Методика подготовки к ГИА-9 по литературе

Содержание

Слайд 2

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего

Содержание экзаменационной работы
определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего

образования
(приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
Слайд 3

Основные документы ГИА Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки

Основные документы ГИА

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- информация о содержании экзамена и объеме материала
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- основные характеристики экзаменационной работы
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- образец экзаменационной работы с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
Слайд 4

Кодификатор элементов содержания

Кодификатор элементов содержания

Слайд 5

Структура экзаменационной работы

Структура экзаменационной работы

Слайд 6

Уровни сложности заданий

Уровни сложности заданий

Слайд 7

Перевод первичных баллов в отметки

Перевод первичных баллов в отметки

Слайд 8

Предметные, метапредметные и надпредметные компетенции воспринимать и анализировать художественный текст; выделять

Предметные, метапредметные и надпредметные компетенции

воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части

художественного текста;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героям;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
Слайд 9

Модель ГИА-9 по литературе Экзаменационная работа состоит из двух частей. В

Модель ГИА-9 по литературе

Экзаменационная работа состоит из двух частей. В

первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещённого в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.
На выполнение работы даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) – 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут.
Слайд 10

Первая часть работы Состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать

Первая часть работы

Состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один

из них):
анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения;
ИЛИ
анализ лирического стихотворения (или басни).
Текстовый фрагмент сопровождается системой письменных заданий (по 4 задания для каждого варианта).
Каждый из первых трёх вопросов предполагает письменный ответ в примерном объёме 3-5 предложений и оценивается максимально 4 баллами.
Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает сопоставление произведения с другим, текст которого также приведён в экзаменационной работе. Примерный объём ответа– 5-8 предложений. Максимальный балл за выполнение – 6 баллов.
Слайд 11

Вторая часть экзаменационной работы Содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного

Вторая часть экзаменационной работы
Содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного

рассуждения (не менее 200 слов).
Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чьё стихотворение включено во второй вариант части 1.
Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи
произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX вв.). Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ в.
При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).
Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 12 баллами.
Слайд 12

ТЕКСТ на экзамене по литературе Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом

ТЕКСТ на экзамене по литературе
Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом

произведения, фрагмент из которого представлен в варианте 1 части 1, или сборником лирики поэта, чье стихотворение вошло в вариант 2 части 1 экзаменационной работы, а также тестами художественных произведений, по которым формулируются темы сочинений во 2 части обоих вариантов.
Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых данные тексты размещены. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам.
Слайд 13

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3)

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3)

Слайд 14

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4), требующих написания развёрнутого

ответа ограниченного объема
Слайд 15

Слайд 16

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого

ответа на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)
Слайд 17

Слайд 18

Образцы ответов Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3), требующих

Образцы ответов

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3;
1.2.1–1.2.3), требующих написания развёрнутого

ответа ограниченного
объёма (3-5 предложений). Максимальный балл – 4
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),
требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема
с выходом в литературный контекст (5-8 предложений)
Максимальный балл – 6
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5),
требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемный
вопрос (в объёме не менее 200 слов)
Максимальный балл – 12
Слайд 19

Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются: экзаменуемый

Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:


экзаменуемый

вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу;
включение «эталонных» ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых;
это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»
Слайд 20

В основу ГИА по литературе положен родовой принцип. Разработчики исходили из

В основу ГИА по литературе положен родовой принцип. Разработчики исходили

из того, что анализ произведений, принадлежащих разным родам литературы (эпосу, лирике, драме), требует от учащихся владения специфическими умениями. Поэтому повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков, объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Слайд 21

Примерный алгоритм анализа эпического фрагмента Каков сюжет эпизода? Какова его связь

Примерный алгоритм анализа эпического фрагмента

Каков сюжет эпизода? Какова его связь с

сюжетом произведения?
В чем своеобразие композиции эпизода (на какие части его можно разделить, каково соотношение между частями и т.д.)?
Кто из персонажей произведения участвует в эпизоде?
Какова роль в данном фрагменте пейзажа, интерьера, портрета героя, художественных деталей?
От чьего лица ведется повествование? Есть ли во фрагменте лирические отступления?
Слайд 22

Какие художественные приемы и изобразительные средства использует автор? Есть ли во

Какие художественные приемы и изобразительные средства использует автор? Есть ли во

фрагменте образы-символы?
Если в предложенном фрагменте герои участвуют в диалоге, отметить своеобразие их речи.
Какова роль эпизода в произведении (характеристика персонажей, оценка событий, переломный момент действия, изображение внутреннего состояния героя и т.д.)?
Какова проблематика эпизода? Какова ее связь с проблематикой всего произведения?
Слайд 23

Примерный алгоритм анализа лирики Автор. Название произведения. Жанр. Время написания. История

Примерный алгоритм анализа лирики

Автор. Название произведения. Жанр. Время написания.
История создания.
Тема.
Поэтическое

настроение. Образ — переживание.
Своеобразие композиции.
Особенность поэтических образов.
Своеобразие поэтического языка (роль в стихотворении эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, оксюморонов, олицетворений, гипербол, повторов, анафоры, инверсии, риторических вопросов, восклицаний, поэтических пауз).
Звуковая организация речи ( роль в стихотворении аллитерации, ассонанса, звукоподражания).
Особенности стиха (определение стихотворного размера и характера рифмовки).
Слайд 24

Аспекты сопоставительного анализа Время создания произведений Изображенные в них события Авторская

Аспекты сопоставительного анализа

Время создания произведений
Изображенные в них события
Авторская позиция
Сюжетные и композиционные

аналогии
Языковые средства
Слайд 25

Внутритекстовые сопоставления образов героев; элементов композиции (эпизоды, сцены, части, описания, детали

Внутритекстовые сопоставления
образов героев;
элементов композиции (эпизоды, сцены, части, описания, детали и т.п.);
соотношение

эпиграфа и идейного звучания произведения (или его части);
стилистические сопоставления
Слайд 26

Межтекстовые сопоставления сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемным

Межтекстовые сопоставления


сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым,

проблемным и другим признакам;
черновой и окончательный варианты произведения или его составных элементов;
художественный образ и биографические источники его прототипа;
сопоставление разножанровых вариантов одного сюжета;
сравнение произведения и его пародийного переложения
Слайд 27

Интерпретационные сопоставления различные критические интерпретации произведения; сравнение читательских оценок произведения; музыкальных и т.п. интерпретаций литературного произведения

Интерпретационные сопоставления


различные критические интерпретации произведения;
сравнение читательских оценок произведения;
музыкальных и т.п.

интерпретаций литературного произведения
Слайд 28

Основные методические выводы КИМы 11 и 9 классов учитывают специфику литературы

Основные методические выводы

КИМы 11 и 9 классов учитывают специфику литературы как

учебного предмета;
КИМы отражают традиции отечественной методики преподавания литературы;
задания, требующие развернутого ответа на вопрос, традиционны для уроков литературы;
при подготовке к экзамену необходимо уделять внимание знанию текстов художественных произведений, включенных в кодификатор;
обобщение изученного целесообразно строить, сгруппировав произведения по родо-жанровому принципу;
особое внимание уделять формированию и развитию предметных и надпредметных компетенций (указаны в кодификаторе), организуя читательскую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся;
специально совершенствовать умения сопоставительного анализа (обучение диалогу);
уделять внимание технологии проверки письменных работ учащихся (педагогическая рецензия);
работать над созданием АРГУМЕНТАТИВНЫХ текстов;
совершенствовать рефлексивные умения учащихся, умения редактировать созданный текст
Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33