От классицизма к реализму в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Содержание

Слайд 2

Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и

Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и

стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения. Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором.
Слайд 3

Проблема Можно ли считать комедию «Горе от ума» первой реалистической драмой?

Проблема

Можно ли считать комедию «Горе от ума» первой реалистической драмой?

Слайд 4

Сюжет Классицизм Романтизм Реализм Действие разворачивается в доме Фамусовых. Грибоведов взял

Сюжет

Классицизм Романтизм Реализм

Действие разворачивается в доме Фамусовых. Грибоведов взял самую

обыденную жизнь: обычный московский дворянский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами.

Положив в ос­нову сюжета любовную интригу, автор сумел создать не сентимен­тальную драму, в центре которой отвергнутый и страдающий ге­рой, а истинно общественную комедию, где этот отвергнутый и непонятый возлюбленный становится главным обвинителем и обличителем косных и отживших общественных правил.

Грибоедов был одним из первых русских драматургов, обратившихся к реалистическому методу. Это позволило ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. Автор показывает реальную жизнь того времени.

Слайд 5

Конфликт Классицизм Романтизм Софья Молчалин Чацкий Чацкий Фамусовское общество

Конфликт

Классицизм Романтизм

Софья

Молчалин

Чацкий

Чацкий

Фамусовское общество

Слайд 6

Конфликт Реализм «Век нынешний» «Век минувший»

Конфликт

Реализм

«Век нынешний»

«Век минувший»

Слайд 7

Композиция - Соблюдение «трех единств»: единства времени, места и действия. -

Композиция

- Соблюдение «трех единств»: единства времени, места и действия. - Грибоедов

в «Горе от ума» нарушает главное требование — требование единства действия.

Классицизм

Слайд 8

Композиция Романтизм Реализм Две кульминации Любовная Общественная Сцена свидания Бал Софья

Композиция

Романтизм Реализм

Две кульминации

Любовная

Общественная

Сцена свидания

Бал

Софья

– Чацкий - Молчалин

Чацкий – Фамусов – фамусовское общество

ЧАЦКИЙ

Слайд 9

Система образов - В комедии у всех героев говорящие фамилии. (Молчалин-молчит,

Система образов

- В комедии у всех героев говорящие фамилии.
(Молчалин-молчит,

Фамусов-молва, знаменитый)
- Персонажи не даны в развитии, являются носителями одной конкретной черты характера.
(Молчалин-низкопоклонник и делец, Фамусов-Богатый барин-помещик и крупный чиновник

Классицизм Романтизм Реализм

- Чацкий – романтический образ, выступающий против фамусовского общества.
- «Один в поле воин».

- Помимо главных героев, в комедии есть и внесценические персонажи. (двоюродный брат Скалозуба, Максим Петрович и т.д.)
- Из всех героев только Чацкий показан в развитии.
- В комедии показаны типичный образы людей того времени, что является чертой реализма.

Слайд 10

Проблема жанра - По словам Гончарова, «Горе от ума» — «картина

Проблема жанра

- По словам Гончарова, «Горе от ума» — «картина

нравов, и галерея живых типов — и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, ...какая едва ли найдется в других литературах».
- Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышев­ский в диссертации «Эстетические отношения искус­ства к действительности»: комична «...внутренняя пус­тота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притя­зание на содержание и реальное значение».
Слайд 11

Речь героев Во-первых, его комедия была написана «не шестиногими ямбами с

Речь героев

Во-первых, его комедия была написана «не шестиногими ямбами с

пиитическими вольностями, а вольны­ми стихами, как до того писались только басни»;
Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком»;
В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быст­ротою ума, и почти каждый стих в ней превратился в пословицу или поговорку»;
В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы».
Слайд 12

Общественный характер конфликта (предпочтение не любовному, а общественному конфликту: Чацкий –

Общественный характер конфликта (предпочтение не любовному, а общественному конфликту: Чацкий –

фамусовское общество). 
Новаторство Грибоедова в развитии реализма (преодоление «трех единств» классицизма; верный показ русской жизни первой четверти XIX века). 
Показ характеров героев в развитии; создание «типических характеров в типических обстоятельствах». 
Особенности композиции (простота, ясность композиции, своеобразие концовки). 
Особенности стиха («вольный стих»). 
Смелое введение в пьесу живого разговорного языка и умелое соединение его с литературным. 
Особенности речевой характеристики героев. 
Знаменитый «разговор глухих» между Чацким и Фамусовым, во время которого они не слышат друг друга. 
«Говорящие фамилии» персонажей, группировка образов по принципу «кривого зеркала» (Чацкий – Репетилов). 
Слайд 13

Таким образом, говоря о переходе от классицизма к реализму в русской

Таким образом, говоря о переходе от классицизма к реализму в русской

драме, можно отметить новаторство Грибоедова-драматурга.

Новаторство А.С. Грибоедова