Мёртвые души

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Цель

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Основа сюжета.
Смысл названия.
Конфликт поэмы.
Композиция поэмы.
Цель «негоции» Чичикова.
Персонажи поэмы.
История замысла поэмы

и его реализации.
Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин: «Как с этой

История замысла поэмы и его реализации

А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать

человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!»

А.С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».

Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому

«Если совершу это творение так, как нужно его

совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нём!»
Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведение на

В Е Р С И Я

Гоголь ориентировал свое произведение на эпос

Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трёхчастную структуру поэмы.Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.
Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки

В основе сюжета

Приезд Чичикова в губернский город,
с целью покупки «мёртвых

душ».
Путешествие его
от одного помещика к другому.
Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает

Смысл названия

В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мёртвые

души» у помещиков Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.

Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мёртвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

.

Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мёртвые души» Конфликт поэмы заключён в противоречии современной Гоголю

Конфликт поэмы «Мёртвые души»

Конфликт поэмы заключён
в противоречии современной Гоголю действительности,

духовных сил народа и его закабалённости
Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине:

Композиция поэмы «Мертвые души»


Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине:

Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.
Слайд 10

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова Афера имела под собой веские юридические

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова

Афера имела под собой веские юридические и

экономические основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян.
1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешёвыми оказались «мёртвые души» - умершие крестьяне, ещё не попавшие в ревизские сказки (официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет.
Помятуя о недавней эпидемии холеры в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мёртвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них.
Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.
Слайд 11

Персонажи поэмы «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее

Персонажи поэмы

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»

Н.В.

Гоголь

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме.

Манилов.
Коробочка.
Ноздрёв.
Собакевич.
Плюшкин.

Слайд 12

МАНИЛОВ Черты характера: Прожектёрство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

МАНИЛОВ

Черты характера:

Прожектёрство (увлечение несбыточными проектами).
Мечтательность.
Бесхарактерность.
Сентиментальность.
Бесхозяйственность.

Слайд 13

КОРОБОЧКА Черты характера: Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

КОРОБОЧКА

Черты характера:

Дубиноголовость.
Мелочная хлопотливость.
Невежественность.
Скопидомство (бережливость
до скупости)

Слайд 14

НОЗДРЁВ Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

НОЗДРЁВ

Черты характера:

Хвастовство.
Безалаберность.
Наглость.
Ярмарочный героизм.

Слайд 15

СОБАКЕВИЧ Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

СОБАКЕВИЧ

Черты характера:

Кулачество.
Человеконенавистничество.
Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки).
Грубость.
Прижимистость.

Слайд 16

ПЛЮШКИН Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

ПЛЮШКИН

Черты характера:

Ненасытная жадность.
Скупость.
Крохоборство (мелочная скупость).

Слайд 17

ЧИЧИКОВ Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

ЧИЧИКОВ

Черты характера:

Хищническая цепкость.
Беспринципность.
Склонность к аферам.
Авантюризм.

Слайд 18

«Мёртвые души» - величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию

«Мёртвые души» - величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию

молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мёртвым душам» Гоголь отдал всеё– и свой художнический гений, и исступлённость мысли, и страстность надежды. «Мёртвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть».
Ю. Манн
« В поисках живой души».