- Главная
- Литература
- Презентация на тему "Теория Раскольникова и ее крушение" - скачать презентации по Литературе
Содержание
- 2. Свою мысль Раскольников подтверждает примерами из истории. Он убеждён, что человек слаб и бессилен и не
- 3. В каких условиях зародилась идея Раскольникова? Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт
- 4. Какова суть теории Раскольникова? Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы разделяются, вообще на два
- 5. Мир, в котором жил Раскольников, был несправедлив и враждебен. Уйти из него - означало сдаться. Чтобы
- 6. В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова? Уголовная по своей сути, она была продиктована жалостью к людям.
- 7. Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни? Герой понимает, что плоды социального неравенства заметны не
- 8. Как можно жалеть человечество, если решаешься убить человека? Как можно заботиться о дальних, если убиваешь "маленькую"
- 9. Какое значение для романа имеет этот вещий сон? Сон подсказывает несостоятельность теории Раскольникова. Мир остался прежним,
- 10. При помощи какой силы Соня надеется вернуть Раскольникова к жизни? Сатанинской утопии героя она, с виду
- 11. На чью помощь рассчитывает Раскольников? Чтобы удержаться на высоте своей идеи Раскольникову надо было побыть одному.
- 12. Радуется ли теперь он встрече сродными, друзьями? Мать и сестра встретили его "радостным, восторженным криком", "но
- 13. В высказываниях Мармеладова мы не замечаем ни тени богоборчества. ни тени социального протеста - он всю
- 14. Человек имеет право на нарушение внешнего закона как человеческого, так и божеского. В отличие от того
- 15. Для Раскольникова настоящим толчком к реализации его идеи послужил услышанный им разговор студента и офицера в
- 16. С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в борьбу жизнь, пронизанная божественным светом
- 17. К чему может привести неизбежное падение этой маски и торжество зла, которое она прикрывала, - хорошо
- 18. Далее у Достоевского - глубочайшая мысль о стирании в периоды революционных потрясений разницы между "своими" для
- 19. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ РАСКОЛЬНИКОВА. Суть теории Раскольникоеа. Деление людей на "гениев" и "муравейник". Право "гениев" на "кровь
- 21. Скачать презентацию
Свою мысль Раскольников подтверждает примерами из истории.
Он убеждён, что
Свою мысль Раскольников подтверждает примерами из истории.
Он убеждён, что
В каких условиях зародилась идея Раскольникова?
Мир, в котором живет герой, в
В каких условиях зародилась идея Раскольникова?
Мир, в котором живет герой, в
Какова суть теории Раскольникова?
Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы
Какова суть теории Раскольникова?
Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы
Предположительно Раскольников печется о человеческом счастье:
"...если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан...устранить этих десять или сто человек."
Мир, в котором жил Раскольников, был несправедлив и враждебен. Уйти из
Мир, в котором жил Раскольников, был несправедлив и враждебен. Уйти из
Раскольников прошел через школу сороковых годов, в шестидесятых он разочаровался и ищет иного пути, иных средств осуществления идеала. Он отказался от демократических социально-утопических мечтаний, признал своих прежних товарищей бессильными перед мировым злом. Боль за человека осталась, но покрылась налетом недоверия к человеку.
Отличие Раскольникова от всех "разочарованных" и скатившихся после 1862-1863 г. к вульгарному либерализму состояло в том, что он не способен был примириться с действительностью, вытравить из своей души обаяния прежних убеждений. Махнув рукой на движение в целом, он вознамерился единолично решить задачу, не решенную его поколением или даже несколькими поколениями.
Разочарование не могло вытеснить из сознания Раскольникова всего того, что было воспитано идеологией освободительного движения. Он в иные минуты переживает настроения, выраженные в лирике Некрасова.
Действительность мучила Раскольникова, он решил с ней разделаться в одиночку, хотя не уверен, правильно ли он замышляет: "Ну мне ль помогать? Имею ли я право помогать?"
Раскольников потерял надежду на "светлое будущее", не смог заглушить голос совести, взывающий к справедливости.
Роман построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием Достоевского.
В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова?
Уголовная по своей сути, она была
В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова?
Уголовная по своей сути, она была
Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни?
Герой понимает, что плоды
Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни?
Герой понимает, что плоды
Воспринимать мир таким, как он есть, - подлость, думает Раскольников, компромисса он не принимал, поэтому оставалось одно: либо устранить несправедливый порядок, либо погибнуть вместе со взорванным миром. На эти мысли натолкнуло его письмо от матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Давняя тоска, давние думы сконцентрировались в одном пункте.
С этого момента абстрактная идея превращается в силу, толкающую Раскольникова на "дело".
Как можно жалеть человечество, если решаешься убить человека?
Как можно заботиться о
Как можно жалеть человечество, если решаешься убить человека?
Как можно заботиться о
Раскольников жалеет бедных людей не только по своей натуре, но и по убеждениям. По его мнению, должен появиться властелин, который в отличие от всех других правителей, употребил бы свое беспрекословное господство на то, чтобы вывести человечество из орбиты скорби в обетованный край. Он решил взять управление миром в свои руки и использовать закон по своему усмотрению: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", "...мне надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею..."
Раскольников ставит себя над человечеством во имя спасения человечества, он хочет "сгрести" людей в руки и потом делать им добро." Он взвалил на себя тяжесть, посильную только Христу, но вооружился не пальмовой ветвью, а топором.
Об убийстве "старухи" Раскольников говорит мимоходом, а об убийстве Лизаветы с трудом, потому что отождествляет себя с Наполеоном, он вспоминает Алену Ивановну и оправдывает свое злодеяние. Когда Раскольников сравнивал себя с Мессией, он вспоминает Лизавету и не может оправдать убийства: "Как в самом деле это страшно!"
Вспомним содержание второго сна Раскольникова: "...она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась... Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота..."
Какое значение для романа имеет этот вещий сон?
Сон подсказывает несостоятельность теории
Какое значение для романа имеет этот вещий сон?
Сон подсказывает несостоятельность теории
При помощи какой силы Соня надеется вернуть Раскольникова к жизни?
Сатанинской утопии
При помощи какой силы Соня надеется вернуть Раскольникова к жизни?
Сатанинской утопии
Удалось ли Соне "воскресить" Раскольникова?
В эпилоге романа писатель говорит о том, что религиозные убеждения Сони стали убеждениями Раскольникова. Страдания, перенесенные ими, открыли дорогу к счастью. Героев "воскресила любовь".
На чью помощь рассчитывает Раскольников?
Чтобы удержаться на высоте своей идеи Раскольникову
На чью помощь рассчитывает Раскольников?
Чтобы удержаться на высоте своей идеи Раскольникову
Радуется ли теперь он встрече сродными, друзьями?
Мать и сестра встретили его
Радуется ли теперь он встрече сродными, друзьями?
Мать и сестра встретили его
"Отстаньте вы все, ради бога, отстаньте!".
Ко всем теперь он испытывает "физическое отвращение... упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, - гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил..." Любовь к близким, как и любовь к человечеству, не может вернуть ему расположение духа. Тиран по отношению ко всем лишается возможности любить своих близких. Соня - иное дело.
В высказываниях Мармеладова мы не замечаем ни тени богоборчества. ни тени
В высказываниях Мармеладова мы не замечаем ни тени богоборчества. ни тени
Не случайно исповедь спившегося чиновника вызывает у Раскольникова вначале презрение и мысль о том, что человек - подлец. Но далее возникает идея более глубокая: "- Ну а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!.
О чем здесь речь? Если страдает человек без вины, раз он не подлец, то все внешнее по отношению к нему - что позволяет страдать и вызывает страдания - предрассудки. Социальные законы, мораль - предрассудки. И тогда Бог - тоже предрассудок. То есть человек - сам себе господин и ему все позволено.
Человек имеет право на нарушение внешнего закона как человеческого, так и
Человек имеет право на нарушение внешнего закона как человеческого, так и
Прежние размышления Раскольникова о "реальном деле", которое все не решаются совершить "из трусости", боязни "нового шага", начинают подкрепляться возрастанием в его теоретических построениях идеи самоценности человеческой личности.
Но в голове Раскольникова интенсивно работает мысль и о том, что не все люди страдают, страдает и унижается большинство, но определенная генерация "сильных" не страдает, а причиняет страдания. Обратимся к рассуждениям философа М.И. Туган-Барановского на эту тему. Исследователь считает постулирование людьми, подобными Раскольникову, идеи самоценности человеческой личности вне ее божественного самосознания теоретическим тупиком, подменой божественных нравственных законов человеческим своеволием. Формальное признание за всеми людьми права на самоценность оборачивается в социалистической теории правом на человекобожество для немногих: "Убеждение в неравноценности людей, - пишет Туган-Барановский, - есть основное убеждение Раскольникова в "Преступлении и наказании".
Для него весь род человеческий делится на две неравные чести: большинство, толпу обыкновенных людей, являющихся сырым материалом истории, и немногочисленную кучку людей высшего духа, делающих историю и ведущих за собой человечество."
Интересно, что у "философа" смирения Мармеладова, мыслившего все же достаточно по-христиански, нет неравенства перед Богом - все одинаково заслуживают спасения.
Однако христианские нормы никак не вписываются в утверждавшуюся Раскольниковым "новую мораль". Разделение на страдающих и виновных в страданиях проводится Человекобогом без учета христианского права на спасение каждого грешника и Божий суд подменяется на земле судом озлобленного страданиями Человекобога.
Для Раскольникова настоящим толчком к реализации его идеи послужил услышанный им
Для Раскольникова настоящим толчком к реализации его идеи послужил услышанный им
- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь!" И далее настоящая апология зла как благого деяния для человечества: "Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает..."
Значит, убийство старухи - "не преступление". К такому выводу в своих размышлениях приходит Родион Раскольников.
Однако, в чем порочность теории Раскольникова? С утилитарной точки зрения он прав - разум всегда оправдает жертву ради всеобщего счастья. Но как понимать счастье? Оно не заключается в накоплении или перераспределении материальных благ, нравственные категории вообще не поддаются рационализированию.
М.И. Туган-Барановский предлагает именно под этим углом рассматривать трагедию Раскольникова: "...Он хотел логически обосновать, рационализировать нечто по самому своему существу не допускающее такого логического обоснования, рационализирования. Он хотел вполне рациональной морали и логическим путем пришел к ее полному отрицанию. Он искал логических доказательств нравственного закона - и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан - ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя."
Далее Туган-Барановский утверждает христианскую мысль о том, что преступление Родиона Раскольникова именно в нарушении нравственного закона, во временной победе разума над волей и совестью: "Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для всего этого привести нельзя, как нельзя привести логического основания для всего того, что существует собственной своей силой, независимо от нашей воли. Факт тот, что наше нравственное сознание непобедимо утверждает нам святость человеческой личности; таков нравственный закон. Каково бы ни было происхождение этого закона, он столь же реально существует в нашей душе и не допускает своего нарушения, как любой закон природы. Раскольников попробовал его нарушить - и пал."
С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в
С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в
Интересны рассуждения о причинах "бунта" Родиона Раскольникова против общепринятой нравственности философа и литературоведа С.А. Аскольдова. Исходя из того, что любая общечеловеческая нравственность имеет религиозный характер, освящается в сознании масс авторитетом религии, то для личности, оставившей религию, закономерно возникает вопрос - а на чем зиждется нравственность? Когда же религиозность в обществе падает, то и нравственность принимает чисто формальный характер, держится исключительно на инерции. И вот против этих гнилых подпорок нравственности, по мнению Аскольдова, и выступает Раскольников: "Необходимо понять, что протест против нравственного закона, возникший в душе Раскольникова, по существу своему направлен не столько против него самого, сколько против его ненадежных устоев в современном безрелигиозном обществе".
Можно, конечно, рассуждать о том, что причинами появления теорий социалистического толка, вроде философских построений Раскольникова, или, скорее, не причинами, а питательной средой мог явиться упадок религиозности в обществе. Но практическая цель, вытекающая из теории Раскольникова, вполне ясна - получение власти над большинством, построение счастливого общества путем замены человеческой свободы материальными благами.
Нельзя не согласиться с рассуждениями С.А. Аскольдова о том, что в целом ряде произведений, в частности, в "Подростке", Достоевский категорически осуждает мысли о "добродетели без Христа": "Конечно, это добродетель не личной жизни, а именно, как общественного служения. Достоевский не только не верит ей, но видит в ней величайший соблазн и принцип разрушения. Общественное благо, если оно основано не на заветах Христа, непременно и роковым образом превращается в злобу и вражду, и прельщающее благо человечества становится лишь соблазняющей маской по существу злой и основанной на вражде общественности..."
К чему может привести неизбежное падение этой маски и торжество зла,
К чему может привести неизбежное падение этой маски и торжество зла,
Это причины, а далее - следствия этой бесноватости: "Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований..." Достоевский был убежден и неоднократно говорил об этом в своих статьях, что социалистические идеи - это плод лишь "головной работы", а к реальной жизни отношения не имеют. Об этом речь в приведенном выше отрывке из сна. Следующий этап бесноватости - внедрение теории в жизнь, в головы "тварей дрожащих": "Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшедствовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки..."
Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам: "Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе..."
К чему может привести неизбежное падение этой маски и торжество зла, которое она прикрывала, - хорошо предсказано Достоевским в пророческом сне Родиона Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания". Имеет смысл напомнить его полностью: "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими... "46
Это причины, а далее - следствия этой бесноватости: "Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований..." Достоевский был убежден и неоднократно говорил об этом в своих статьях, что социалистические идеи - это плод лишь "головной работы", а к реальной жизни отношения не имеют. Об этом речь в приведенном выше отрывке из сна. Следующий этап бесноватости - внедрение теории в жизнь, в головы "тварей дрожащих": "Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшедствовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки..."
Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам: "Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе..."
Далее у Достоевского - глубочайшая мысль о стирании в периоды революционных
Далее у Достоевского - глубочайшая мысль о стирании в периоды революционных
А как же с великими идеалами добра и счастья для людей? Достоевский об этом говорит очень определенно: "Язва росла и продвигалась все дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса."
Николай Бердяев в своей статье "Духи русской революции" как одно из удивительных прозрений Достоевского увидел его убеждение в том, что русская революция есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный". Для русского социализма чрезвычайно важно получить ответ на вопрос: есть ли Бог? Отсюда Достоевский предчувствовал, как горьки будут плоды русского социализма без Бога.
Н. Бердяев разглядел в произведениях Достоевского понимание философских, психологических, атеистических признаков русских бунтарей: "Русские сплошь и рядом бывают нигилистами - бунтарями из ложного морализма. Русский делает историю Богу из-за слезинки ребенка, возвращает билет, отрицает все ценности и святыни, он не выносит страданий, не хочет жертв. Но он ничего не сделает реально, чтобы слез было меньше, он увеличивает количество пролитых слез, он делает революцию, которая вся основана на неисчислимых слезах и страданиях...
Русский нигилист-моралист думает, что он любит человека и сострадает человеку более, чем Бог, что он исправит замысел Божий о человеке и мире...
Само желание облегчить страдание народа было праведно, и в нем мог обнаружиться дух христианской любви. Это и ввело многих в заблуждение. Не заметили смешения и подмены, положенных в основу русской революционной морали, антихристовых соблазнов этой революционной морали русской интеллигенции. Русские революционеры пошли за соблазнами антихриста и должны были привести соблазненный ими народ к той революции, которая нанесла страшную рану России и превратила русскую жизнь в ад..."
Теория Раскольникова и его практические дела по реализации своих планов, удивительным образом пронизав время, нашли свое воплощение в революции семнадцатого года. История связала мысли русских мальчиков-нигилистов девятнадцатого века с кровавыми делами их последователей в веке двадцатом.
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ РАСКОЛЬНИКОВА.
Суть теории Раскольникоеа.
Деление людей на "гениев" и "муравейник".
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ РАСКОЛЬНИКОВА.
Суть теории Раскольникоеа.
Деление людей на "гениев" и "муравейник".
Право "гениев" на "кровь по совести".
Самообман Раскольникова.
Причины преступления героя.
Окружающая действительность: город, нищета, унижения.
Особенности личности Раскольникова.
сострадание к чужой боли, уязвленная гордость;
готовность к жестокой "пробе", переоценка моральных сил.
Двойное убийство в романе.
"Катализаторы " преступления Раскольникова.
Разговор, услышанный героем в трактире.
Знакомство с семьей Мармеладовых.
Встреча с пьяненькой девочкой.
Письмо от матери.
Отношение Достоевского к преступлению Раскольникова.
"Воскресение" Раскольникова.