Константин Петрович Победоносцев (1827-1907)

Содержание

Слайд 2

В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла:

В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над

Россией Простёр совиные крыла, И не было ни дня, ни ночи А только — тень огромных крыл; Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи Стеклянным взором колдуна.

А. А. Блок. «Возмездие», глава 2.

Слайд 3

К.П. Победоносцев родился в 1827 г. в семье профессора словесности Московского

К.П. Победоносцев родился в 1827 г. в семье профессора словесности Московского

университета.
Как характеризовал свою семью сам Константин Петрович в письме императору Николаю II, у его отца «было 11 человек детей… Воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой»
Слайд 4

В 1861 г. Победоносцев был приглашен во дворец для преподавания права

В 1861 г. Победоносцев был приглашен во дворец для преподавания права

наследнику Николаю Александровичу, после ранней кончины цесаревича новый наследник Александр Александрович пожелал, чтобы Победоносцев преподал юридические науки и ему.
Впоследствии Победоносцев преподавал право будущему императору Николаю II в бытность его наследником престола. Император Александр II, оценив знания, способности, замечательные деловые качества и, главное, преданность наставника своих детей престолу, назначил его членом Государственного Совета.
Слайд 5

В 1880 г. состоялось назначение Победоносцева на должность обер-прокурора Святейшего Синода.

В 1880 г. состоялось назначение Победоносцева на должность обер-прокурора Святейшего Синода.

Он занимал ее до октября 1905 г.
Через два дня после издания знаменитого императорского манифеста о гражданских свободах и созыве законодательной палаты – Государственной Думы К. П. Победоносцев, не одобривший этого шага, вышел в отставку.
Слайд 6

К. П. Победоносцев стоял на консервативно-охранительных позициях. С воцарением Александра III

К. П. Победоносцев стоял на консервативно-охранительных позициях.
С воцарением Александра III

его влияние на политические дела резко возросло.
Он стал автором императорского манифеста 29 апреля 1881 г. - программного документа нового царствования, получившего в историографии название «манифеста о незыблемости самодержавия».
Слайд 7

За многолетнюю государственную службу К. П. Победоносцев был удостоен орденов Святого

За многолетнюю государственную службу К. П. Победоносцев был удостоен орденов Святого

Александра Невского (1883), алмазных знаков к нему (1888), Святого Владимира 1-й степени (1896), Святого Андрея Первозванного (1898).
Слайд 8

Победоносцев поддерживал приятельские отношения с Ф. М. Достоевским. Из его письма

Победоносцев поддерживал приятельские отношения с Ф. М. Достоевским. Из его письма Наследнику Цесаревичу Александру

Александровичу 29 января 1881 года:
«Вчера вечером скончался Ф. М. Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его. Но смерть его — большая потеря и для России. В среде литераторов он, — едва ли не один, — был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико и благодетельно. Он был беден и ничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сейчас пишу к графу Лорис-Меликову и прошу доложить, не соизволит ли государь император принять участие»
Слайд 9

Критика К началу XX века в леворадикальной и либеральной среде фигура

Критика
К началу XX века в леворадикальной и либеральной среде фигура

Победоносцева превратилась в символ крайней реакции и объект ненависти.
В. П. Обнинский  писал: «Победоносцев — злой гений России, советчик реакции трёх императоров, беспринципный бюрократ, неверующий глава духовенства, развратный страус нравственности, подкупной ревнитель честности. Главный виновник разложения православной церкви»
Слайд 10

«Существует, – писал Победоносцев, – закоренелое мнение, что в России при

 «Существует, – писал Победоносцев, – закоренелое мнение, что в России при

самодержавной власти есть непременно тот или другой – один человек всесильный, который всем распоряжается и от которого все зависит. И вот этим человеком все и всюду стали считать меня и доныне считают, человека, всегда уклоняющегося от всякого исключительного присвоения себе какой-либо власти»