- Главная
- Литература
- Кому на Руси жить хорошо. Поэма не была писателем дописана
Содержание
- 2. – есть ли на Руси счастливые? – как понимает русский народ счастье? – какими путями можно
- 3. Изначально ответы предполагались самые пессимистичные. По мысли Некрасова, реформа никого счастливым сделать не смогла, а потому
- 4. Сам Некрасов называл своё произведение "эпопеей современной крестьянской жизни".
- 5. ФОЛЬКЛОР В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания народной точки зрения Некрасов обращается
- 6. Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел — в поэме действуют семь
- 7. ОБРАЗ НАРОДА В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ...» Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая,
- 8. В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются особые представления о сущностных вопросах
- 9. ГЕРОИ Авторские любимцы: Яким Нагой (картиночки), Агап Петров (розги), семь мужиков-правдоискателей, Матрена Тимофеевна (муж – Филипп,
- 10. "Люди холопского звания". В массовых сценах различия между крестьянами стёрты. Вместе с тем народ в «Кому
- 11. Народ и помещики. Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков, бывших хозяев крестьян. В поэме
- 12. Проблема счастья в поэме. "Покой, богатство, честь" — формула счастья, предложенная странникам попом. Переломным этапом путешествия
- 13. ЕРМИЛ ГИРИН В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин — писаря, бурмистра, мельника, — он
- 14. Счастье для Оболта-Оболдуева Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и
- 15. Матрена Тимофеевна Матрёна Тимофеевна Корчагина открывает читателям ещё одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о
- 16. В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрёне Тимофеевне — на вопрос, что они
- 17. "Непоротой", "непотрошёной", то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место, мужики
- 18. Гриша Добросклонов Счастливым в поэме оказываются не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов, герой, хорошо
- 19. ИТОГИ ПОИСКОВ – нельзя быть счастливым в одиночку (поп и Ермил Гирин); – вино скрашивает несчастье,
- 20. 1.Что дает основание автору назвать деда Савелия «богатырем святорусским»? 2. В каких произведениях русских писателей изображены
- 22. Скачать презентацию
– есть ли на Руси счастливые?
– как понимает русский народ счастье?
–
– есть ли на Руси счастливые?
– как понимает русский народ счастье?
–
– сделала ли реформа крестьян счастливыми?
– кто виноват в русском народном несчастье?
– все ли слои населения несчастливы поровну?
– могут ли быть счастливы отдельные сословья или личности, если несчастлив народ в целом?
Изначально ответы предполагались самые пессимистичные. По мысли Некрасова, реформа никого счастливым
Изначально ответы предполагались самые пессимистичные. По мысли Некрасова, реформа никого счастливым
Сам Некрасов называл своё произведение
"эпопеей современной крестьянской жизни".
Сам Некрасов называл своё произведение
"эпопеей современной крестьянской жизни".
ФОЛЬКЛОР
В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания народной
ФОЛЬКЛОР
В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания народной
В 1860–1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск. Некрасов активно использовал новые материалы в поэме.
В поэму включены и народные песни, и пословицы, и поговорки, и сказочные элементы (пеночка, скатерть-самобранка), и загадки, даже открывается поэма загадкой ("В каком году — рассчитывай, // В какой земле — угадывай..."), на которую тут же даётся отгадка — Россия в пореформенный период, поскольку сошлись на столбовой дорожке семь "временнообязанных", то есть крестьян, обязанных после реформы 1861 года исполнить некоторые повинности в пользу помещика.
Вставляя в поэму народные жанры, Некрасов обычно творчески перерабатывал их, однако некоторые тексты — например, песню о постылом муже в главе «Крестьянка» — он помещал без изменений.
Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел
Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел
Некрасов постоянно использовал и речевые обороты, и стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, синтаксические конструкции, характерные для фольклора, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.
ОБРАЗ НАРОДА В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ...»
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты
ОБРАЗ НАРОДА В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ...»
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты
- Силы, скрытые в народе, покрывают его убожество, забитость, непреодолённое рабство, и именно эти силы и должны привести народ к "счастью".
Народ дается как единая масса, из которой появляются отдельные фигуры, но потом опять в нее уходят – понятие «МИР».
Единство и в добром (мельница), и в злом (Пьяная ночь)
В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются
В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются
В «Легенде о двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение не после тяжкого, многолетнего подвига — долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба, — а убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что "мучит, пытает и вешает" своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа, — дуб рушится. В той же главе «Пир – на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека, Глеб предаёт народ, но в том-то и дело, что народ в «Кому на Руси...» помещён в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и интересами.
ГЕРОИ
Авторские любимцы:
Яким Нагой (картиночки), Агап Петров (розги), семь мужиков-правдоискателей, Матрена
ГЕРОИ
Авторские любимцы:
Яким Нагой (картиночки), Агап Петров (розги), семь мужиков-правдоискателей, Матрена
«Верные холопы»:
Клим (лжестароста), Ипат (лакей Последыша, преданнее, чем его дети), Егорка Шутов (которого 14 деревень бьют), Яков верный.
"Люди холопского звания".
В массовых сценах различия между крестьянами стёрты. Вместе
"Люди холопского звания".
В массовых сценах различия между крестьянами стёрты. Вместе
Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.
Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья — оно зависит не только от внешнего, но и от внутреннего, духовного рабства.
Народ и помещики.
Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков,
Народ и помещики.
Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков,
Печать тления, смерти лежит не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках в поэме, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.
Порвалась цепь великая, Порвалась-расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику! —
Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад, однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика — туманное, но великое будущее.
Проблема счастья в поэме.
"Покой, богатство, честь" — формула счастья, предложенная странникам
Проблема счастья в поэме.
"Покой, богатство, честь" — формула счастья, предложенная странникам
Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской "ярмонки". Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из "счастливых", ни даже в сохранённой жизни — солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, — что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Но ни один из "счастливых" не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье — категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием — и история следующего "счастливого", Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.
ЕРМИЛ ГИРИН
В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин —
ЕРМИЛ ГИРИН
В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин —
Счастье для Оболта-Оболдуева
Помещик, как и поп, тоже говорит и о
Счастье для Оболта-Оболдуева
Помещик, как и поп, тоже говорит и о
"Кого хочу — помилую, // Кого хочу — казню", — мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.
Матрена Тимофеевна
Матрёна Тимофеевна Корчагина открывает читателям ещё одну сочащуюся слезами
Матрена Тимофеевна
Матрёна Тимофеевна Корчагина открывает читателям ещё одну сочащуюся слезами
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого!
Счастье приравнивается здесь к "вольной волюшке", вот в чём оно, оказывается, — в "волюшке", то есть в свободе.
В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрёне Тимофеевне
В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрёне Тимофеевне
Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошёной волости, Избыткова села.
"Непоротой", "непотрошёной", то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены
"Непоротой", "непотрошёной", то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены
Внешняя свобода уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не "поротые" губернии вот-вот появятся, но привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве — и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь.
Как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов — роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.
Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость — зависимость от прихотей его наследников. Но это рабство уже добровольное — тем ужасней (Агап Петров).
Гриша Добросклонов
Счастливым в поэме оказываются не крестьянин, а сын дьячка, семинарист
Гриша Добросклонов
Счастливым в поэме оказываются не крестьянин, а сын дьячка, семинарист
Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе, и это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведённой Некрасовым песенке Гриши поётся "воплощение счастия народного", и Гриша понимает, что помогать народу "воплощать" это счастье будет именно он.
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
За Гришей встают сразу несколько прототипов, его фамилия — явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от "чахотки"), Чернышевского ("Сибирь"). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты — он поэт, и Некрасов легко передаёт герою свою лиру, сквозь юношеский тенорок Гриши отчётливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистка гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.
ИТОГИ ПОИСКОВ
– нельзя быть счастливым в одиночку (поп и Ермил Гирин);
–
ИТОГИ ПОИСКОВ
– нельзя быть счастливым в одиночку (поп и Ермил Гирин);
–
– пока мужики невежественны (и для них «все генералы равные, как шишки на ели»), им не совладать с государственной машиной, всякий немец Фогель их обведет вокруг пальца;
– народный бунт именно поэтому бесплоден: народ изливает свой гнев, а государство с ним расправляется («Савелий»);
– терпение тоже не приносит счастья, с судьбой нужно бороться («Крестьянка»);
– точное соблюдение законов, отсутствие «злоупотреблений» еще не сделают народ счастливым; нужно менять и законы, и весь уклад народной жизни;
– кроме социальной несправедливости, жизнь крестьян отравляют предрассудки, невежество, жестокие обычаи;
– крепостное право не оставляло крестьянам никаких шансов на счастье, после его отмены все же появилась кое-какая надежда;
– все же счастье на Руси найти вряд ли удастся, это вопрос отдаленного будущего; потому и предполагаемый революционер Гриша Добросклонов только мечтает о воплощении народного счастья.
1.Что дает основание автору назвать деда Савелия «богатырем святорусским»?
2. В каких
1.Что дает основание автору назвать деда Савелия «богатырем святорусским»? 2. В каких
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки, -
Сначала всё боялась я,
Как в низенькую горенку
Входил он. ну распрямится?
Пробьет дыру медведище
В светелке головой!
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;
А та сердилась, лаялась,
Его "клейменым, каторжным"
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится,
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
"Клейменый, да не раб!"...
А крепко досадят ему -
Подшутит: "Поглядите-тко,
К нам сваты!" Незамужняя,
Золовушка - к окну:
Ан вместо сватов - нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу -
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного -
Побитый приплелся!
Сидят, молчат за ужином:
У свекра бровь рассечена,
У деда, словно радуга,
Усмешка на лице.
С весны до поздней осени
Дед брал грибы да ягоды,
Силочки становил
На глухарей, на рябчиков.
А зиму разговаривал
На печке сам с собой.