Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Содержание

Слайд 2

«Песня…» - историческая поэма в народном стиле, написана в 1837 году

«Песня…» - историческая поэма в народном стиле, написана в  1837 году и

впервые опубликована в 1838 году. 
Слайд 3

История создания В своём творчестве Лермонтов часто обращался к истории. Ещё

История создания

В своём творчестве Лермонтов часто обращался к истории. Ещё с

ранних лет у поэта появился интерес к русскому фольклорному творчеству. Дальнейшему развитию этого интереса способствовала тесная дружба с родственником поэта  С.А.Раевским, который был знатоком и собирателем фольклора.

Вполне вероятно, что сюжетная линия «Песни...» могла быть навеяна Лермонтову Н.М.Карамзиным. В IX томе его «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: её взяли, обесчестили... а ему отрубили голову».

Слайд 4

Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли Пушкина.

Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли Пушкина.

Так же, как и герой Лермонтова Калашников, Пушкин защищал не только и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи. 
Слайд 5

Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Во времена

Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного.

Во времена Ивана

Васильевича опричников называли «государевыми людьми». Одеянием опричники напоминали монахов.

Они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «Гойда!». Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

Слайд 6

В произведении поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия.

В произведении поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия.

Для героя произведения, человека «маленького», честь оказывается важнее жизни. И страх перед властью — царем — не смог одолеть высокого нравственного чувства этого человека.

Идея поэмы

Слайд 7

Опричник Кирибеевич идет против закона и порядка: он полюбил замужнюю женщину.

Опричник Кирибеевич идет против закона и порядка: он полюбил замужнюю женщину.

Он чувствует свою абсолютную безнаказанность, слукавив перед своим хозяином и заручившись его поддержкой.

Кирибеевич

Слайд 8

Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как по его милости в

Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как по его милости в

полной безнаказанности оказываются опричники. В то же время обычный человек простого звания оказывается перед царем бесправен, и дело его чести оказывается делом его жизни и смерти. И все же царь проявляет милосердие: обещает позаботиться о семье казненного Калашникова.
Слайд 9

Купец Калашников Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников —

Купец Калашников

Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников — является

выразителем высоких нравственных представлений о правде, чести, достоинстве. Защищая честь своего дома и обиженную жену, он поднял руку на опричника и обрек себя на верную смерть. Иначе в сложившихся условиях он поступить не может: у него нет прав перед царем и его приближенными, защитить себя может только он сам. Он смиренно принимает свой смертный приговор, понимая неотвратимость расплаты и сохраняя человеческое достоинство.
Слайд 10

Поэтика Произведение написано как стилизация под русский народный эпос. Жанр —

Поэтика

Произведение написано как стилизация под русский народный эпос.
Жанр — поэма.

Стихотворный метр — белый стих.
Уже в самом названии «Песни...» («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») заметна фольклорная особенность — такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. Герои в названии перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.
Слайд 11

Произведение начинается так: «Ой, ты гой еси...» Подобные запевы характерны для

Произведение начинается так: «Ой, ты гой еси...» Подобные запевы характерны для

народных былин, сказов. Это традиционное приветствие старой Руси.
Народность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и в лексике. Так, например, в «Песне...» встречается характерное употребление слов-синонимов, объединенных в одно слово: «гуляют-шумят». Повтор — излюбленный прием сказителей. Он употребляется в произведении в различных формах: здесь есть анафоры, эпифоры, лексические повторы. 

Поэтика

Слайд 12

В поэме используются устоявшиеся (постоянные) эпитеты: «смерть лютая», «молодая жена», «добрый

В поэме используются устоявшиеся (постоянные) эпитеты: «смерть лютая», «молодая жена», «добрый

молодец», «очи соколиные», «вино сладкое заморское», «дума крепкая» и многие другие.
Также важно употребление инверсий, характерных для народной поэтической речи:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

Поэтика