Сравнительно-исторический метод в литературоведении

Содержание

Слайд 2

Веселовский Александр Николаевич Русский историк литературы, профессор, заслуженный профессор Петербургского университета, академик.

Веселовский Александр Николаевич

Русский историк литературы, профессор, заслуженный профессор Петербургского университета, академик.

Слайд 3

Концепция истории литературы и исторической поэтики Первая стадия становления научной концепции

Концепция истории литературы и исторической поэтики

Первая стадия становления научной концепции

Веселовского была связана с
изучением вполне конкретного материала из истории итальянского Возрождения. Это было творчество определенного круга хорошо известных деятелей итальянской культуры с точно известной хронологией их жизни и творчества.
Культурно-исторический метод здесь мог быть относительно надежным инструментом анализа и объяснения.
Слайд 4

Концепция истории литературы и исторической поэтики Веселовский изучает народную поэзию и

Концепция истории литературы и исторической поэтики

Веселовский изучает народную поэзию и
анонимную

литературу Средневековья.
В фольклоре и в анонимной средневековой литературе авторство и время создания памятников были неизвестны, и методы культурно-исторической школы, связанные прежде всего с анализом факторов «среды», применить к этому материалу было затруднительно.
Веселовский сталкивается напрямую с необходимостью применения и переоценки методов мифологов разных направлений. Он обращает свое внимание на теорию Бенфея, которая помогала восстанавливать конкретную историю распространения словесных памятников, предоставляла способы доказательства фактов их взаимодействия, взаимовлияния и связанного с этим видоизменения их форм.
Слайд 5

Концепция истории литературы и исторической поэтики Мифологическая концепция Гриммов – Буслаева

Концепция истории литературы и исторической поэтики

Мифологическая концепция Гриммов – Буслаева

– Афанасьева, все объяснявшая доисторической мифологией, не могла прояснить очень многое в средневековой, а тем более в новой и новейшей литературе, – она в этом смысле антиисторична, потому что противоречит самой идее развития. Поэтому поворот к школе Бенфея, с ее обращением к «историческому взгляду», А.Н.Веселовский оценивал как «возвращение к реализму»: «Мы так долго витали в романтическом тумане праарийских мифов и верований, что с удовольствием спускаемся к земле», – писал он.
Слайд 6

Концепция истории литературы и исторической поэтики Однако и теория заимствований (т.е.

Концепция истории литературы и исторической поэтики

Однако и теория заимствований (т.е.

миграционная теория Бен-
фея) имеет, на взгляд Веселовского, два очень существенных недостатка. Она, во-первых, формалистична, поскольку все объясняет исключительно внутри литературными факторами, т.е. заимствованиями и влиянием одних литературных памятников на другие. А во вторых, в своем принципиальном противостоянии мифологической концепции Гриммов она игнорирует ее рациональное зерно, связанное с реконструкцией прамифов, которые все же существовали и с которых началась трансформация если не всех, то по крайней мере некоторых фольклорных, а затем литературных мотивов и сюжетов.
Слайд 7

Концепция истории литературы и исторической поэтики Вывод Веселовского: эти направления не

Концепция истории литературы и исторической поэтики

Вывод Веселовского: эти направления не

исключают, а предполагают друг друга, должны сочетаться, идти рука об руку, причем научно-методическая последовательность применения этих гипотез должна быть следующей: сначала нужно объяснить историю памятников, опираясь на бенфеевскую теорию заимствований, а потом показать (насколько это возможно) их происхождение, генезис, используя теорию и методы мифологической концепции Гриммов и опирающихся на нее исследований Буслаева и представителей «школы сравнительной мифологии»: «Попытка мифологической экзегезы должна начинаться, когда уже кончены все счеты с историей»
Слайд 8

«Поэтика сюжетов» Веселовский разграничивает термины мотив и сюжет. Мотив – «простейшая

«Поэтика сюжетов»

Веселовский разграничивает термины мотив и сюжет. Мотив – «простейшая повествовательная

единица», сюжет - это комбинация мотивов.
При сходстве или единстве бытовых и психологических условий жизни разных народов происходит самозарождении сходных мотивов. Чем сложнее комбинация мотивов, тем больше вероятность заимствования сюжетов. Следовательно, «миграция»и «самозарождение» мотивов дополняют друг друга.
Напрмер, возниконовение сходств «Илиады» Гомера, киргизского «Манаса» и армянского «Давида Сассунского» восходят к общей идеологии эпического века, героическим воинским идеалам.
Слайд 9

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870) В синхроническом

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870)

В синхроническом плане:


«Вы изучаете, например, какую-нибудь эпоху; если вы желаете выработать свой собственный самостоятельный взгляд на нее, вам необходимо познакомиться не только с ее крупными явлениями, но и с той житейской мелочью, которая обусловила их».
«Вы постараетесь проследить между ними связь причин и следствий; для удобства работы вы станете подходить к предмету по частям, с одной какой-нибудь стороны: всякий раз вы придете к какому-нибудь выводу или к ряду частных выводов».
«Вы повторили эту операцию несколько раз в приложении к разным группам фактов; у вас получилось уже несколько рядов выводов, и вместе с тем явилась возможность их взаимной проверки…Таким образом, восходя далее и далее, вы придете к последнему, самому полному обобщению, которое в сущности и выразит ваш конечный взгляд на изучаемую область».
Слайд 10

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870) В диахроническом

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870)

В диахроническом плане:
Индуктивный

метод: «Изучая ряд фактов, мы замечаем их последовательность, отношение между ними последующего и предыдущего; если это отношение повторяется, мы начинаем подозревать в нем известную законность; если оно повторяется часто, мы перестаем говорить о предыдущем и последующем, заменяя их выражением причины и следствия». Строится теоретическое обобщение («модели») на основе анализа конкретного и многократно проверенного фактического материала.
Например, После Первой Мировой Войны меняется сознание человека, он осознает свою никчемность, понимает, что превращается в «оружие», которое не имеет право голоса.
Слайд 11

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870) В диахроническом

«О методе и задачах истории литературы как науки» (1870)

В диахроническом плане:
Исторический

метод: С одной стороны, то, что повторяется (и повторяется устойчиво) на фоне переменного в историческом развитии на разных фазах, исследователь устанавливает и имеет право квалифицировать как закономерное. А с другой стороны, на фоне повторяющегося он имеет возможность надежно выделить и описать и то, что изменяется.
Например, «вечные темы» и «вечные герои», общие жанры, сходные литературные направления и течения.