Литературный Петербург Ф.М. Достоевского (11 класс)

Содержание

Слайд 2

Содержание Краткое описание…………………………….…..3 Роль Петербурга в романе……………...….4 Петербург……………………….…………………….5 Павловск……………………………………………….12 Заключение…………………………………………..18 Источники…………………………………………….19

Содержание

Краткое описание…………………………….…..3
Роль Петербурга в романе……………...….4
Петербург……………………….…………………….5
Павловск……………………………………………….12
Заключение…………………………………………..18
Источники…………………………………………….19

Слайд 3

В данной презентации представлены современные фотографии мест Петербурга, упомянутых в романе

В данной презентации представлены современные фотографии мест Петербурга, упомянутых в романе

русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Идиот», а также небольшие пояснения о том, как связаны выбранные места с жизнью самого автора.

Краткое описание

Содержание

Слайд 4

Предварительно стоит отметить, какое место в романе занимает сам город и

Предварительно стоит отметить, какое место в романе занимает сам город и

что он значит для своих героев.
Итак, в произведении Достоевского «Идиот» Петербург – это олицетворение характеров каждого из персонажей, переживающих разворачивающиеся события романа. Вокруг них он выстраивает атмосферу, которая с легкостью и точностью адаптируется под своего героя, а после отражает его настроение, мысли и чувства.
Таким образом, в романе «Идиот» Петербург характеризует людей, живущих в нем, он помогает читателю через предметные и цветовые детали лучше понять героя, причины его поведения.

Роль Петербурга в романе

Содержание

Слайд 5

«…В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской

«…В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской

железной дороги на всех парах подходил к Петербургу…»
Петербург

Действие романа начинается с прибытия главного героя князя Мышкина в Петербург на Варшавский вокзал, после чего герой направляется в дом Епанчиных, находившийся недалеко от Спасо-Преображенского собора.

Содержание

Слайд 6

«…Жил в собственном доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу

«…Жил в собственном доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу

Преображения…»

С реальностью данный адрес имеет следующую связь: здесь, по мнению литературных краеведов, проживал статский советник Иван Дирин. Как и генерал Епанчин, он владел еще одним домом в центре города, но предпочитал жить у Спаса Преображения, что было весьма практично. Однако домом Епанчина вполне мог быть дом надворного советника Александра Лисицина, расположенный прямо на противоположной стороне площади.

Содержание

Слайд 7

Барашкова Настасья Филипповна – один из ключевых героев данного произведения, с

Барашкова Настасья Филипповна – один из ключевых героев данного произведения, с

которой связаны три адреса: Большой театр в Петербурге (куда случайно попадает князь Мышкин, идущий по следам своей «пленительницы»), Михайловский театр на площади искусств (или «Французский театр», где часто бывает сама девушка)…

«…Да вечером в Большом али во Французском театре в своей собственной ложе сидит. Офицеры там мало ли что промеж себя говорят, а и те ничего не могут доказать: «вот, дескать, это есть та самая Настасья Филипповна», да и только; а насчет дальнейшего — ничего! Потому что и нет ничего…»

Содержание

Слайд 8

«...Близ Владимирской, у Пяти углов. Дом с балконами". И показывает Мышкину

«...Близ Владимирской, у Пяти углов. Дом с балконами". И показывает Мышкину

дом с "великолепным подъездом" и "швейцаром " …»

…и квартира «близ Владимирской, у Пяти Углов».

Прототипом Настасьи Филипповны послужила молодая возлюбленная Достоевского – Аполлинария Прокофьевна Суслова. Считается, что автор передал своей героине не только черты девушки, но и ее адрес проживания в Петербурге.

Содержание

Слайд 9

«…Он знал про дом, что он находится в Гороховой̆, непо­далеку от

«…Он знал про дом, что он находится в Гороховой̆, непо­далеку от

Садовой̆… Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. …с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. … И снаружи и внутри как-то негостеприимно и сухо, всё как будто скрывается и таится…»

Однако роковым становится совершенно другое место – квартира Рогожина, находящаяся по адресу: улица Горохова (идут споры насчет точного адреса, но предположительно это либо 38, либо 41 дом). Именно здесь произойдет событие, повлиявшее на судьбы 3-х людей – убийство Настасьи Филипповны.

Содержание

Слайд 10

Так как за все время развития событий романа князь Мышкин приезжал

Так как за все время развития событий романа князь Мышкин приезжал

в Петербург не один раз, то следует упомянуть еще один адрес: второе прибытие князя было связано с возвращением из Москвы на Николаевский вокзал, позже переименованный в Октябрьский, ныне – Московский.

«...На другой или на третий день после переезда Епанчиных с утренним поездом из Москвы прибыл и князь Лев Николаевич Мышкин. Его никто не встретил в "воксале" (объяснение данного слова на слайде 13)…»

Содержание

Слайд 11

В это время он останавливается в гостинице, где позже на него

В это время он останавливается в гостинице, где позже на него

покушается Рогожин…

Гостиница не однажды именуется «трактиром». Для петербургских заведений средней руки было в порядке вещей, когда одни и те же хозяева держали в нижнем этаже трактир, а в верхних — гостиницу или номера. С учетом из четырех вариантов адреса предпочтительнее оказывается дом надворного советника Якова Перрена на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц.

Содержание

Слайд 12

Павловск Также значительная часть действия романа разворачивается в пригороде Петербурга –

Павловск

Также значительная часть действия романа разворачивается в пригороде Петербурга – Павловске,

именно сюда после первого приступа приезжает князь Мышкин, чтобы отдохнуть. Но уже с самого вокзала героя ожидают приключения.

 «…В Павловском вокзале по будням, как все по крайней мере утверждают, публика собирается избраннее, чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают «всякие люди» из города. Туалеты праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр, может быть, действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интимности…».

Прообразом для конфликта, упомянутого в романе на вокзале, послужила реальная ситуация, случившаяся с Достоевским, когда тот заступился за девушку.

Содержание

Слайд 13

«В 1836 году, одновременно с началом строительства Царскосельской железной дороги —

«В 1836 году, одновременно с началом строительства Царскосельской железной дороги —

первой в России — был объявлен конкурс на проект «воксала» в Павловске «с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», - рассказывает Борис Тихомиров. Павловский «воксал» превратился в ресторан, в котором обедали под музыку. Именно благодаря популярности Павловского «воксала» и другие станции железной дороги стали называть «воксалами». В значении «увеселительное заведение с садом, музыкой и выпивкой» это слово существовало в русском языке еще с конца XVIII в. В значении «железнодорожная станция» его название встречается уже в 1860-е гг. — это неологизм. Позже здание вокзала будет перенесено в другое место.

Содержание

Слайд 14

Путешествие по дачам, которые упоминаются в романе Достоевского, пожалуй, стоит начать

Путешествие по дачам, которые упоминаются в романе Достоевского, пожалуй, стоит начать

с дома Лебедева, так как именно часть его дома снимал главный герой.

«…Дача Лебедева была небольшая, но удобная и даже красивая. Часть ее, назначавшаяся внаем, была особенно изукрашена. На террасе, довольно поместительной, при входе с улицы в комнаты было наставлено несколько померанцевых, лимонных и жасминных деревьев…»

Прототипом данной дачи выступил реальный дом, принадлежавший семье Титова, находившийся по адресу: Дом штабс-капитана Михаила Алексеевича Титова на 3-й Матросской улице, ныне – Садовая улица, 45/29.

Содержание

Слайд 15

Следующая дача в романе принадлежит Епанчиным, именно здесь проживала Аглая, девушка

Следующая дача в романе принадлежит Епанчиным, именно здесь проживала Аглая, девушка

влюбленная в Мышкина.

«…Дача Епанчиных была роскошная дача во вкусе швейцарской хижины, изящно убранная со всех сторон цветами и листьями. Со всех сторон ее окружал небольшой, но прекрасный цветочный сад. Сидели все на террасе, как и у князя; только терраса была несколько обширнее и устроена щеголеватее...»

Эта дача тоже существовала в реальности, находилась она в парке, в 300 шагах от дачи Титовых на 3-й Матросской улице. Она действительно была довольно роскошной и построена для гофмаршала К. А. Нарышкина. Но позже ее приобрела та же семья Титовых.

Содержание

Слайд 16

Нельзя пройти стороной адреса, связанные с главной героиней, Настасьей Филипповной, чья

Нельзя пройти стороной адреса, связанные с главной героиней, Настасьей Филипповной, чья

жизнь в Павловске была не менее насыщенной, чем в Петербурге.

«…Когда они уже почти вплоть подошли к дому Дарьи Алексеевны (большому и старому деревянному дому), с крыльца вышла одна пышная барыня и с нею молодая девица...» 

Про дачу Барашковой сказано противоречиво: Г. А. Иволгин говорил: «…Живет … Матросской улице, в небольшом, неуклюжем домике…», а в повествовании позже автор пишет: «…подошли к дому Д. А. (большому и старому деревянному дому), …». Однако, так как второе описание дается от имени очевидца-Мышкина, и ему доверяют больше, то принято считать, что дома Настасьи находится на месте дома конопатчика Иванова. Современный адрес: 1-я Краснофлотская, д. 3.  Такую неоднозначность с адресом объясняют тем, что Достоевский метался между двумя реальными домами, в одном из которых жил сам, а в  другом позднее умер.

Содержание

Слайд 17

Хочется сказать и о соборе Святой Марии Магдалины, где должно было

Хочется сказать и о соборе Святой Марии Магдалины, где должно

было состояться неожиданное, неоднозначное и противоречивое венчание между Мышкиным и Барашковой.

«…если уж решена свадьба, то, по крайней мере, зачем в Павловске, да еще в дачный, в модный сезон,..? Не лучше ли в Петербурге,…?  Князю … ясно было, к чему клонились … страхи; но он ответил коротко …, что таково непременное желание Настасьи Филипповны…»

В 1866-го Достоевский навещал молодую красавицу Анну Корвин-Круковскую (прототип Аглаи Епанчиной) в Павловске. Писатель был увлечен Анной и сделал ей предложение, которое она не приняла, однако сохранила с Достоевским дружеские отношения, как и ее сестра Софья. Знакомство с умными, образованными дочерями генерала Корвин-Круковского, поначалу со скепсисом смотревшего на общение старшей дочери с бывшим каторжником отразилось в «Идиоте». Также именно здесь отпевали старшего брата писателя Михаила Михайловича Достоевского.

Содержание

Слайд 18

Петербург - это город Достоевского. Здесь он прожил большую часть своей

Петербург - это город Достоевского. Здесь он прожил большую часть

своей жизни. В этом городе он сформировался как писатель. Санкт-Петербург был для великого прозаика источником вдохновения. Несмотря на противоречивое отношение к городу Федоровича Михайловича, Петербург навсегда становится частью его жизни и его творчества.
Заключение

Содержание

Слайд 19

Источники Роман М.Ф. Достоевского «Идиот» Интернет ресурсы Содержание

Источники

Роман М.Ф. Достоевского «Идиот»
Интернет ресурсы

Содержание