерак», Г. Горин «Тиль»);
сказочно-символическая, каковыми являются «Двенадцатая ночь» У. Шекспира или «Тень» Е. Шварца.
Во все времена внимание комедии обращалось на обыденную жизнь, ее какие-то отрицательные проявления. Бороться с ними был призван смех, в зависимости от ситуации веселый или беспощадный.
Слайд 12

Веселый драматический жанр, в свою очередь, имеет несколько видов. Комедия в

Веселый драматический жанр, в свою очередь, имеет несколько видов. Комедия в

литературе – это еще и водевиль, и фарс
Водевиль, являясь жанровой разновидностью этого драматического вида, представляет собой легкое сценическое действо, имеющее занимательную интригу. В нем большое место отведено пению куплетов и танцам.
Фарс тоже носит легкий, игривый характер. Его ход сопровождают внешние комические эффекты, нередко в угоду грубому вкусу.
К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни комедией являются многие кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.