Основы теории литературы

Содержание

Слайд 2

Контрольные вопросы к теме «Литературоведение как наука» Что является предметом исследования

Контрольные вопросы к теме «Литературоведение как наука»
Что является предметом исследования литературоведения

как науки?
Какова структура литературоведения (основные и вспомогательные дисциплины науки о литературе)?
Что изучает теория литературы?
Что исследует история литературы?
Каковы функции литературной критики?
Что является предметом изучения вспомогательных дисциплин литературоведения?
Взаимосвязь всех основных и вспомогательных разделов науки о литературе.
Слайд 3

Контрольные вопросы по теме «содержание и форма литературного произведения»: Назвать категории

Контрольные вопросы по теме «содержание и форма литературного произведения»:
Назвать категории содержания.
Дать

определение понятию идея.
Что такое тема (тематика) художественного произведения?
Что такое проблема (проблематика)?
Назвать категории формы литературного произведения.
В чем различие между понятиями сюжет и фабула?
Назвать элементы композиции литературного произведения.
Какова роль конфликтов в художественном произведении. Типы конфликтов.
Назвать внесюжетные элементы.
Какова роль художественной детали в литературном произведении.
Что такое пейзаж? Роль пейзажа в литературно-художественном произведении.
В чем заключается целостность художественного произведения?
Слайд 4

Контрольные вопросы по теме «Язык художественной литературы»: В чем заключается основное

Контрольные вопросы по теме «Язык художественной литературы»:
В чем заключается основное отличие

поэтического языка от других форм речевой деятельности?
Отличие языка художественной литературы (поэтического языка) от нормативного литературного. языка.
Дать определение тропа и перечислить его виды.
Дать определение поэтическим фигурам и назвать важнейшие из них.
Назвать основные фигуры поэтической стилистики.
Какие слова составляют стилистическое и лексическое своеобразие художественной речи?
Что такое поэтическая фонетика и каковы ее виды?
Слайд 5

Контрольные вопросы к теме «Специфика художественной литературы»: Искусство – вид духовного

Контрольные вопросы к теме «Специфика художественной литературы»:
Искусство – вид духовного освоения

действительности.
Художественная условность как принцип художественной изобразительности.
Что такое художественный образ?
Художественная литература как вид искусства. Место ее в ряду других видов искусства.
Специфика словесного образа по отношению к образам других искусств.
Чем отличается литературный образ от музыкального, живописного, скульптурного?
Каковы отличительные особенности литературы как произведения искусства?
Каковы предмет, цели и функции художественной литературы?
Литература и наука.
Слайд 6

Анализ сочинения Аристотеля «Поэтика» 1. Цель «Поэтики» и ее задачи. 2.Различие

Анализ сочинения Аристотеля «Поэтика»

1. Цель «Поэтики» и ее задачи.
2.Различие видов

поэзии в зависимости от подражания.
3. Возникновение трагедии.
4. Определение комедии и ее развитие.
5. Трагическое очищение.
6. Задача поэта.
7.Действие простое и запутанное.
8. Характеры героев трагедии.
9. Правила диалектического развития мысли.
10. Сходство между эпосом и трагедией.
11.Критика поэзии.
12. Сравнении трагедии и эпоса.
Слайд 7

Семинар №1 Тема 1. Образ-предмет и его эстетико-психологическая функция в тексте.

Семинар №1

Тема 1. Образ-предмет и его эстетико-психологическая функция в тексте.
Вопросы

и задания
1. Основные аспекты изучения образа-предмета (труды В. Вейдле, Л. Гинзбург, В. Топорова)
2. Особенности изображения предметного мира в русской классике.
3. «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя: мир души и мир вещей:
а) космос повести: дом, сад, лес, их соотношение между собой;
б) дом и его обитатели;
в) эмоционально-эстетический смысл изображения пищи;
г) как проявляется образ автора в тексте? Авторские ремарки в тексте.
д) история серенькой кошечки в свете размышлений автора о романтизме.
е) отзывы современников и потомков, интерпретация образов главных героев (Н. Станкевич, А. Фет, М. Пришвин)
Литература
Вейдле В. Умирание искусства / Самосознание европейской культуры. – М., 1991.
Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Любое издание.
Гоголь Н.В. «Старосветские помещики». Любое издание.
Топоров В. Вещь в антропоцентрической картине мира / Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1996.
Фет А.А. «Вне моды» Любое издание .
Слайд 8

Семинар №2 Тема 2. Конфликт литературного произведения. Вопросы и задания 1.

Семинар №2

Тема 2. Конфликт литературного произведения.
Вопросы и задания
1. Понятие о художественном

конфликте.
2. Типы конфликтов.
3. Своеобразие конфликта в эпосе, лирике, драме.
4. История создания драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» как романтической драмы. Смысл названия драмы в контексте творчества Лермонтова.
5. Арбенин и его окружение:
а) карточная игра как модель мира. Тема судьбы и случая;
б) «зеркальность» системы образов и место в ней Арбенина;
в) как меняются отношения Арбенина с обществом на протяжении драмы?
г) Арбенин как культурно-психологический тип. Его место в ряду аналогичных героев;
д) Нина. Проверка героя любовью. Кульминация конфликта драмы;
е) трагическая развязка конфликта.
Литература
Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе. – М., 1996.
Краткая литературная энциклопедия, учебники, словари.
Лермонтов М.Ю. Сочинения. Любое издание.
Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт – композиция – сценическая жизнь. – Л., 1969.
Слайд 9

Практика №2 Контрольные вопросы по теме «Литературный субъект»: Из чего складывается

Практика №2

Контрольные вопросы по теме «Литературный субъект»:
Из чего складывается образ литературного

персонажа?
Чем отличаются понятия характер и тип?
Типизация как художественное обобщение.
Что такое персонаж литературного произведения?
Определить место героя в системе персонажей.
Что такое прототип литературного героя или персонажа?
Что такое портрет? Виды портрета.
Слайд 10

Контрольные вопросы к теме «Автор. Лирический герой»: Можно ли отождествлять образ

Контрольные вопросы к теме «Автор. Лирический герой»:
Можно ли отождествлять образ автора

с личностью автора?
Что такое лирическое «Я» в ролевой лирике?
Контрольные вопросы к теме «Художественное пространство и художественное время»:
В чем заключается условность, относительность и конкретность категорий времени и пространства?
Чем отличается структура времени и пространства в лирических, эпических и драматических произведениях?
Чем отличается время повествовательное от времени событийного?
В чем отличие между абстрактным и конкретным пространством?
Каковы способы смещения пространственно-временных пластов в литературном произведении?
Как пространственно-временные отношения влияют на динамику сюжета?
Слайд 11

Контрольные вопросы к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»: Какие знаете роды

Контрольные вопросы к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»:
Какие знаете роды художественной

литературы?
Чем характеризуется эпос как литературный род?
В чем специфика лирики как литературного рода?
В чем состоят характерные особенности драмы как литературного рода?
Что такое лиро-эпическое произведение?
Слайд 12

Контрольные вопросы и задания к теме «Стиховедение»: Что такое ритм в

Контрольные вопросы и задания к теме «Стиховедение»:
Что такое ритм в стихотворении?
Назовите

основные системы стихосложения? Чем характеризуется силлáбо-тоническая система стихосложения?
Чем вызваны в тексте стихотворения отступления от заданной схемы стихотворного размера? Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?
Основные двухсложные и трехсложные поэтические размеры силлáбо-тонической системы стихосложения.
Способы определения размера стиха.
Что такое рифма? Виды рифм.
Что такое строфа? Какие виды строф характерны для русской и европейской поэзии? Что представляет собой «онегинская строфа» А.С.Пушкина.
Слайд 13

Семинар №3 Тема 3. Жанр литературного портрета. Вопросы и задания Значение

Семинар №3

Тема 3. Жанр литературного портрета.
Вопросы и задания
Значение понятия «литературный портрет».


Роль костюма в художественном тексте.
Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева. Основные приемы изображение человека в рассказах Б. Зайцева: смена планов, костюм, роль детали, речь, языковые средства (рассказы «Аграфена» и «Сергий Радонежский»). Пути передачи авторского отношения к изображаемому.
Литература
Андроникова М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. – М., 1974.
Барахов В.С. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). – Л., 1985.
Проблемы портрета. Материалы научной конференции. – М., 1973.
Зайцев Б. Аграфена. Сергий Радонежский. Любое издание.
Краткая литературная энциклопедия, учебники, словари.
Юркина Л.Ю. Портрет // Русская словесность. – № 5, 1995.