Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (обучающий тест)

Содержание

Слайд 2

Поэма-эпопея создавалась Н. А. Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной.

Поэма-эпопея создавалась Н. А. Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной.

Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:
а) дворян;
б) передовой части крестьянства;
в) разночинцев.
Слайд 3

2. Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по

2. Сюжет поэмы опирается на тему дороги:
семь мужиков-правдоискателей странствуют
по

великой русской земле в поисках:
а) счастливого человека;
б) правды;
в) хорошего хозяина.
Слайд 4

В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому

В начале поэмы мужики сошлись
«на столбовой дороженьке»
и заспорили: «Кому

живется весело, /
Вольготно на Руси?»
Среди счастливых называют:
а) попа, купца, боярина;
б) солдата, крестьянина, мастерового;
в) пьяницу, странника, разбойника.
Слайд 5

Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными». Это указывает

Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными».
Это

указывает на то, что действие поэмы происходит:
а) до отмены крепостного права;
б) во время реформы 1861 г.;
в) в пореформенное время.
Слайд 6

В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж: а) ведьма, корявая

В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж:
а) ведьма, корявая Дурандиха;
б)

ворон, птица умная;
в) говорящая птица-пеночка.
Слайд 7

В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив

В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив

счастье как «покой, богатство, честь», священник признается, что его трудно назвать счастливым, пото­му что:
а) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»;
б) «угоды наши скудные»;
в) «сплошь почти раскольники».
Слайд 8

В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть ли «счастие мужицкое,

В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть ли «счастие мужицкое,

/ Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями». За рассказ о своем счастье странники обещали налить вина, но «вина бесплатного» налили только:
а) старухе, у которой «родилось реп до тыся­чи / На небольшой гряде»;
б) солдату с медалями, который остался жив и после наказаний, и после сражений;
в) надорвавшемуся на работе худому мужику.
Слайд 9

Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это

Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это

почетное звание, по мнению поэта, заслуживают:
а) крестьяне-правдоискатели;
б) разбойники, грабящие богатых;
в) русские писатели.
Слайд 10

9. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича

9. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича

Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Потомственный дворянин рассказывает о прежней жизни: «...И жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет». Почему же теперь «все прошло! все минуло!» и слышит барин лишь «похоронный звон»? Потому что:
а) расплодились питейные дома;
б) сословья благородные у нас труду не учатся;
в) отменили крепостное право.
Слайд 11

10. Глава «Последыш» посвящена рассказу: а) о последнем счастливом; б) о

10. Глава «Последыш» посвящена рассказу:
а) о последнем счастливом;
б) о последнем помещике;
в)

о последнем народном заступнике.
Слайд 12

11. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу

11. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу

«губернаторша», которое она получила за то, что:
а) имела командирский характер;
б) ей помогла жена губернатора;
в) ее любил губернатор.
Слайд 13

12. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на

12. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на

сердце» девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичей холи в ад», потому что:
а) Филипп изменился и стал груб с женой;
б) семья Филиппа была пьющая;
в) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.
Слайд 14

13. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии,

13. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии,

который попал на каторгу за то, что:
а) немца Фогеля живого в землю закопал;
б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной;
в) не платил подати помещику Шалашникову.
Слайд 15

14. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что: а) русские

14. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что:
а) русские крестьяне

умеют работать;
б) русский народ умеет терпеть;
в) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.
Слайд 16

15. Матрена «в ноги губернаторше пала», за то что та не

15. Матрена «в ноги губернаторше пала», за то что та не

только стала крестной матерью сыну крестьянки, но и помогла вернуть Филиппушку. За это Матрену Корчагину «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но на вопрос странников, счастлива ли она, крестьянка сурово отвечает: «...Вы затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать!», потому что, по мнению Матрены:
а) потеряны ключи от счастья женского;
б) время не пришло;
в) счастье будет только за «гробовой доской».
Слайд 17

16. Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех грешней — кабатчики,

16. Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех грешней — кабатчики,

помещики, разбойники, но тут странник Ионушка рассказал притчу о двух великих грешниках. Кудеяр-атаман пролил много «крови честных христиан», но потом «совесть злодея осилила», и он стал монахом, а тем ножом, что убивал безвин­ных, старец в покаяние стал рубить вековой дуб. Но Господь простил грехи бывшему разбойнику только тогда, когда:
а) отшельник убил пана Глуховского, жесто­кого и страшного грешника, погубившего много крестьян;
б) инок срубил наконец дуб;
в) бывший атаман умер и предстал перед Богом.
Слайд 18

17. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон,

17. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон,

жил «беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет»:
а) за мать свою, батрачку безответную;
б) за Власа-крестного, что помог ему выжить;
в) за обойденного и угнетенного, униженного и обиженного русского человека.
Слайд 19

18. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг

18. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг

Некрасова:
а) Н. А. Добролюбов;
б) В. Г. Белинский;
в) Д. И. Писарев.
Слайд 20

19. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос по­эмы «Кому на

19. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос по­эмы «Кому на

Руси жить хорошо», но каждой строчкой ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только:
а) будущему сеятелю;
б) крестьянину-правдоискателю;
в) народному заступнику.