- Главная
- Литература
- О чём повествуют легенды Южного Урала
Содержание
- 2. Цели проекта Познакомиться с легендами народов Урала; Развить интерес к изучению курса краеведения; Воспитание любви к
- 3. Что такое легенда? Леге́нда — жанр несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или
- 4. Легенды писателей Урала Серафима Константиновна Власова «Сапфировое ожерелье» В основу сказа легли народные предания о происхождении
- 5. «Чугунная цепочка» Сказ написан по мотивам распространенного в Каслях предания об уникальной цепочке из чугуна, изготовленной
- 6. Евгений Пермяк Легенда об озере ТУРГОЯК Было это в давние - предавние времена. Уже обживали люди
- 7. Андрей Яншин О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями
- 8. Павел Бажов СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю, дождевые тучи к себе
- 9. Азовка-девка (Малахитница) персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её
- 10. Возникновение легенды Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не является местом горной выработки, а
- 13. Скачать презентацию
Цели проекта
Познакомиться с легендами народов Урала; Развить интерес к изучению
Цели проекта
Познакомиться с легендами народов Урала; Развить интерес к изучению
Развитие творческих способностей
формировать представления о мифопоэтической картине мира в представлениях разных народов Южного Урала, способах художественного оформления быта на примерах уральского этноса, развивать основы толерантного отношения к культурным историческим традициям.
Что такое легенда?
Леге́нда — жанр несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о
Что такое легенда?
Леге́нда — жанр несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о
Легенды писателей Урала
Серафима Константиновна Власова «Сапфировое ожерелье»
В основу сказа легли
Легенды писателей Урала
Серафима Константиновна Власова «Сапфировое ожерелье»
В основу сказа легли
Существует , однако, другое предание: на месте нынешнего Челябинска было в глубокую старину урочище одного башкирского феодала по имени Чоляби-хан. Вот будто бы по имени этого урочища и назвали свою крепость казаки в 1736 году. Образ птицы Сомруг-Кош и сюжет, связанный с историей Кэсенэ и сапфирового ожерелья, заимствованы из башкирского фольклора.
«Чугунная цепочка»
Сказ написан по мотивам распространенного в Каслях предания об уникальной
«Чугунная цепочка»
Сказ написан по мотивам распространенного в Каслях предания об уникальной
Одно из преданий было опубликовано Е. Блиновой в ее сборнике «Тайные сказы рабочих Урала».
Чугунная цепочка, внешне больше похожая на шелковую нить, хранилась у главного скульптора Каслинского ремесленного училища художественного литья Александра ивановича Гилева.
«Герцогиня Акуля»
Сказ навеян несколькими легендарными мотивами. Сугомак и Егоза-название двух рек на севере Челябинской области. Существует предание, что эти названия произошли по имени юноши и девушки, нежно любивших друг друга, погибших за счастье народа и похороненных рядом; благодарные люди насыпали над их могилами огромные курганы, заросшие потом нлями и соснами.
Предание о выставке каслинского литья в Париже в 1901 году и мастере Кузьме Соболенке основано на достоверных фактах и записано в 1965 году от А.И.Гилева. Только автор сместил реальные события во времени. Образ Акули вымышленный.
Евгений Пермяк Легенда об озере ТУРГОЯК
Было это в давние - предавние
Евгений Пермяк Легенда об озере ТУРГОЯК
Было это в давние - предавние
Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке, не останавливался ни на минуту. Берег он воду. Осторожно нес ее. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой. Люди назвали его Тургояк – в память о славном юноше Туре и красавице Гояк. И еще называют Тургояк младшим братом Байкала.
Андрей Яншин О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ
В скорости как наша земля отвердела, как суша
Андрей Яншин О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ
В скорости как наша земля отвердела, как суша
Осенью, видно, дело-то было. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь. Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо — рудами. Ребра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов. Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал. Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…
Павел Бажов СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю,
Павел Бажов СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю,
Низко уже спустилась тучка, и видно: словно на пуховой перине спит-храпит на облачке Солнце. Видно, хороший сон видит — улыбается. Большой золотой самовар рядом стоит, остыл совсем. На подносе расписном золотая чашка-пиала стоит, полным-полнехонька. Кричал, кричал егет — не слышит Солнце, похрапывает во сне. Дернул егет аркан — закачалось облачко, упала с подноса золотая чаша. Дернул егет еще раз — упал на бок самовар, полилась вода на землю. Зазеленела степь. Ковыль седые волосы распустил, трава типчак в рост пошла. Даже перекати-поле ожило. В третий раз дернул арканом молодой егет — утянул тучку со спящим Солнцем за вершину большой Зуртау-горы, привязал веревкой крепко-накрепко.
С тех пор, говорят, Солнце всегда за вершину Зуртау-горы на ночь прячется, на пуховом облачке до утра отдыхает. С тех пор, говорят, солнечную чашу-пиалу, что на землю упала, озером Касарги называют, круглое-де, как чаша.
Азовка-девка (Малахитница)
персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в
Азовка-девка (Малахитница)
персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в
Легенды о ней связаны с золотым прииском, бывшими одно время в низовьях горы
Возникновение легенды
Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не
Возникновение легенды
Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не
Азов-гора имеет двуглавую вершину, состоит из Большого и Малого Азова. Высота главной вершины составляет 589 м над уровнем моря.
По наиболее распространенной версии название произошло от тюркского «азау» - «зуб», которое могло быть дано за скалистую вершину. Также есть легенды, что на вершине скрывался разбойник по имени Азов.