Литература конца 20-начала 21 века

Содержание

Слайд 2

История развития русской литературы ХХ века. До 1917 года русская литература

История развития русской литературы ХХ века.
До 1917 года русская литература

была единой.
После 1917 года разделилась на параллельно существующие:
литература русского русскую отечественную
зарубежья литературу
в 80-90гг. восстановилось единство русской литературы.
Слайд 3

Русская литература конца ХХ – начала ХХI веков отличается разнообразием тематики

Русская литература конца ХХ – начала ХХI веков отличается разнообразием тематики

и художественно-эстетических поисков. Выдающиеся писатели пытаются противостоять потоку «массовой литературы», углубляют психологизм своих произведений, стараются проникнуть в самые потаенные глубины человеческой психики и на этой основе открыть закономерности развития общества.
С середины 1980-х годов, вместе с началом нового политического периода в жизни страны, обозначенного понятием «перестройка», постепенно ослабляются строгие цензурные рамки.
За короткий период были опубликованы произведения писателей, представляющих литературу эмиграции первой, второй и третьей волны (В. Набоков, В. Ходасевич; В. Яновский, И. Елагин; И. Бродский, С. Довлатов, В. Войнович, В. Аксенов и др.); неопубликованные ранее произведения отечественных авторов (Л. Петрушевская, А.Рыбаков, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.); «полуподпольных» классиков, известных и неизвестных писателей советского времени (М. Булгаков, Е. Замятин); современных писателей среднего и молодого поколений (Е. Попов, Г.Айги, Дм. А. Пригов и др.), представляющих разные течения и направления.
Слайд 4

Конец ХХ столетия характеризуется возрастанием роли литературных и литературно-критических периодических изданий

Конец ХХ столетия характеризуется возрастанием роли литературных и литературно-критических периодических изданий

в литературном процессе: подавляющее большинство заметных книг первоначально появились в периодике («Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Звезда», «Нева», «Новая юность» и др.). Общие тенденции в современной литературе можно определить следующим образом: кризис прежней жанровой системы, в основном деревенской и военной, а также бытовой, «производственной», «молодежной» прозы; антитоталитарный, антиутопический пафос литературы; приоритет общечеловеческих ценностей; внимание к экологической проблематике; интерес к исторической теме; усиление лирическо-субъективного, исповедального начала; развитие мемуарноавтобиографической прозы; активизация приемов художественной условности (гротеск, фантастика, мифологизация и др.); взаимодействие с массовой, развлекательной литературой.
Слайд 5

Современная русская литература представлена поисками писателей и писательских групп, представляющих следующие

Современная русская литература представлена поисками писателей и писательских групп, представляющих следующие

направления: массовая литература – с расцветом жанров современного бытового детектива (А. Маринина), психологического детектива (Б. Акунин), политического детектива (Л. Гурский, Э. Тополь), триллера (В. Доценко), фэнтези (Ник. Перумов), любовного романа и т.д.; «высокая словесность» , в которой активно работали и работают прозаики и поэты разных поколений от А. Солженицына до Л. Петрушевской; беллетристика (Д. Донцова).
Литература с реалистической доминантой: «неопочвенничество» (В. Распутин «Мой манифест», «Нежданно-негаданно», «Пожар»); «жестокий реализм» (В. Астафьев. «Печальный детектив», Г. Владимов «Генерал и его армия», А. Азольский. «Клетка»); философская проза (Л. Леонов «Пирамида»). Представители «неопочвенничества» в своих произведениях декларировали идею о том, что жизнь русского крестьянства – колыбель и духовная почва русской национальной культуры и народной нравственности, а русская глубинка – последний оплот сохранившихся народных традиций и представлений о добре и правде.
Слайд 6

Литература с модернистской доминантой, представленная антиутопической прозой (П. Крусанов «Укус ангела»);

Литература с модернистской доминантой, представленная антиутопической прозой (П. Крусанов «Укус ангела»);

условнометафорической прозой (Ф. Искандер «Кролики и удавы», В. Пелевин «Жизнь насекомых»); «другой» прозой (Л. Петрушевская «Свой круг», «Новые Робинзоны»; Т. Толстая «Сомнамбула в тумане», «Серафим», «Поэт и муза»; Л. Габышев «Одлян, или Воздух свободы»). Литература с постмодернистской доминантой одно из самых сложных направлений в современной русской литературе, в основе которого –настроение и философия разочарования в основных общественно-политических, нравственных, эстетических ценностей. Основные особенности постмодернизма: антииерархичность и как следствие – игра высокими и низкими стилями, травестия; «деконструкция», выявление условности, относительности любой истины; игра культурными, стилевыми пластами, смешение жанров; «многокодовость произведения», отсутствие одного верного прочтения, размытость границ между автором, повествователем и героем.
Слайд 7

Слайд 8

Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода — писатель творит в

Характерные черты современной литературы:
1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном

пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» — обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.).
2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература живет по законам „рубежа веков“, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка — это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами „конец“ и „начало“».
Слайд 9

3.Жанровые трансформации, поиски нового слова - писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается

3.Жанровые трансформации, поиски нового слова - писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается

грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит — рассказ.
4. Диалог культур — проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века» .
Слайд 10

5.Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература

5.Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература

— это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.
6 .Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).