- Главная
- Литература
- Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать презентации по Литературе
Содержание
- 2. Детство Спас-Клепиковская учительская школа Творчество С.Е.Есенина Характерные черты стиля С.Е.Есенина Последние месяцы жизни Поэтические странички Кроссворд
- 3. Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в
- 4. Бабушка Аграфена Панкратьевна умерла в 1908 году в возрасте 53 лет и почти все детские воспоминания
- 5. Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распоряд лась, что крестить и помогать
- 6. С.А. Есенин с сёстрами Катей (слева) и Шурой (справа). 1912г Федор Андреевич Титов –дед поэта. 1926г.
- 7. Родители поэта хотели, чтобы из него вышел сельский учитель. В сентябре 1909 года Сергея Есенина отдали
- 8. Часто в свободное от уроков время Есенин с товарищами бывал в семье своего школьного товарища Гриши
- 9. Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда завершался первый год мировой войны.
- 10. В марте 1915 года Есенин уехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был
- 11. Творческое напряжение его не покидает. Выходит в свет книга «Москва кабацкая», написаны поэмы: «Поэма 036», «Анна
- 12. Характерные черты стиля Сергея Есенина Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут
- 13. устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: «Схимник- ветер шагом осторожным, мнет
- 14. 6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью
- 15. Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну
- 16. «Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье...»; «И вот стал
- 17. народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте встречается немало перекличек с собственными
- 18. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и
- 19. Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и судьбе двух гениев и сравнивали Есенина
- 20. Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми связано предсказание судьбы. Черный— это
- 21. Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути
- 22. На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей жене поэта Тициана Табидзе —
- 23. В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но
- 24. Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина
- 25. поэтические странички . "Нет поэта без Родины..." Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да
- 26. БЕРЕЗА Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились
- 27. По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел
- 28. Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До
- 29. О муза, друг мой гибкий, Ревнивица моя. Опять под дождик сыпкий Мы вышли на поля. Опять
- 30. ПУШКИНУ Мечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою
- 31. Образ матери в произведениях С.А. Есенина Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе.
- 32. Старушка милая, Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую Твою любовь и память. Но только ты
- 33. 1 3 2 4 5 6 7 8 Кроссворд 9 10 11 12 13
- 34. ПО ВЕРТИКАЛИ 1. Как называют село Константиново сейчас? 2. Название села, в котором родился и жил
- 35. Литература 1.Есенин С.А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. Статья и примеч.А.Козловского.- М.: худож. Лит.,1983.-432 с.,16 л. Ил.,
- 37. Скачать презентацию
Детство
Спас-Клепиковская учительская школа
Творчество С.Е.Есенина
Характерные черты стиля С.Е.Есенина
Последние месяцы жизни
Поэтические странички
Кроссворд
Литература
Автор
Сергей Есенин
Детство
Спас-Клепиковская учительская школа
Творчество С.Е.Есенина
Характерные черты стиля С.Е.Есенина
Последние месяцы жизни
Поэтические странички
Кроссворд
Литература
Автор
Сергей Есенин
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по
Старинное русское село Контантиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой прямой улицей, которая тянулась на несколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волокна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново.
Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Отец Есенина — Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову.
Сыграв свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, где он работал мясником, а мать осталась жить в доме свекрови, Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в семье. Основной доход Аграфена Панкратьевна получала от жильцов: художников, работавших в церкви, и монахов, ходивших по деревням с чудотворными иконами. Для постояльцев нужно было готовить, стирать, носить воду и убирать, поэтому молодой жене Александра Никитича приходилось много помогать свекрови.
Детство.Константиново.
(1895-1909)
Бабушка Аграфена Панкратьевна умерла в 1908 году в возрасте 53 лет
Бабушка Аграфена Панкратьевна умерла в 1908 году в возрасте 53 лет
По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе.
В сентябре 1904 года Есенин поступил в Константиновское земское училище. Обучение в училище было рассчитано на четыре года. Кроме чтения, письма, арифметики, русской истории и географии изучали религиозные предметы — священную историю, Евангелие и молитвенник.
В сентябре 1904 года Есенин поступил в Константиновское земское училище. Обучение в училище было рассчитано на четыре года. Кроме чтения, письма, арифметики, русской истории и географии изучали религиозные предметы — священную историю, Евангелие и молитвенник.
Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распоряд
Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распоряд
Но он на это не обращал внимания. Он опять зажигал и читал...» по фонограмме рассказа Т.Ф. Есениной).
В мае 1909 года Есенин с похвальным листом закончил Константиновское земское училище. Особенно гордился этой наградой отец Сергея, потому что похвальный лист редко кто имел в Константинове. По этому случаю он неожиданно приехал из Москвы и повесил похвальный лист своего сына в красивую рамку со стеклом. А.Н. Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться.
Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – отец и мать поэта. 1905г.
С.А. Есенин с сёстрами Катей (слева) и Шурой (справа). 1912г
Федор Андреевич
С.А. Есенин с сёстрами Катей (слева) и Шурой (справа). 1912г
Федор Андреевич
Из семейного архива
Родители поэта хотели, чтобы из него вышел сельский учитель. В сентябре
Родители поэта хотели, чтобы из него вышел сельский учитель. В сентябре
Один из учителей Сергея, старший преподаватель Евгений Михайлович Хитров, который фактически руководил жизнью школы, вспоминал: «Знания его были шире положенной программы. Он много читал». Больше всего поэту нравился Лермонтов и Кольцов, позже он «перешел к Пушкину».
В обычае Е.М. Хитрова было читать целиком в классе большие произведения вроде «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и пр. «Но думаю, — вспоминал он, — не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и появятся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном». Обладая замечательной памятью, Есенин знал прочитанные в детстве произведения наизусть.
Обязательными предметами в школе были закон Божий и церковно-славянский язык. Все ученики в субботу и воскресенье ходили в церковь, участвовали в церковных службах и школьном хоре. Есенин учился хорошо, но был очень озорным. Казенный дух Спас-Клепиковской школы угнетал его.
Спас- Клепиковская учительская школа
(1909-1912)
Часто в свободное от уроков время Есенин с товарищами бывал в
Часто в свободное от уроков время Есенин с товарищами бывал в
С.А. Есенин. 1922г.
Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда
Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда
Разумеется , есенинский протест не мог иметь той идейной глубины и последовательности, как, скажем, у Горького, но сам этот факт серьёзно отличал его от многих литераторов того времени.
Творчество
В марте 1915 года Есенин уехал в Петроград. Одним из первых,
В марте 1915 года Есенин уехал в Петроград. Одним из первых,
В 1916 году выходит книга стихов «Радуница», в журнале «Северные записки» опубликована повесть «Яр». Есенина призывают на военную службу — шла I Мировая война. Он послан в Царско-Сельский военно-санитарный поезд санитаром. Летом этого года читал свои стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии. С лета 1917 года по лето 1920 года Есенин пишет много. Написаны поэмы «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Кобыльи корабли», вышли сборники стихов «Голубень», «Трерядница» и книги «Сельский часослов», «Ключи Марии». В январе 1921 года выходит сборник «Исповедь хулигана». Осенью Сергей Есенин знакомится с Айседорой Дункан. Разведясь с Зинаидой Райх, в мае 1922 года Есенин женился на А. Дункан. Вместе с ней он совершает путешествие по странам Европы: Германия, Франция, Италия. Побывали они и в Америке. Как вспоминал сам поэт: «В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию».
В биографии С. Есенина было несколько судебных дел. В октябре 1920 года его вместе с братьями Кусиковыми арестовали по ложному доносу, но через несколько дней выпустили. В ноябре 1923 года его арестовывают снова, обвинив в «антисемитизме». Вместе с ним обвиняются его друзья — Клычков, Орешин и Ганин. Нервы С. Есенина
на пределе. Поэтому и ещё для того, чтобы спрятать его от нового ареста, друзья поместили его сначала в Шереметевскую, а потом и Кремлёвскую больницы.
.
Творческое напряжение его не покидает. Выходит в свет книга «Москва кабацкая»,
Творческое напряжение его не покидает. Выходит в свет книга «Москва кабацкая»,
После поездки в Баку (сентябрь 1924 года), вернувшись в Москву, Есенин знакомится с внучкой Л.Н. Толстого — Софьей Толстой — и женится на ней в сентябре 1925 года.
К этому времени вышли в свет: сборник «О России и революции», книга «Берёзовый ситец», сборники стихов «Персидские мотивы» и «Избранные стихи». Закончена поэма «Чёрный человек».
С Госиздатом был подписан договор на издание собрания сочинений в трёх томах.
Характерные черты стиля Сергея Есенина
Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных
Характерные черты стиля Сергея Есенина
Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных
устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа:
устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа:
6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение
6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение
Несмотря на плохое здоровье и тяжелое душевное состояние, Есенин в последние месяцы жизни много и легко пишет. Порой в течение одного дня или ночи он сочиняет несколько стихотворений или одно большое произведение. И таких дней немало. 13 сентября после прогулки со своей сестрой Шурой и женой С.А. Толстой-Есениной и нескольких забавных случаев Есенин пишет четыре стихотворения, посвященные «Сестре Шуре».
В ночь с 4 на 5 октября Есенин диктует С.А. Тол стой-Есениной подряд семь шести и восьмистрочных стихотворений. В ночь с 7 на 8 октября пишет «Сказку о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве».
Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в конце своей жизни, является поэма «Черный человек». Эта последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина относится к самым загадочным произведениям мировой поэзии. И сопоставима разве только с «Медным всадником» и «Моцартом и Сальери» Пушкина или «Двенадцатью» Блока. В отличие от «Анны Снегиной», которую Есенин написал всего за один месяц, «Черный человек» создавался в течение нескольких лет. Поэма была задумана в 1921 — 1922 годах и написана в 1923.
Последние месяцы жизни
(сент. - дек. 1925)
"Черный человек", "До свидания ,друг мой, до свиданья..."
Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой
Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой
Публикация «Черного человека» состоялась только после смерти Есенина и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая. Тем более что ее содержание и герой — «мальчик из простой крестьянской семьи», которого автор награждает собственным портретным сходством, дают на это внешние основания. Критики видели в поэме «безысходную тоску», «сплошной бред и душевный тик».
На самом деле в «Черном человеке» сложным образом слились широкие философские обобщения, жизненные впечатления, приметы культурной жизни первой четверти XX века, реально виденное и пережитое. Одним из источников является биография поэта
«Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье...»;
«И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт...»;
«И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою...».
Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна.
Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916);
«Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой
«Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой
«И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт...»;
«И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою...».
Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна.
Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916);
«Но болен я...
Сиреневой порошей...» (1925) и др.
Они получают наиболее трагическое воплощение в поэме «Черный человек» —
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен».
В «Черном человеке» отражены свойственные есенинской лирике символика зеркальности («зеркало залива», «синие затоны озер», «озерное стекло», «оконное стекло» и др.) и идея двойничества, связанная, по мнению поэта, с «религией мысли нашего
народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте
народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте
«Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов» — перекличка со «Страной Негодяев» (1922 — 1923); строки
«Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой» напоминают «Сорокоуст» (авг. 1920) —
«Скоро изморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга»; а также «Пугачева» —Обсыпанная солью, песком и известкой» и т.д.
При подготовке своего Собрания сочинений Есенин не случайно поместил «Черного человека» в третий том больших эпических поэм. Жанр поэмы очень своеобразен. Она построена в духе философской драмы-притчи с элементами исповеди. Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте.
Заглавие поэмы «Черный человек» — прямая пушкинская цитата. Упоминая «трагедию зависти» — «Моцарта и Сальери», Есенин подчеркивал, что в образе Черного человека воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта. Душа героя «Черного человека» болит так же, как душа пушкинского героя.
В «Черном человеке» многое навеяно «Моцартом и Сальери», но главное — тезис:
А гений и злодейство — Две вещи несовместные.
Есенин, внимательно изучавший творчество Пушкина, конечно же, знал, что наивно-романтическое понимание этого тезиса противоречит взглядам его кумира. В основе «Моцарта и Сальери» лежат три легенды о гении и злодействе: о том, что Сальери отравил Моцарта, «что Бомарше кого-то отравил», и еще одна — о гениальном живописце и скульпторе Микеланджело Буонарроти, который во имя искусства якобы совершил тяжкое преступление: «пригвоздил к кресту своего натурщика, наблюдая, как он умирает»
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадоксально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью.
По сути, Есенин предлагает неожиданную трактовку традиционного образа, воплотив в нем не только злые силы, преследующие поэта, но и черные стороны души героя. И достигает большой убедительности в воплощении своей любимой идеи о великой силе искусства и о том, что стихом можно спасти человека. Тема Гения и высокого искусства оказывается неразрывно связанной с темой ответственности художника за Зло и болезни мира. Нередко ради искусства он жертвует даже собственной жизнью. Моцарт — по воле Сальери. Есенинский поэт — по собственной воле.
В остальном главный герой «Черного человека» похож на Моцарта, которого Сальери характеризует «безумцем», бездельником и «гулякой праздным», подчеркивая противоречие между творчеством Моцарта-художника и поведением Моцарта-человека. Есенинский черный человек также постоянно иронизирует над поступками желтоволосого поэта.
Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и
Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и
Любопытно, что многие классические произведения, где встречаются образы портрета, «знакомой тени» или зеркала, привлекшие внимание Есенина, отмечены вниманием Пушкина (к примеру, лирика француза А. Мюссе, первую книгу которого приветствовал в России Пушкин). Во многих — по аналогии со «странным случаем» с Моцартом встречаются другие странные случаи, странные люди и странные портреты, причем тоже связанные с темой Добра и Зла, «гения и злодейства»: «странный человек», собственный портрет, в котором живут два человека из «Записных книжек» К.Н. Батюшкова; «что-то странное» в портрете, который вызывает «странно-неприятное чувство» в повести «Портрет» Н.В. Гоголя; «странный посетитель» черт, напоминающий «известного рода русского джентльмена» в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского; «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона, давшая нарицательное обозначение теме двойников и двойничества; «странные перемены» в портрете, который становится зеркалом души у О. Уайльда и др.
Но в отличие от пушкинского, есенинский персонаж не только черный человек и воплощение черных сил окружающего мира, но и двойник поэта — два или даже три в одном. По мысли это нечто сходное со словами: «Но коль черти в душе гнездились — // Значит, ангелы жили в ней». Образ одновременно и традиционен и оригинален, Он восходит не только к классическим литературным образцам, но прежде всего к народной мифологии, к сказкам и притчам.
Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми
Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми
Есенин до предела сгущает ситуацию бесовского разгула. Основное действие происходит декабрьской метельной ночью при луне. И именно ночью происходит вечная и нескончаемая борьба божеств добра и зла за владычество миром. «Черный человек, черный, черный» и еще раз «черный человек», — повторяет Есенин, как бы выделяя основной признак нежданного гостя.
Свист ветра, окошко, зеркало, метель, которая заводит «веселые прялки», и перекресток, на котором обычно происходят встречи с нечистой силой и бесами, определяют атмосферу этой загадочной поэмы. Свист ветра уже в первой строфе «Черного человека» выступает как характерный признак нечистой силы. В народе существует поверье, что метель происходит от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения.
«Мерзкая книга», по которой водит пальцем черный человек в свой первый приход, напоминает библейскую книгу жизни, в которую вписывается имя человека при его рождении. В судный день эта книга прочитывается Всевышним. Но у Есенина за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол.
Окошко и зеркало, соединяющие видимое — невидимое, открытое — закрытое — традиционные образы русской национальной жизни. Есенин сближает эти образы по смыслу — «Я один у окошка»
— «Я один...
И — разбитое зеркало». Это сближение оправдано: если иметь в виду окно ночью в освещенном доме, то в нем человек отражается, как в зеркале.
Для Есенина важно также, что зеркало выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии — символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).
Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает
Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает
Метафора «И метели заводят веселые прялки» также связан; с народными поверьями о небесных пряхах, которые ночью пряду нить человеческой жизни и посылают смерть.
Каждое высказывание таит в себе и утверждение и отрицание. ан титезность находит отражение в лексике (прекрасных — отвратительных, женщина — девочка, счастье — муки, до дьявола чист), I синтаксисе (но, хоть), в звукописи и рифмах (чист — авантюрист планов — шарлатанов), в ритмике.
Поэма стала пророческой.
26 ноября поэт лег в клинику 1-го Московского государственного университета. Там были написаны стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...» и др. 21 декабря Есенин ушел из клиники. В Госиздате написал заявление с просьбой аннулировать все доверенности, гонорар выдавать только ему и снял со сберкнижки почти все имеющиеся деньги, необходимые для поездки в Ленинград. 23 декабря посетил Госиздат, просил выслать гранки его Собрания в Ленинград и выехал из Москвы вечерним поездом. Здесь, в городе, где к поэту пришла известность и слава, он собирался начать новую жизнь.
В Ленинграде Есенин остановился в гостинице «Англетер», известном всем петербуржцам «скромно-барственном отеле на Исаакиевской площади».
27 декабря поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Необычное обстоятельство написания стихов он в тот же день объяснил тем, что в гостинице нет чернил.
На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей
На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей
Обычай писать кровью восходит к рыцарской традиции и отражен в романсе Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»
Стихотворение Есенина, состоящее всего из восьми строк, таит множество загадок. Идут споры об адресате этих стихов, которые поэт в этот же день передал В.И. Эрлиху. Но скорее всего, как считал В.Г. Шершеневич, оно «написано к несуществующему другу, в пространство». Один из зарубежных исследователей заметил, что Есенин в нем «памятливо прочел немецкую масонскую похоронную песню»
До свиданья, брат, о, до свиданья!
Да, за гробом, за минутой тьмы,
Нам с тобой наступит час свиданья
И тебя в сияньи узрим мы!
Не менее любопытен еще один штрих. Первая строка «До свиданья, друг мой, до свиданья...» напоминает начало «Черного человека», написанного с оглядкой на «Моцарта и Сальери». А в завершающей сцене маленькой драмы Пушкина Сальери в ответ на слова Моцарта: «Прощай же!», зная, что отравленный Моцарт скоро умрет, — отвечает ему: «До свиданья».
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью человеческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от каких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече.
И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Славься, Матерь Божья (лат.).
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье
И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Славься, Матерь Божья (лат.)
«После этих слов, — по мнению Маяковского, — смерть Есенина стала литературным фактом» (В. Маяковский. «Как делать стихи». 1926). Утром 28 декабря Есенин был найден повешенным в своем номере гостиницы «Англетер».
29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида. Затем гроб с телом поэта перевезли на поезде в Москву, где 30 декабря в Доме печати вся Москва прощалась с «московским озорным гулякой». «Везде, — вспоминает один из современников поэта, — говорили о трагической смерти Есенина. Все искали его стихов, читали его предсмертные строки:
До свиданья, друг мой, до свиданья!..
Вечером мы пошли в Дом печати... Дул влажный ветер. Воздух был совсем весенний, снег — сырой. По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью: «Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина». Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб, была полна народу... В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С.А.
Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая
Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая
Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом обнесли вокруг памятника Пушкину.
Большинство современников не сомневалось в самоубийстве поэта. Эта версия была подвергнута сомнению уже в наши дни. Выдвигаются гипотезы, что Есенина убили.
После смерти Есенина критика, обслуживающая интересы нового строя, связала с именем поэта самые отрицательные черты русской деревни и национального русского характера. Возникло даже уничтожающее понятие «есенинщина», с которым была объявлена непримиримая борьба. Стихи поэта почти не издавались, а его имя было вычеркнуто из истории русской литературы. Но всегда, вопреки запретам, Есенин был одним из самых любимых поэтов в России. И главный секрет всеобщей и неиссякаемой любви к Есенину в уникальности его поэтического дара.
В революционную эпоху ломки традиционных укладов, смертельной схватки России белой и красной Есенин стал для каждого «стана» выразителем русской боли о невозвратном и в то же время веры в грядущее -преображение родины. Его стихи были близки чекисту и белогвардейцу, изысканному эстету и человеку, не имеющему никакого отношения к литературе.
В 1950 году Георгий Иванов, русский поэт, оказавшийся на чужбине, писал: «На любви к Есенину сходятся <...> два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего. <...> Мертвому Есенину удалось то, что не удалось за тридцать два года большевизма никому из живых. Из могилы он объединяет русских людей звуком русской песни...» Это удивительное по проницательности наблюдение выражает великую духовную миссию поэта, ставшего мифом XX века. Поэта, который пришел на эту землю объединять утраченное, соединять, примирять враждующих, просветлять их души врачующим словом любви.
поэтические странички
.
"Нет поэта без Родины..."
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только
поэтические странички
.
"Нет поэта без Родины..."
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только
Да заречная коса...
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
А.Рамодановская. Село Константиново. 1956.
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
"Выткался на озере алый свет зари..."
* * * * *
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Знаю выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую до пьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в шалостях зари.
1910 г.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
"Я помню, любимая, помню..."
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Берёзовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
« пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня на всегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.
1925 г.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех шжлал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег,
1915
"Дай, Джим, на счастье лапу мне..."
О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы
О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы
Опять весенним гулом
Приветствует нас дол.
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
Теперь бы песню ветра
И нежное баю -
За то, что ты окрепла.
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.
Теперь бы брызнуть в небо
Вишнёвым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Разумниковский лик.
Тогда в веселом шуме
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.
Теперь мы стали зрелей
И весом тяжелей…
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.
И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Пол ветром не погас.
"Я иду долиной, на затылке кепи..."
ПУШКИНУ
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на
ПУШКИНУ
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на
Стою и говорю с собой
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман.
О Александр! Ты был повеса
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть
" Товарищи по чувствам и перу..."
Образ матери в произведениях С.А. Есенина
Образ матери – один из самых
Образ матери в произведениях С.А. Есенина
Образ матери – один из самых
Есенин находится не только в кровной, но и в духовной связи с матерью. Именно ей он доверяет свои мечты и надежды на поэтическую славу. Среди стихов, посвященных матери одно из самых известных «Письмо матери» (1924г.) Вряд ли можно найти ещё одно произведение, в котором с такой задушевностью и нежностью была бы выражена
С. А. Есенин с матерью. 1925 г.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Здесь та же любящая и терпеливая мать, что и восемь лет назад , но изменился сын. Многое в его жизни не сбылось и отмечталось…
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Но только
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Но только
Ни капли не поймешь —
Чем я живу
И чем я в мире занят.
Теперь у вас зима.
И лунными ночами,
Я знаю, ты
Помыслишь не одна,
Как будто кто
Черемуху качает
И осыпает
Снегом у окна.
Родимая!
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет.
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
Я более всего
Весну люблю.
Люблю разлив
Стремительным потоком,
Где каждой щепке,
Словно кораблю,
Такой простор,
Что не окинешь оком.
Но ту весну,
Которую люблю,
Я революцией великой
Называю!
И лишь о ней
Страдаю и скорблю,
Ее одну
Я жду и призываю!
Но эта пакость —
Хладная планета!
Ее и Солнцем
Этот — у пера.
Забудь про деньги ты,
Забудь про все.
Какая гибель?!
Ты ли это, ты ли?
Ведь не корова я,
Не лошадь, не осел,
Чтобы меня
Из стойла выводили!
-Лениным
Пока не
растопить!
Вот потому
С больной душой поэта
Пошел скандалить я,
Озорничать и пить.
Но время будет,
Милая, родная!
Она придет, желанная пора!
Недаром мы
Присели у орудий:
Тот сел у пушки,
И — что тебя хоронят.
Как будто тысяча
Гнусавейших дьячков,
Поет она планидой
( на письмо матери)
Ответ
1
3
2
4
5
6
7
8
Кроссворд
9
10
11
12
13
1
3
2
4
5
6
7
8
Кроссворд
9
10
11
12
13
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Как называют село Константиново сейчас?
2. Название села, в котором
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Как называют село Константиново сейчас?
2. Название села, в котором
3. Название первого поэтического сборника С. Есенина
4. Как называется река, на которой стоит село?
5. Кто оказал влияние на воспитание Сергея?
6. Девичья фамилия матери Сергея.
7. Самая «пушкинская» поэма Есенина
8. Самое высокое здание в центре села
9. Во сколько лет Сергей начал читать?
10. Кто оказал влияние на творческую деятельность поэта?
11. Как звали девушку, которой Есенин посвятил одно из стихотворений «Персидских мотивов»?
12. Как звали старшую из сестёр?
13. Недалеко от села были знаменитые Мещерские….
Литература
1.Есенин С.А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. Статья и примеч.А.Козловского.- М.: худож.
Литература
1.Есенин С.А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. Статья и примеч.А.Козловского.- М.: худож.
2.Русская литература ХХ века.11 кл.: Учеб. Для общеобразоват.учреждений: в 2 Ч.Ч.1/В.В. Агеносов и др.; под. Ред. В.В. Агеносова.- 9-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2004.-512 с.:ил.
3. Русские писатели.ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/ Авт. В.В.Агеносов,П.В.Басинский, Л.В.Ершова и др.-М.:Дрофа, 2000.-432 с.
4.Шубникова-Гусева Н.И. С.А.Есенин В жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей- 2-е изд.-М.: «ТИД «Русское слово- РС»,2003-112с.: Фотограф.
5.Литература в щколе.01-2004
6.Литература в школе 6-2001
7.Литература в школе 4-2001
8.Литература в школе 9-2004
9.Литература в школе 2-2004
10.Уроки литературы 3-2004