Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого После бала

Содержание

Слайд 2

Рассказ «После бала» написан в 1903 году

Рассказ
«После бала»
написан
в 1903 году

Слайд 3

Образы повествователей Художественное время Композиция рассказа Характеристика конфликта Проблематика рассказа

Образы повествователей
Художественное время
Композиция рассказа
Характеристика конфликта
Проблематика рассказа

Слайд 4

Образы повествователей Два повествователя Первый – молодой человек – ведет повествование

Образы повествователей
Два повествователя
Первый – молодой человек –
ведет повествование

от 1 лица
(но – мн. числа – «мы»)
Второй – Иван Васильевич –
рассказывает об одном случае
из своей жизни (от 1 л. ед.ч.)
Повествование от 1 лица
усиливает иллюзию достовер-
ности рассказа.
Иван Васильевич предстает
в двух лицах: один - пожилой и
мудрый человек, готовый
поделиться жизненным опытом,
второй – двадцатилетний юноша,
впечатлительный, способный
глубоко чувствовать.

Лев Толстой – 3-й повествователь

Слайд 5

История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно,

История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что

в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
Слайд 6

Из дневника Л.Н.Толстого 1903г 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен

Из дневника Л.Н.Толстого 1903г

18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в

Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)

9 августа …
Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.

Слайд 7

Слайд 8

Наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось

Наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось

в сухопутных войсках. Шпицрутены предварительно вымачивались в солёной воде.

Николай Первый или
Николай Палкин

17 апреля 1863 года, в день своего рождения, Александр II запретил наказывать провинившихся шпицрутенами, плетьми, кошками, прогонять сквозь строй и накладывать клейма. 

Слайд 9

Слайд 10

Николай Второй Рассказ написан в 1903 году

Николай Второй Рассказ написан в 1903 году

Слайд 11

Перекличка эпох в рассказе

Перекличка эпох в рассказе

Слайд 12

Художественное время первого рассказа ( 70 – 80-е годы 19 века

Художественное время
первого рассказа
( 70 – 80-е годы 19 века )
включает в

себя
художественное время
второго рассказа
( 40 – е годы 19 века)
Слайд 13

Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном

Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в
преклонном

возрасте вернулся
к воспоминаниям своей молодости,
положив их в основу сюжета
рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность.
Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Слайд 14

Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический

Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол.

их назначали за:
«Нерадивость на строевых учениях» или неаккуратность форменной одежды (100 ударов);
2) Пьянство (300-500 ударов);
3) Воровство (500 ударов);
4) Побег (первый побег — 1500 ударов, второй — 3000, а третий — 5000 ударов).
Максимум наказания составлял шесть тысяч ударов шпицрутенами. Неофициальный смертный приговор.
Окончательно отменили шпицрутены в России лишь в 1863 году.
Слайд 15

Слайд 16

Наказания производились часто и отнимали много времени, так как для наказания

Наказания производились часто и отнимали много времени, так как для наказания

одного человека часто выводился в поле целый полк(3500-3800 чел) или, по крайней мере, батальон( около 1000 чел), а самый процесс наказания длился иногда несколько часов. Наказанный шпицрутенами каждый раз был отправляем в госпиталь на излечение. Часто наказание производилось не сразу, а в несколько приемов — два, три. Наказание шпицрутенами обставлялось торжественностью: офицеры должны были являться на это зрелище в полной парадной форме, а по окончании его подписывали экзекуционный лист, который отправлялся начальству
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Зеркальная композиция: рассказ в рассказе

Зеркальная композиция: рассказ в рассказе

Слайд 20

Основные композиционные приёмы: повтор, гипербола, противопоставление. Композиция – состав и определённое

Основные композиционные
приёмы:
повтор,
гипербола, противопоставление.

Композиция –
состав и
определённое
расположение


частей,
элементов и
образов
произведения
в некоторой
значимой
временной
последовательности
Слайд 21

Сочетание повтора и антитезы (противопоставления, контраста)

Сочетание повтора и антитезы (противопоставления,
контраста)

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ,

Контраст
как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

Рассказ, таким образом,

заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика

вступление

на балу

после бала

заключение

Слайд 26

Наблюдение над языковыми средствами

Наблюдение над языковыми средствами

Слайд 27

Экзекуция:

Экзекуция:

Слайд 28

Конфликт – это художественно значимое противоречие Конфликт в рассказе носит психологический

Конфликт – это художественно значимое противоречие

Конфликт в рассказе носит психологический характер.
Он

возникает в душе главного героя.
Восторженное мироощущение героя рухнуло при встрече со злом и насилием.
БОГ ЧЕЛОВЕК

МИР

Слайд 29

Внутренний конфликт ( в душе героя ) Внешний конфликт: стихийное противостояние

Внутренний конфликт
( в душе героя )

Внешний конфликт:
стихийное противостояние героя и уклада

жизни

Социальный конфликт:
противостояние личности и среды

Слайд 30

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его

отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Полковник

Контраст в системе образов

Слайд 31

Какую жизнь прожил Иван Васильевич? Действительно ли «для личного совершенствования необходимо

Какую жизнь прожил Иван Васильевич?

Действительно ли «для личного совершенствования необходимо прежде

всего изменить условия, среди которых живут люди»?
Способен ли человек изменить окружающую жизнь?
Слайд 32

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в жизненной

судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Иван Васильевич

Слайд 33

Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях

Вывод
В чём вы видите критическую силу рассказа?
В первоначальных редакциях рассказ имел

следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"
Слайд 34

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее.

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее.

Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно.
Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь.
(Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Значение рассказа «После бала»