- Главная
- Литература
- Роман М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Содержание
- 2. СОДЕРЖАНИЕ Роман «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы «Нечистая сила» в романе «Московские» главы. МАССОЛИТ Мастер и
- 3. Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и
- 4. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА 1928 Замысел 1929 Начало работы 1928 – 1938 8 редакций Первоначально роман о
- 5. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ( ХРОНОТОП ) Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое)
- 6. КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА Многоплановая (современность, мифология, фантастика) Принцип зеркального отражения – «роман в романе» Система внутренних соответствий
- 7. Зеркальное отражение: Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь
- 8. ГЕРОИ РОМАНА Мастер Маргарита Азазелло Гелла Воланд Кот Бегемот Коровьев
- 9. ТРИ УРОВНЯ РЕАЛЬНОСТИ Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное; Три уровня реальности – земной
- 10. Булгаков переосмыслил евангельский сюжет Иешуа почти не действует, но он является причиной всех действий в романе:
- 11. ИЕШУА ГА-НОЦРИ - ПЕРСОНАЖ, ВОСХОДЯЩИЙ К ИИСУСУ ХРИСТУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЙ. УПОМИНАЕМОЕ В ТАЛМУДЕ ОДНО ИЗ ИМЕН
- 12. Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог. Писатель сделал своего героя худым и
- 13. Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную доброту мира, не допуская даже
- 14. Левий Матвей По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды
- 15. ПОНТИЙ ПИЛАТ Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды Ат, находясь в походе,
- 16. Имя Пилата связано с именем Иисуса «неразрывным узлом». Пилату снится, что Иешуа обращается к нему: «Мы
- 17. РОЛЬ БИБЛЕЙСКИХ ГЛАВ В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого
- 18. «Мастер и Маргарита» - поздний вариант заголовка романа. Варианты: «Чёрный маг», «Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы».
- 19. Дьявол – падший ангел. По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворённая им личность, высший
- 20. Князь тьмы Воланд Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно упоминается лишь однажды и
- 21. ВОЛАНД - ТАЙНА И ЗАГАДКА Воланд зримо или незримо присутствует в романе на всем пространстве текста.
- 22. Воланд - сгусток противоречий, как и вся жизнь за все тысячелетия, которые осмысливает Булгаков. Воланд –
- 23. СВИТА ВОЛАНДА Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты, что необычно для традиционного
- 24. Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист. В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур
- 25. Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого
- 26. Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель).
- 27. Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший
- 28. Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер
- 29. Театр Варьете, где проходит сеанс «чёрной магии». Во время «денежного дождя» публика неистовствует: «Всюду гудело слово
- 30. Рассуждая о современном человеке, Воланд приходит к выводу: «…они – люди, как люди. Любят деньги, но
- 31. Бал дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы 3 мая 1929 года. В
- 32. В ее биографии отразились судьбы двух женщин, описанных в книге швейцарского психиатра Августа Фореля : "Фрида
- 33. Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причем один из них перевоплощается в кота, и
- 34. Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? Человеческую судьбу
- 35. Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно расшифровать как Мастерская (или Мастера)
- 36. Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории
- 37. Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская
- 38. Пожары в романе символизируют печальные последствия революции для России. Писателями считают только лиц с соответствующими удостоверениями,
- 39. Барон Майгель – служащий Зрелищной комиссии. Интеллигентный, приятный в общении, светский человек совершенно равнодушен к жертвам
- 40. КАК-ТО ЗАВЕДЕНО, ЧТО В РОМАНАХ ДОБРО ДОЛЖНО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ПОБЕЖДАТЬ ЗЛО, ПОВЕРГАЯ ЕГО. НО ЭТА
- 41. ГЕРОЙ – ЗАГАДКА Что объединяет Мастера и Воланда? Почему судьбу Мастера и Маргариты устраивает Воланд? Почему
- 42. МАСТЕР Первая версия: Мастер - «историк, сделавшийся писателем», - Булгаков готовил к «выпуску» учебник истории. Мастеру
- 43. Ещё одна версия: Григорий Сковорода, украинский философ XVIII в. Булгаков опирался на его философию. Сковорода знал
- 44. «Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, знатока евангельских сюжетов. Это значение слова
- 45. Когда Мастер мимоходом упомянул о написанном им романе, Воланд, в свою очередь, поинтересовался, о чем он.
- 46. МАРГАРИТА Маргарита - ведьма и святая одновременно. Аналогичную модель можно найти у А. Блока (Вечная Женственность,
- 47. Главным прототипом послужила третья жена писателя Е.С. Булгакова. В литературном же плане Маргарита восходит к Маргарите
- 49. Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их семейная жизнь была не очень
- 50. Он не заслужил света, он заслужил покой… Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру обрести
- 51. Первая связана с рождением, жизнью и смертью Иешуа. Вторая происходит в Москве. Идет «последняя гроза» -
- 52. "ВСЕ ОБМАНЫ ИСЧЕЗЛИ", "МЕНЯЕТСЯ ОБЛИК ВСЕХ ЛЕТЯЩИХ К СВОЕЙ ЦЕЛИ" - ЭТИ СЛОВА ИМЕЮТ СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ,
- 54. Скачать презентацию
СОДЕРЖАНИЕ
Роман «Мастер и Маргарита»
Ершалаимские главы
«Нечистая сила» в романе
«Московские» главы. МАССОЛИТ
Мастер и
СОДЕРЖАНИЕ
Роман «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы «Нечистая сила» в романе «Московские» главы. МАССОЛИТ Мастер и
Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены
Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены
Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
1928
Замысел
1929
Начало
работы
1928 – 1938
8 редакций
Первоначально
роман о Дьяволе,
без
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
1928
Замысел
1929
Начало
работы
1928 – 1938
8 редакций
Первоначально
роман о Дьяволе,
без
Маргариты
1930
сжёг
рукопись
1931 – 1932
Продолжение
работы,
появление образов
Мастера
и Маргариты
1936
Заключительная
глава
1936
Название
романа
1940
Редактирование ,
переписывание
Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966–1967 г.г.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
( ХРОНОТОП )
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
( ХРОНОТОП )
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.
Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)
Зеркальное отражение:
Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух
Зеркальное отражение:
Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух
Иешуа Га-Ноцри - Мастер. Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
Каифа - Берлиоз. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является "исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа", а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч. Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч "хотел получить" и получил "комнаты" Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
Левий Матвей - Иван Николаевич Понырев. Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был "сборщиком податей", Понырев - антирелигиозным поэтом.
Толпа в мире античном и современном. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане "Грибоедов" и бала у Сатаны.
Дом Грибоедова - бал у Сатаны. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
ГЕРОИ РОМАНА
Мастер
Маргарита
Азазелло
Гелла
Воланд
Кот Бегемот
Коровьев
ГЕРОИ РОМАНА
Мастер
Маргарита
Азазелло
Гелла
Воланд
Кот Бегемот
Коровьев
ТРИ УРОВНЯ РЕАЛЬНОСТИ
Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное;
Три уровня
ТРИ УРОВНЯ РЕАЛЬНОСТИ
Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное;
Три уровня
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.
Теория таких «трех миров» позаимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.
Булгаков переосмыслил евангельский сюжет
Иешуа почти не действует, но он является причиной
Булгаков переосмыслил евангельский сюжет
Иешуа почти не действует, но он является причиной
Ершалаимские главы
ИЕШУА ГА-НОЦРИ - ПЕРСОНАЖ, ВОСХОДЯЩИЙ К ИИСУСУ ХРИСТУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЙ. УПОМИНАЕМОЕ
ИЕШУА ГА-НОЦРИ - ПЕРСОНАЖ, ВОСХОДЯЩИЙ К ИИСУСУ ХРИСТУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЙ. УПОМИНАЕМОЕ
Иешуа Га-Ноцри
Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.
Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.
Писатель
Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.
Писатель
После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте в облике Иешуа проступают довольно уродливые черты: "...Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо", а "глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты".
Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей.
Внешность Иешуа
Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную
Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную
Левий Матвей
По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно
Левий Матвей
По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно
Левий Матвей - бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри - восходит к евангелисту Матфею.
Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола.
ПОНТИЙ ПИЛАТ
Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды
ПОНТИЙ ПИЛАТ
Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды
Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Понтий Пилат пользовался покровительством всесильного императора Тиверия Люция Элия Сеяна.
Имя Пилата связано с именем Иисуса «неразрывным узлом». Пилату снится, что
Имя Пилата связано с именем Иисуса «неразрывным узлом». Пилату снится, что
Бессмертие Пилата
С утверждением приговора "тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: "Бессмертие... пришло бессмертие..." Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке".
Такая трактовка во многом оказалась новаторской в художественном воплощении евангельской темы.
РОЛЬ БИБЛЕЙСКИХ ГЛАВ
В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа –
РОЛЬ БИБЛЕЙСКИХ ГЛАВ
В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа –
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
«Мастер и Маргарита» - поздний вариант заголовка романа. Варианты: «Чёрный
«Мастер и Маргарита» - поздний вариант заголовка романа. Варианты: «Чёрный
Эпиграф – слова Мефистофеля из романа И. Гёте «Фауст», и соотносятся они с Воландом.
Тема Воланда занимает в романе одно из главных мест. Слово «чёрт» употребляется около 60 раз.
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).
…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ?
- Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,
ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА
И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.
ГЁТЕ «ФАУСТ»
«Нечистая сила» в романе
Дьявол – падший ангел. По необъяснимой прихоти первая по близости к
Дьявол – падший ангел. По необъяснимой прихоти первая по близости к
Воланд - это дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла и повелитель теней.
Кто он?
«Палач порока» ?
«Карающий меч в руках правосудия»?
Князь тьмы Воланд
Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно
Князь тьмы Воланд
Имя Воланд взято из поэмы Гёте «Фауст», где оно
ВОЛАНД - ТАЙНА И ЗАГАДКА
Воланд зримо или незримо присутствует в романе
ВОЛАНД - ТАЙНА И ЗАГАДКА
Воланд зримо или незримо присутствует в романе
Воланд - воплощение противоречий жизни. Его портрет дает нам двоякое представление о герое. «…с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону.
Воланд - сгусток противоречий, как и вся жизнь за все тысячелетия,
Воланд - сгусток противоречий, как и вся жизнь за все тысячелетия,
Даже мнения о нем расходится: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться – заинтересовал, что ли».
Кто же все-таки Воланд на самом деле? Для Бездомного он – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Степы Лиходеева – «черный маг», для Мастера – литературный персонаж.
СВИТА ВОЛАНДА
Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты,
СВИТА ВОЛАНДА
Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты,
Все фокусы, эксцентрические номера показывают «демоны низшего порядка»: кот Бегемот, Коровьев, Азазелло и вампирша Гелла.
Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист.
В действительности он темно-фиолетовый
Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист.
В действительности он темно-фиолетовый
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяница, ловкий мошенник, проныра-переводчик при знаменитом иностранце и др. Смысл фамилии «Коровьев-Фагот» в комичности. Это шут (имеющий отношение к музыке), безвкусно одетый и еретически настроенный с шутовской фамилией (фр. «fagot» - «связка дудок», «отдавать ересью», фразеологизм - «быть, как связка дров») . Зло, получившее свое воплощение в нем, – ложь, отличающая его от других поданных Воланда.
Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так
Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так
Имя Бегемот взято ветхозаветной книги Еноха. Упоминалось морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".
Кот Бегемот – мастер озорных проделок и розыгрышей. В свите он всего лишь любимый шут, потешающий князя тьмы. Его действия в Москве разрушительны и, как правило непоследовательны. Именно они и говорят о том, что в его образе заключено такое проявление зла как хаос.
Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".
Имя Азазелло образовано Булгаковым от
Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".
Имя Азазелло образовано Булгаковым от
В финале романа перемены, произошедшие с Азазелло, не изменили его облик, в отличие от других спутников Воланда. Это говорит о его особой преданности своему делу. Этот персонаж олицетворяет собой смерть.
Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении
Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении
Таинственность – ее главное отличие.
Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно
Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно
Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки. Но он берет на себя эту миссию самовольно, не снисходя до жалости к тем, кого он жестоко наказывает. Впрочем, странно было бы требовать от дьявола сочувствия. Достаточно того, что он помог Мастеру и Маргарите. По сути, Воланд – «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Театр Варьете, где проходит сеанс «чёрной магии».
Во время «денежного дождя» публика
Театр Варьете, где проходит сеанс «чёрной магии».
Во время «денежного дождя» публика
Когда конферансье потребовал исчезновения этих «бумажек», публика потребовала оторвать ему голову, что и было молниеносно исполнено…
На сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления все, приобретенное в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.
“…изменились ли эти горожане внутренне?”
Рассуждая о современном человеке, Воланд приходит к выводу: «…они – люди,
Рассуждая о современном человеке, Воланд приходит к выводу: «…они – люди,
Воланд в художественном мире романа не противоположность Иешуа, а дополнение к нему.
Зло для Воланда не цель, а средство справиться с людскими пороками.
Бал дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы
Бал дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы
В пятом измерении становятся видимыми гигантские залы, где происходит действо, а сами участники бала, наоборот, невидимы для окружающих людей, в том числе для агентов ОГПУ, дежурящих у дверей Нехорошей квартиры.
Зал обильно украшен розами (символ любви Маргариты к Мастеру, предвестие их скорой смерти, аллегория Христа, память о пролитой крови).
Гости: алхимики, фальшивомонетчики, чародеи, государственные изменники, отравители, чернокнижники – попадают на бал через камин (кроме Маргариты), и пасть камина соответствует мрачной и глубокой пещере, откуда отправляются на шабаш его участники. Отсюда и сравнение с пещерой темного глаза Воланда, которым он смотрит на Маргариту.
В оркестре играют лучшие музыканты мира. Тем самым Булгаков иллюстрирует идею, что всякий талант в чем-то от дьявола.
Великий бал у Сатаны
В ее биографии отразились судьбы двух женщин, описанных в книге швейцарского
В ее биографии отразились судьбы двух женщин, описанных в книге швейцарского
Булгаков наказывает гостью суровее, чем это было в жизни ("бедной Фриде Келлер" смертный приговор был заменен пожизненным заключением). Булгаков же свою Фриду казнил, чтобы дать ей возможность оказаться на балу у Сатаны (в бале участвуют только ожившие мертвецы).
К Фриде на балу Маргарита проявляет милосердие.
Милосердие
Особую роль на балу играет Фрида, показывающая Маргарите вариант судьбы того, кто переступит определенную Достоевским грань в виде слезы невинного ребенка. Фрида как бы становится зеркальным отображением Маргариты.
Фрида просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед князем тьмы и прекратила ее пытку: вот уже тридцать лет ей кладут ночью на стол платок, которым она удавила своего младенца.
Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причем один из
Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причем один из
Они призваны выявить недостатки общества и наказать людей за их грехи. Они не творят зла, они вершат справедливость.
По ходу столкновения безобразного с дьявольской силой оказывается, что даже Воланд, Коровьев, Азазелло, кот Бегемот более привлекательны, умнее, чем те мерзавцы, хапуги и мошенники, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.
Воланд и его свита, вопреки литературной традиции, не искушают людей, а обнажают человеческие пороки. Наказанием для людей становится пережитый ими ужас.
СМЫСЛ ДЕЙСТВИЙ ВОЛАНДА
И ЕГО СВИТЫ
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще
Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет
непрерывный поток истины, следование высоким идеалам
справедливости, милосердия.
«Московские» главы. МАССОЛИТ
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно
Убеждает Ивана Бездомного, что "главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф".
Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом (предсказание гибели Берлиоза сделано в полном соответствии с канонами астрологии).
Голова Берлиоза воскресает на балу Сатаны лишь затем, чтобы выслушать окончание доказательства Воланда: «Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он стал жертвой гипнотизера. Вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту.
В образе Бездомного проявился скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г., утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. "Прозревший" и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.
Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет
Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.
"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.
МАССОЛИТ
Пожары в романе символизируют печальные последствия революции для России.
Писателями считают только
Пожары в романе символизируют печальные последствия революции для России.
Писателями считают только
При пожаре "как бы зияющая пасть с черными краями появилась в тенте и стала расползаться во все стороны. Огонь, проскочив сквозь нее, поднялся до самой крыши грибоедовского дома. Лежащие на окне второго этажа папки с бумагами в комнате редакции вдруг вспыхнули, а за ними схватило штору, и тут огонь, гудя, как будто кто-то его раздувал, столбами пошел внутрь теткиного дома", а "к чугунной решетке бульвара, откуда в среду вечером пришел не понятый никем первый вестник несчастья Иванушка, теперь бежали недообедавшие писатели, официанты, Софья Павловна, Боба, Петракова, Петраков".
Барон Майгель – служащий Зрелищной комиссии. Интеллигентный, приятный в общении, светский
Барон Майгель – служащий Зрелищной комиссии. Интеллигентный, приятный в общении, светский
Степан Богданович Лиходеев - директор Театра Варьете. У Булгакова образ сатирический. Пьянство - не единственный и далеко не главный порок директора Театра Варьете. Он наказан прежде всего за то, что занимает не свое место (отправлен в Ялту).
Алоизий Могарыч - журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков (отделывается исцарапанным в кровь лицом).
Андрей Фокич Соков – буфетчик, отказавшийся потратить свои сокровища, скопленные отнюдь не трудами праведными, а за счёт «осетрины второй свежести» (умер от рака печени).
Никанор Иванович Босой - председатель жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой, где расположена Нехорошая квартира (арест за хранение валюты, сходит с ума).
Образ бюрократа представлен в виде пустого костюма, который с успехом выполняет роль начальника. А служители зрелищного фонда поют любимую песню каторжан: «Славное море, священный Байкал...»
КАК-ТО ЗАВЕДЕНО, ЧТО В РОМАНАХ ДОБРО ДОЛЖНО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ПОБЕЖДАТЬ
КАК-ТО ЗАВЕДЕНО, ЧТО В РОМАНАХ ДОБРО ДОЛЖНО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ПОБЕЖДАТЬ
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда на сцене один Мастер, рассказывающий Ивану горькую историю своей жизни, весь его рассказ пронизан воспоминанием о возлюбленной. Даже тогда, когда мы видим одинокую Маргариту, потерявшую своего Мастера, все ее действия оказываются подчинены заботе о возлюбленном. Маргарита, даже, начинает «оттеснять» Мастера во второй части романа: берет на себя активную роль и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказался Мастер.
ГЕРОЙ – ЗАГАДКА
Что объединяет
Мастера и Воланда?
Почему судьбу
Мастера и Маргариты
ГЕРОЙ – ЗАГАДКА
Что объединяет
Мастера и Воланда?
Почему судьбу
Мастера и Маргариты
Почему Воланду
интересен роман Мастера?
М
М
МАСТЕР
Первая версия: Мастер - «историк, сделавшийся писателем», - Булгаков готовил к
МАСТЕР
Первая версия: Мастер - «историк, сделавшийся писателем», - Булгаков готовил к
Вторая версия: Н. В. Гоголь - прототип Мастера по той причине, что сжег рукопись своего романа, был по образованию историком и имел внешность, схожую с портретом Мастера - острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Но Гоголь - писатель, а Мастер себя таковым не считает.
Булгаков назвал 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, «Явление героя». В литературоведении укоренились суждения о том, что прототипом Мастера послужили : 1) Булгаков; 2) Гоголь.
Ещё одна версия:
Григорий Сковорода, украинский философ XVIII в. Булгаков опирался
Ещё одна версия:
Григорий Сковорода, украинский философ XVIII в. Булгаков опирался
Сковорода знал древнееврейский, греческий, латынь, немецкий и немного итальянский. И Мастер у Булгакова знает несколько иностранных языков: английский, французский, немецкий, латынь, греческий и немного читает по-итальянски.
Сковорода ни одно из своих сочинений при жизни не напечатал (как и булгаковский герой).
Сковорода, недовольный своей книгой «Асхань», «ожелчившися, спалил ее». Сжигает свой роман и Мастер.
Не менее чётко отражена в романе Булгакова и идея поиска покоя. Эта тема является постоянной в философских трудах Сковороды и его поэзии. Покой - это награда за все земные страдания человека, покой для философа-поэта олицетворяет вечность, вечный дом. Отсюда и смысл «определения свыше» посмертной судьбы Мастера в романе Булгакова: «Он не заслужил света, он заслужил покой».
«Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, знатока
«Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, знатока
«- А скажите, почему Маргарита вас называет Мастером? - спросил Воланд. Тот усмехнулся и сказал:
- Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.
- О чем роман?
- Роман о Понтии Пилате...
О чем, о чем? О ком? - заговорил Воланд, перестав смеяться. - Вот теперь? Это потрясающе!»
Мастер - «знаток евангельских сюжетов».
-Вы - писатель?
-Я - МАСТЕР.
Образ Мастера — символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире.
Когда Мастер мимоходом упомянул о написанном им романе, Воланд, в
Когда Мастер мимоходом упомянул о написанном им романе, Воланд, в
«- Роман о Понтии Пилате…
Дайте-ка посмотреть,- Воланд протянул руку ладонью кверху.
Я, к сожалению, не могу этого сделать,- ответил Мастер,- потому что я сжег его в печке.
- Простите, не поверю,- ответил Воланд,- этого быть не может. Рукописи не горят.»
Почему роман, который Мастер сжег, оказался в конце концов невредимым?
Своеобразным толкованием Священного писания является роман Мастера об Иешуа и Пилате. Рукопись такого сочинения сгореть не могла!
Рукописи не горят…
МАРГАРИТА
Маргарита - ведьма и святая одновременно. Аналогичную модель можно найти у
МАРГАРИТА
Маргарита - ведьма и святая одновременно. Аналогичную модель можно найти у
В начале романа Маргарита - подруга Мастера, она «восприимчива ко лжи и злу не менее, чем к истине и добру», сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.
Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.
Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», эта «непомерной красоты женщина» избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и побеждает смерть.
Главным прототипом послужила третья жена писателя Е.С. Булгакова.
В литературном же
Главным прототипом послужила третья жена писателя Е.С. Булгакова.
В литературном же
С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия (она просит после Великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, успокаивает испуганного разгромом четырехлетнего мальчика).
Маргарита любит гениального писателя - Мастера (в ранних редакциях названного Поэтом). Она символ вечной женственности.
Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их
Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их
Почему же между этими героями вспыхнула любовь? В глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел «какой-то непонятный огонек», коль вспыхнула такая любовь, выжигающая оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”.
История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.
Он не заслужил света,
он заслужил покой…
Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью
Он не заслужил света,
он заслужил покой…
Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью
Фауст и Маргарита (Гёте) воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света.
Первая связана с рождением, жизнью и смертью Иешуа. Вторая происходит в
Первая связана с рождением, жизнью и смертью Иешуа. Вторая происходит в
"Последняя гроза" наступила. Свершился суд над Берлиозом, бароном Майгелем; пришел срок освобождения от посмертных мук для Понтия Пилата, для безвестной Фриды, для "темно-фиолетового рыцаря" (Коровьева).
Образ грозовой тучи, пришедшей с запада, получает символическую интерпретацию: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф".
"ВСЕ ОБМАНЫ ИСЧЕЗЛИ", "МЕНЯЕТСЯ ОБЛИК ВСЕХ ЛЕТЯЩИХ К СВОЕЙ ЦЕЛИ" -
"ВСЕ ОБМАНЫ ИСЧЕЗЛИ", "МЕНЯЕТСЯ ОБЛИК ВСЕХ ЛЕТЯЩИХ К СВОЕЙ ЦЕЛИ" -