Литература зрелого средневековья. Героический эпос

Содержание

Слайд 2

ФРАНЦУЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

ФРАНЦУЗСКИЙ
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Слайд 3

Французский художник 19 в. Л-Ф.Амель. Карл Великий Эпос романских народов (французского

Французский художник 19 в. Л-Ф.Амель.
Карл Великий

Эпос романских народов (французского и испанского)


Х-XIII века.
Неизменный герой эпоса - западноримский император Карл Великий, коронованный в 800 г.
Он – самый великий из Каролингов (королевская и императорская династия 8-10 веков, название от латинизированного имени Карла Великого - Carolus Magnus).
Образ Карла Великого: «седобородый Карл», властитель эпической «милой Франции».
Деяния Карла стали сюжетом chanson de geste (песни о деяниях).
Носители эпической традиции во Франции – бродячие певцы – жонглёры (в Германии – шпильманы)
Они выступали на ярмарках, в замках, на городских площадях.
Их манера исполнения характерна для традиции устного рассказывания:
-речитатив;
-арфа или виола в качестве аккомпанемента;
-приём «забегания вперёд» (упоминание о еще не совершившихся событиях);
-эпические клише;
-постоянные эпитеты;
-повторы, параллелизмы.
Слайд 4

«Песнь о Роланде» – вершина французского эпоса. Сюжет – о битве

«Песнь о Роланде» – вершина французского эпоса.
Сюжет – о битве

в Ронсевальском ущелье в Пиренеях. Французский отряд подвергся нападению мавров (сарацин).
Отряд возглавляет Роланд – любимый племянник Карла Великого.
Он героически погибает. Виновником его гибели является его отчим Ганелон, который из ненависти к пасынку вступает в сговор с царем Сарагосы.
Карл Великий мстит за погибших и казнит разоблаченного Ганелона.
Поэма имеет историческую основу.
Основные художественные достоинства:
-сочетание эпической традиции с поэтической оригинальностью
-«строгий воинский эпос» (Е.М.Мелетинский):
-нет картин быта, мирной жизни, вместо пиров только военные советы;
-невеста Роланда – Альда, умирающая от горя, появляется только в конце поэмы;
-очень скупой пейзаж;
-о внутренних переживаниях можно судить только по внешним действиям.
Слайд 5

Система образов «Песни о Роланде» основа на контрастах: Роланд противопоставлен королю

Система образов «Песни о Роланде» основа на контрастах:
Роланд противопоставлен королю Карлу,

Оливье и Ганелону.
Величественный, могучий император Карл выступает как эпический монарх, а его юный племянник — активное действующее лицо, инициатор и главный участник основных событий.
Роланд — типичный для эпоса героический характер, подобно Ахиллу, Гильгамешу и др.
Ему также свойственна неистовость, «безмерность», богатырская переоценка своих сил.
Роланд отказывается вовремя затрубить в рог и призвать на помощь Карла Великого.
По этому поводу и возникает конфликт с разумным Оливье.
Разумен Оливье, Роланд отважен,
и доблестью один другому равен.
(Перевод Ю. Корнеева)
Трактовка богатырского своеволия выступает в форме «трагической вины»: поскольку Роланд отказался вовремя затрубить в рог, то он в известной мере повинен в гибели и своей, и своего отряда, но эта вина вытекает из его самых привлекательных качеств.
Слайд 6

ГЕРМАНСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

ГЕРМАНСКИЙ
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Слайд 7

Древние германцы - франки, готы, лангобарды и др. в I в.

Древние германцы - франки, готы, лангобарды и др. в I в.

н.э – одна из самых сильных этнических групп Европы.
Они кочевали на огромном пространстве между Эльбой и Рейном, Скандинавским полуостровом и Дунаем, совершая набеги на Римскую империю и подвластные ей земли.
Древние германцы имели зачатки письменности – руническое письмо.
Руны напоминают буквы древнегреческого и латинского алфавита.
Все известные памятники немецкой письменной литературы связаны с эпохой великого переселения народов (IV-VIIвв.)
Слайд 8

Крупнейшее произведение немецкого героического эпоса «Песнь о Нибелунгах» (1200, предположительно от

Крупнейшее произведение немецкого героического эпоса «Песнь о Нибелунгах» (1200, предположительно от

Nebel - туман, Нибелунги - дети туманов).
Наиболее известный памятник мировой литературы.
Песнь сложилась в эпоху переселения народов в землю прирейнских франков.
Образуется из двух сюжетов:
1.древнегерманской героической саги о Зигфриде, убийце дракона, освободителе вещей девы Брунгильды, который попадает во власть злых братьев и теряет сокровище, невесту и саму жизнь
2. исторической саги о гибели бургундского королевского дома в 437 г. в битве с гуннами Аттилы (Этцеля).
Слайд 9

В основе сюжета любовь Зигфрида и Кримхильды и вражда Кримхильды с

В основе сюжета любовь Зигфрида и Кримхильды и вражда Кримхильды с

женой ее брата - воинственной девой Брунгильдой.
Зигфрид - знаменитый победитель нибелунгов (древний род карликов, хранителей сокровищ на землях по реке Рейн).
Он известен тем, что отнял у карлика Альбрехта плащ-невидимку, убил страшного дракона  и выкупался в его крови.
От этого он стал неуязвимым.
Клад нибелунгов делает Зигфрида самым богатым.
В результате предательства Зигфрид погибает.
После его смерти его враг Хаген спрятал клад в воды Рейна.
Стремление Кримхильды отомстить за смерть Зигфрида приводит к гибели всех героев и ее собственной.
Несколько оставшихся в живых королей оплакивают умерших.
Слайд 10

Произведение состоит из 39 песен: Полны чудес сказанья давно минувших дней

Произведение состоит из 39 песен:
Полны чудес сказанья давно минувших дней
Про громкие

деянья былых богатырей.
Про их пиры, забавы, несчастия и горе,
И распри их кровавые услышите вы вскоре.
Жила в земле бургундов девица юных лет.
Знатней ее и краше еще не видел свет.
Звалась она Кримхильдой и так была мила,
Что многих красота ее на гибель обрекла...
...Хотя и охраняли особу королей
Двенадцать великанов, лихих богатырей,-
Что толку? Поднял Зигфрид свой Бальмунг, добрый меч,
И великаньи головы в траву упали с плеч...
Бальмунг – знаменитый меч Зигфрида.
Слайд 11

«Песне о Нибелунгах», в отличие от архаической скандинавской версии, совершенно чужды

«Песне о Нибелунгах», в отличие от архаической скандинавской версии, совершенно чужды

элементы языческой мифологии.
Мир богатырских сказок и исторических легенд, заполняющий «Эдду», отходит на второй план.
В первой части
Юношеские приключения Зигфрида (добывание клада, шапки-невидимки, победа над драконом и приобретение неуязвимости) носят сказочный характер.
Сватовство к Брюнхильде предстает в стиле рыцарского романа.
Столкновение сказки и придворного быта создает особый художественный эффект.
Много пышных описаний придворной жизни — пиров, турниров, охоты, куртуазного служения даме.
На первом плане - Вормский двор, похожий на феодальные дворы XII-XIII вв.
Именно в обстановке придворного быта возникает конфликт, составляющий завязку поэмы.
Во второй части
Действие происходит в стране гуннов, в мире суровой героики, в стиле исторического повествования.
Слайд 12

Важнейшие сюжетные отличия «Песни о Нибелунгах»: -Кримхильда мстит не мужу за

Важнейшие сюжетные отличия «Песни о Нибелунгах»:
-Кримхильда мстит не мужу за

братьев, а братьям за мужа;
-в «Песни о Нибелунгах» героический характер неотделим от демонизма . Верность Кримхильды Зигфриду дает толчок для превращения нежной и наивной девушки в мстительную фурию, неженская жестокость которой потрясает даже суровых воинов;
-«Песнь о Нибелунгах» носит драматически-трагический характер, а не спокойно-эпический .
Тема Нибелунгов часто становилась основой для создания произведений в других видах искусства.
Наиболее знаменита музыкально-драматическая тетралогия Р.Вагнера «Кольцо Нибелунгов».
Слайд 13

ИСПАНСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

ИСПАНСКИЙ
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Слайд 14

Испанский эпос во многом близок французскому, а искусство испанских эпических певцов-хугларов

Испанский эпос во многом близок французскому, а искусство испанских эпических певцов-хугларов

— имеет много общего с искусством французских жонглеров.
В испанском эпосе
-почти полностью отсутствует фантастика, в том числе и христианская,
-почти нет гиперболизации;
-редкая в эпической поэзии точность в передаче исторических реалий сочетается с обилием бытовых деталей, с изображением довольно пестрого народного фона;
-идеалы испанского эпоса имеют отчетливую демократическую окраску.
Лучший и полнее всего сохранившийся памятник испанской эпической поэзии — «Песнь о моем Сиде».
Песнь дошла в единственном списке 1307 г., составленном Педро Аббатом.
Слайд 15

Сид — знаменитый деятель реконкисты Родриго Диас де Бивар (1040-1099). Реконкиста

Сид — знаменитый деятель реконкисты Родриго Диас де Бивар (1040-1099).
Реконкиста (исп.

отвоевывание) – борьба испанцев с маврами, занявшими Пиренеи.  
Сидом его называли арабы (от аль-сеид – господин).
Родриго – ближайший советник и военачальник короля Кастилии Санчо. Часто бывал в немилости и несколько раз подвергался изгнанию.
Изгнание – исходная ситуация в истории эпического Сида, как гнев Ахилла в «Илиаде».
С большим сочувствием и эпической обстоятельностью повествуется о том, как обездоленный изгнанник с кучкой родичей и верных вассалов, оставив нежно любимую жену и дочерей в руках короля, начинает свой трудный путь.
На первых порах Сиду негде приклонить голову, он не имеет ни продовольствия, ни денег и даже вынужден прибегнуть к хитрости — «одолжить» денег у богатых евреев, отдав в залог запечатанные сундуки, набитые камнями (распространенный новеллистический мотив).
Постепенно, обязанный только собственному ратному труду, своему благоразумию и самоотверженности верных воинов Сид достигает великих успехов в завоевании мавританских земель, добывает несметное богатство, а уже эти успехи и богатство делают возможным примирение с королем.
Слайд 16

Сид подчеркивает свою вассальную верность несправедливому сюзерену, посылает ему богатые дары:

Сид подчеркивает свою вассальную верность несправедливому сюзерену, посылает ему богатые дары:
И

на устах повсюду такое у них слово:
«Вот добрый был бы вассал, будь сеньор его добрым».                  (Перевод Б. Ярхо)
Образ Сида своеобразен:
-внешний облик – зрелый мужчина с пышной бородой;
-приближается к типу богатыря-военачальника;
-Сиду чужда героическая неистовость, безрассудная смелость - он уравновешен, рассудочен, сдержан, прекрасный дипломат, не дает аффектам увлечь себя, он зорко бережет не столько сословно-воинскую честь, сколько собственное достоинство, понимаемое очень широко, общечеловечески;
-Сид не только воин, он рачительный хозяин в своих владениях, в своем войске, нежный семьянин (постоянно заботится о семье, переживает неудачный брак дочерей).