Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889)

Содержание

Слайд 2

В «Современнике» Н.А. Некрасова (1854 -1862) Оказал влияние на революционно-демократическое направление

В «Современнике» Н.А. Некрасова (1854 -1862)

Оказал влияние на революционно-демократическое направление журнала:

возросла роль политических, экономических и философских вопросов.
Вел отдел критики и библиографии, но затем передал его пришедшему в журнал Н. Добролюбову.
Свои философско-эстетические взгляды изложил в магистерской диссертации и практически применил в своем литературно-критическом наследии.
Слайд 3

Магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (защита в СПб университете

Магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (защита в СПб университете

10 мая 1855)

Заявлена НОВАЯ эстетика, цель которой изменение мира. Направлена против гегелевской идеалистической эстетики.
Вопросы искусства он всегда связывал с насущными проблемами идейной борьбы своего времени, с пропагандой материалистического мировоззрения.
Приоритет действительности по сравнению с искусством: жизнь выше искусства.
Основная категория идеалистической эстетики – прекрасное.
«Прекрасное есть жизнь» (Н.Г. Чернышевский). Красота приобретает социальный характер.

Слайд 4

Функции искусства и понятие художественности Задача искусства – воспроизведение жизни. Высшее

Функции искусства и понятие художественности

Задача искусства – воспроизведение жизни.
Высшее назначение

– объяснять жизнь, развивать передовую мысль (т.е. революционную), в конечном счете, способствовать её изменению.
Выносить приговор.
Предлагать инструменты изменения мира
Высшая ступень художественного творчества – реализм, сочетающий верность изображения действительности с передовой мыслью и действенным идеалом.
ИТОГ: искусство «учебник жизни», средство пропаганды передовых идей. Это было отстаивание искусства высокоидейного, жизненно активного
Слайд 5

Роман «Что делать?» (из рассказов о новых людях) Что изобразил? Кто

Роман «Что делать?» (из рассказов о новых людях) Что изобразил? Кто главные

герои?

Реалистически правдивую картину современной русской жизни, современного общества. Причем жизни в движении, в развитии, в борьбе передовых сил с реакцией и застоем.
передовые, с его точки зрения, люди времени, в полном смысле положительные герои, носители исторически прогрессивного начала – революционеры
Итог: Картины жизни, деятельности и борьбы революционеров, характеристика их мировоззрения составляли существенный момент романов.

Слайд 6

Не только изображение действительности, но и теоретическое ее осмысление Теоретическая мысль

Не только изображение действительности, но и теоретическое ее осмысление

Теоретическая мысль
Целая система

социалистических взглядов , социальная философия
Жанр социально-философского романа
Политический роман, роман-трактат, социально-утопический роман, интеллектуальный (философский) роман.
социально-утопический роман
Слайд 7

Социально-утопический роман – особая художественная форма (Ю.М. Лотман) Идея социализма –

Социально-утопический роман – особая художественная форма (Ю.М. Лотман)

Идея социализма –

идея утопическая, неосуществимая. Но не только!!
Утопия (от утопии Томаса Мора, «Города солнца» Кампанеллы и др., например, русских утопий Вельтмана «3448 год», В. Одоевского «4348» (1840-е г.) - жанр, который выражал идеалы иного общественного устройства!!!
Утопия отрицает, обличает современные «неразумные» социальные отношения и утверждает и пропагандирует идеальное общество. В романе «Что делать?» дается реалистическая и даже сатирическая картина современного общества (т.е. «воспроизведение» действительности, «объяснение» и вынесен «приговор» этой действительности)
Утопическое произведение дает реальное воплощение идеи в образах. Оно популяризирует идею и вместе с тем является как бы своеобразным и первым ее осуществлением ( показано в романе, как должно быть, иданы символические картины идеального будущего).
Слайд 8

Что изобразил? Чернышевский популяризирует идею социализма, доказывал её разумность, её соответствие

Что изобразил?

Чернышевский популяризирует идею социализма, доказывал её разумность, её соответствие потребностям

и устремлениям человечества, утверждал её осуществимость.
(Действие романа 1852-65 гг. отражает революционную ситуацию)
Современников поразило, что социализм уже предстал на страницах романа как исторически уже воплощенный в реальность. В ЧЕТВЕРТОМ СНЕ Веры Павловны автор дает картину будущего, совершенного социалистического общества.
(Действие в последней главе «Перемена декораций» происходит после свершившейся революции).
Показывает пути осуществления идеала: 1) путь социализации мировоззрения, идеологии людей и 2) путь политической борьбы за переустройство общества. Герои Чернышевского, «новые люди», идут обоими этими путями.
Слайд 9

Кто они, «новые люди»? Социалист Лопухов «Дурак» - для обывателей…название 9

Кто они, «новые люди»? Социалист Лопухов

«Дурак» - для обывателей…название 9 главы!
В

доме Розальских он становится опорой для Верочки и ее спасителем.
Изображен конфликт «здравого смысла» Марьи Алексеевны и ее среды и самой Верой, ее нравственным чувством. Традиционное разрешение этого конфликта несет трагизм, т.к. «лишний человек» обычно демонстрирует слабость в ситуации rendes-vous.
Предложено нетрадиционное разрешение: Верочка встретит на своем пути Лопухова (ситуация спасения повторится: затем Кирсанов спасет Крюкову, Лопухов спасет Полозову)
Слайд 10

Сюжет романа: их два! Или сдвоенный! Первая глава романа – экспозиция

Сюжет романа: их два! Или сдвоенный!

Первая глава романа – экспозиция сквозного

семейно-психологического сюжета романа (или бульварного романа)
Второй сюжет, как считает Тамарченко – «эзоповский», скрытый. Начинается с истории «особенного» человека Рахметова, здесь излагаются собственно политические и организационные идеи Чернышевского – возникновение подпольной организации революционеров.
Большую роль играют внесюжетные элементы, авторские полемические отступления, вместо традиционных лирических.
На протяжении романа автор ведет полемику с воображаемым проницательным читателем, читателем-противником, врагом и милой читательницей, читательницей-другом. Читательницу же автор как бы делает своей союзницей. Почему?
Слайд 11

«Новая» революционная мораль «новых « людей: «разумный эгоизм» Для Лопухова человек,

«Новая» революционная мораль «новых « людей: «разумный эгоизм»

Для Лопухова человек, чужая

личность и ее свобода – главные жизненные ценности. Решение вступить в брак приходит как средство утвердить независимость и свободу Веры. И героиня обретает эту независимость.
Новый характер супружеских отношений, эти отношения основаны на взаимном уважении, общности взглядов. – тема эмансипации!!
Появляется Кирсанов. С ним приходит тема науки, ее роли в формировании материалистического и социалистического мировоззрения. Тема весьма актуальная для 1860-х годов.
«Любовный треугольник». Как сочетать свой личный, эгоистический интерес с интересами других людей? Лопухов в данном случае руководствуется теорией «разумного эгоизма».
Слайд 12

«Расчетливы», то есть выгодны для человека, только добрые поступки», - считал

«Расчетливы», то есть выгодны для человека, только добрые поступки», - считал

Чернышевский.

Все поступки человека диктуются материальными интересами, эгоизмом. Но сознательно, разумно действующий человек понимает, что его счастье неотделимо от счастья других людей, в идеале – всего народа.
Считаться с другими людьми – это значит сознавать неразрывную связь своих интересов с интересами других людей. Это сознание становится «второй натурой» новых людей, придает им всем, независимо от индивидуального характера, общие черты: чуткость, доброту, деликатность по отношению к окружающим. Эти свойства помогают и относительно легко преодолеть психологическую коллизию в личном плане.
ИТОГ: Разум подчиняет себе эгоизм человека, человек становится «разумным эгоистом», это эгоизм особого рода. Механизм, как стать счастливым!

Слайд 13

Полемика Достоевского с Чернышевским В целом эта теория отразила и сильные

Полемика Достоевского с Чернышевским

В целом эта теория отразила и сильные стороны

мировоззрения Чернышевского. Она привлекательна тем, что Чернышевский верил в силу разума.
Но все же далеко не разумом руководствуются очень часто люди в своих поступках. С Чернышевским всю свою жизнь спорил Достоевский, который полагал, что сама природа человека определяется эгоизмом или материальными интересами.
Слайд 14

Что изображено? Проблема женской эмансипации: этапы развития Веры Павловны. Лопухов и

Что изображено? Проблема женской эмансипации: этапы развития Веры Павловны.

Лопухов и Кирсанов

вступают в роман уже вполне сложившимися людьми. Пути их духовного формирования изложены в сюжетных отступлениях.
В.П. изображена в процессе становления характера: она поставлена в центр повествования, пути ей духовного формирования, процесс ее превращения в женщину нового типа составляет главную связующую нить открытого сюжета романа.
Совершенно особая, необычная судьба у В.П. замужество является не эпилогом ее истории, как это обычно бывает в романах, а началом новой жизни. Ее умственный и нравственный кругозор расширяется, растет ее активность, расширяется общественная деятельность
Слайд 15

Что изображено? Воплощение социальной идеи: мастерские Веры Павловны Интерес к труду.

Что изображено? Воплощение социальной идеи: мастерские Веры Павловны

Интерес к труду. Мастерскую

она создает не ради денег, это, как она говорит, попытка осуществить идеи «добрых и умных людей», написавших книги о том, как надобно жить на свете, чтобы всем было хорошо.
Опыт организации мастерской, формирование этого предприятия как социалистической кооперации, а затем коммуны. Ч. как бы констатирует удачу опыта. Это, конечно, утопизм. Множество мастерских было организованно по примеру В.П. (например, Знаменская коммуна Слепцова), но они не смогли долго просуществовать в реальной действительности.
Слайд 16

Семья Лопуховых, затем Кирсановых – центр философско-политического кружка. Теперь таких много!

Семья Лопуховых, затем Кирсановых – центр философско-политического кружка. Теперь таких много!

Круг

участников постоянно расширяется: сферу его занятий и интересов вовлекаются девушки из швейных мастерских, рабочие завода, где управляющим служит Лопухов.
В.П. начинает учиться, собирается стать и становится медиком. Что по тем временам необычно смело для женщины.
ИТОГ: «Новые люди» живут и личным, и общим: соединяют личные потребности и благо общее.
Слайд 17

Необыкновенный человек Рахметов – профессиональный революционер, таких еще мало! Его идея

Необыкновенный человек Рахметов – профессиональный революционер, таких еще мало! Его идея

– служение революции!

Рахметов сознательно отрекся от всего частного, индивидуального, от личной жизни, счастья для себя. Разумеется, он сделал это ради служения идее – идее революции. Его жизнь изображена по законам житийного жанра. (аскетизм, скитальчество, бездомовность, богатырская сила и др.)
Рахметов – и теоретик, и практик, революционной борьбы. В романе сделан довольно прозрачный намек на существование революционной организации, одним из руководителей которой и является Рахметов.
Социализм, по мысли Ч., может и должен из мира идей перейти в жизнь общества только через практическую деятельность. Политическая революционная борьба – самая главная сфера такой деятельности.

Слайд 18

Тема светлого будущего в снах Веры Павловны Этот мир создается способом

Тема светлого будущего в снах Веры Павловны

Этот мир создается способом условного

обобщения, фантастики. Действие переключается из русла реальности в перспективу возможного. «Сны» как бы обобщают содержание предшествующих событий. Вот Лопухов помог В.П. вырваться из семейной тирании – в первом сне. В.П. видит всеобщее освобождение женщин. Во втором сне философски обобщена и доказана неизбежность массового роста людей, подобных Лопухову, Кирсанову, В.П. через трудовую деятельность из «реальной грязи» их демократического происхождения.
3-й сон В.П. связан с личной судьбой В.П. – к ней приходит предчувствие перемен в ее личной жизни.
4-й сон – картина будущего социалистического общества, свободного труда на основе индустриальных движений. История любви человечества там так же представлена в ярких картинах.
Слайд 19

Символическое значение образов в романе В романе широко используется иносказание, эзопов

Символическое значение образов в романе

В романе широко используется иносказание, эзопов язык.
Символ

социалистического будущего воплощен в «Хрустальном» дворце – дом из стекла и алюминия.
Так, революцию Лопухов называет своей невестой. Есть и образы-символы: Дама в трауре, Светлая невеста и т.д. Тут целая система шифров. Ч. все время держит читателя в состоянии умственного напряжения, дает пищу его фантазии.
Слайд 20

«Что делать?» – «учебник жизни» Предложена целая программа действия. Искусство как

«Что делать?» – «учебник жизни»

Предложена целая программа действия.
Искусство как средство организации

действительности, как учебник жизни, который помогает решить проблемы человеческого существования.
Разработана теория и воплощена в жизнь целая модель реальности, конкретные рецепты, способы изменения реальности.
Как утопический роман «Что делать?» предлагал модель идеального мироустройства.
Роман учит, как уладить конфликт с деспотическими родителями, как изгнать ревность из супружеской жизни, как создать эффективное социалистическое предприятие (мастерскую), перевоспитать проститутку и т.д. Ничто не обходится вниманием, начиная от теоретических оснований нового общественного порядка (социализма) вплоть до мелких практических подробностей, до расположения комнат в коммуне и частной квартире.