Петербургские повести Н.В. Гоголя

Содержание

Слайд 2

Эпиграф урока: Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с

Эпиграф урока:
Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется

с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия.
В.Г.Белинский

Тема урока: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя

Слайд 3

«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все

«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все

служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
Слайд 4

«Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому

«Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому

проспекту!»

«Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский
« Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.»
«Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.»
«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»
- В чем своеобразие изображения Невского проспекта в повести Гоголя?

Слайд 5

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия.

Вывод:

За парадной пышностью Петербурга
скрывается холодный, жестокий мир
человеческого бесправия. Город равнодушен к
судьбе

«маленького человека».
Слайд 6

Кто же такой «маленький» человек? Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса

Кто же такой «маленький» человек?

Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева.


Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?
Слайд 7

Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма

Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма

пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
Слайд 8

Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?

Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов

не показывает лица Носа?
Слайд 9

Вывод Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота.

Вывод

Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев,
для которых характерна пустота.

Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
Слайд 10

Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о

Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о

добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.

«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет
Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет».
Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?
Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

Слайд 11

Повесть «Портрет» «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности

Повесть «Портрет» «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …»

«…художник

уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»
«Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»
«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»
Слайд 12

«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на


«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и

претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»
«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»
Слайд 13

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него

на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».
«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».
«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».
Слайд 14

Сопоставительная характеристика художников

Сопоставительная характеристика художников

Слайд 15

Слайд 16

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить


Вторая часть повести – это проповедь нравственного
очищения, которую можно представить в

виде свода
нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».