Михаил Афанасьевич Булгаков

Содержание

Слайд 2

Очерк биографии отец – профессор Киевской духовной академии, жизнь на Андреевском

Очерк биографии

отец – профессор Киевской духовной академии, жизнь на Андреевском спуске

(см. «Белая гвардия»)
Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году, служил земским врачом в Смоленской губернии («Записки юного врача»).
Не сумел эмигрировать из-за тифа.
В 1921 году переехал в Москву, где занялся литературой
Служил в газетах репортером, затем фелье­тонистом: работает в газете для железнодорожников «Гудок» (вместе с Олешей, Катаевым, Ильфом и Петровым и др.)
При этом подчеркнуто старомоден во вкусах и взглядах, игнорирует современность.
Слайд 3

1923-24 – работа над романом «Белая гвардия» 1925 – повесть «Собачье

1923-24 – работа над романом «Белая гвардия»
1925 – повесть «Собачье сердце»

и пьеса «Дни Турбиных»
1926 – обыск в квартире, конфискация рукописей
1928-1940 – работа над романом «Мастер и Маргарита»
1929 – запрещены все пьесы
Слайд 4

Из статьи в «Литературной энциклопедии» 1929 года: Булгаков вошел в литературу

Из статьи в «Литературной энциклопедии» 1929 года:

Булгаков вошел в литературу с

сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни… Задача автора – моральная реабилитация прошлого… Весь творческий путь Булгакова – путь классово-враждебного советской действительности человека. Булгаков – типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».
Слайд 5

Письмо Сталину (1931 г.): «На широком поле словесности российской в СССР

Письмо Сталину (1931 г.):

«На широком поле словесности российской в СССР я

был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя.
Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе.
Злобы я не имею, но я очень устал. Ведь и зверь может устать.
Зверь заявил, что он более не волк, не литератор. Отказывается от своей профессии. Умолкает. Это, скажем прямо, малодушие.
Нет такого писателя, чтоб он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.
А если настоящий замолчал - погибнет...
Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание»
Слайд 6

Взгляды Булгакова на современность, классическую и советскую литературу 1. Почему он

Взгляды Булгакова на современность, классическую и советскую литературу
1. Почему он называл

себя одиноким волком?
2. Какова судьба его произведений?
3. Каким было положение в русской литературе?
4. Каким было его отношение к классической традиции?
Слайд 7

История замысла романа 1928 – задумывает роман «о Боге и Дьяволе»

История замысла романа

1928 – задумывает роман «о Боге и Дьяволе»
«Черный маг»

1928-29
«Копыто инженера» 1929-30
«Консультант с копытом» 1932-36
«Великий канцлер» 1936
«Князь тьмы» 1937
Можно предположить, кто был главным героем этих ранних редакций?
Слайд 8

После знакомства с Е.С. Шиловской добавляется еще одна сюжетная линия, и

После знакомства с Е.С. Шиловской добавляется еще одна сюжетная линия, и

роман приобретает название «Мастер и Маргарита» (1937).
Слайд 9

Сюжетно-композиционное своеобразие романа 1. Несколько сюжетных линий Сатирическая и фантастическая -

Сюжетно-композиционное своеобразие романа

1. Несколько сюжетных линий
Сатирическая и фантастическая - гротескный роман

о Дьяволе в современной Москве
Лирическая - роман о трагической судьбе художника
Библейская - объединяющий их роман в романе об Иешуа в Ершалаиме
2. Различие стилистических манер
В чем она?