- Главная
- Литература
- Победа и поражение в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Содержание
- 2. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.
- 3. 1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»? 2.Если
- 4. Методические рекомендации: Противопоставление понятий победа » и «поражение» заложено уже в их толковании. У Ожегова читаем:
- 5. Величайшая победа — победа над самим собой. Цицерон Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения...
- 6. Победа – это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, – одолеть, осилить,
- 7. Победители и побежденные в романе
- 8. В романе побеждают… Вера, Любовь, Творчество, Справедливость…., Потому что…. Микровывод… Философские и моральные категории
- 9. С образом Мастера в романе Булгакова связана тема творчества, его подвижничества. Мастер, в отличие от многих
- 10. В этой схватке с веком-«спрутом» Мастер, казалось бы, побежден усталостью, разочарованием в своем призвании Творца: «У
- 11. Маргарита Не случайно мистическое, запредельное, таинственное воплощается в романе Булгакова именно в женщине. Маргарита изначально несла
- 12. Маргарита становится для Мастера его Музой и ангелом-хранителем: она спасает любимого от одиночества, потерянности и безверия
- 13. В отличие от евангельского Христа, герой Булгакова Иешуа Га-Ноцри не богочеловек, а смертный бродячий философ лет
- 14. Человек есть мера всех вещей, по мнению Иешуа, его жизнь дарована Богом, а потому лишь Бог
- 15. Но при всей своей внешней обыкновенности, Иешуа необыкновенен внутренне. Люди, которые слушают его, готовы идти за
- 16. Читатель встречается с Пилатом, когда могущественный прокуратор Иудеи, которому, казалось, подвластно всё, находится в состоянии отчаяния
- 17. Пилат оказывается заложником самого себя, своих представлений о власти, силе, об истине и человеке в целом.
- 18. Понтии Пилат – один из главных героев романа, государственный деятель, опытный и тонкий политик. И суть
- 19. Не за жизнь свою боится Пилат – ей ничто не угрожает, - за карьеру. И когда
- 20. Воланд Булгакова - дух зла - не сеет зло, он лишь обнаруживает пороки в душах людей,
- 21. Воланд многолик и таинствен, несуетлив и мудр, справедлив и даже благороден в своем отвращении к пошлости.
- 22. Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из
- 23. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в
- 24. Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по
- 26. Скачать презентацию
«Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных
«Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных
социально-историческом,
нравственно-философском,
психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Характеристика
1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь
1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь
2.Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.
3.Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.
4.Победа над страхом придаёт человеку силы.
5.Поражение – это путь к победе
6. Можно ли преодолеть самого себя?
Варианты тем
Методические рекомендации:
Противопоставление понятий победа » и «поражение» заложено уже в
Методические рекомендации:
Противопоставление понятий победа » и «поражение» заложено уже в
У Ожегова читаем: «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника».
То есть победа одного предполагает полное поражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение – победой. Именно об относительности данных понятий и предлагается порассуждать выпускникам, опираясь на свой читательский опыт. Конечно же, ограничиться понятием о победе как разгроме врага в битве невозможно. Поэтому целесообразно рассмотреть данное тематическое направление в разных аспектах.
Величайшая победа — победа над самим собой.
Цицерон
Человек
Величайшая победа — победа над самим собой.
Цицерон
Человек
Победа над слабым подобна поражению. (Арабская посл.)
Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго)
Афоризмы и высказывания известных людей:
Победа – это не только успех в битве. Одержать победу, согласно
Победа – это не только успех в битве. Одержать победу, согласно
Нравственно-философский и психологический аспекты
Победители и побежденные в романе
Победители и побежденные в романе
В романе побеждают…
Вера,
Любовь,
Творчество,
Справедливость….,
Потому что….
Микровывод…
Философские и моральные категории
В романе побеждают…
Вера,
Любовь,
Творчество,
Справедливость….,
Потому что….
Микровывод…
Философские и моральные категории
С образом Мастера в романе Булгакова связана тема творчества, его подвижничества.
С образом Мастера в романе Булгакова связана тема творчества, его подвижничества.
Истинное творчество - это не только избранничество, но и драматизм одиночества и непонимания. Травля, полное отторжение от жизни, постоянное ожидание ареста, сыплющиеся градом статьи - все это ввергает Мастера в страшное состояние душевного надлома. «Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной», - говорит он Маргарите, уже уверенный в своей будущей гибели. В болезненном сознании Мастера появляется символический образ того мира, в котором художнику «не хватает воздуха», - образ спрута «с очень длинными и холодными щупальцами». Спрут мерещился Мастеру всюду, от него невозможно было укрыться: «Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах».
Мастер
В этой схватке с веком-«спрутом» Мастер, казалось бы, побежден усталостью, разочарованием
В этой схватке с веком-«спрутом» Мастер, казалось бы, побежден усталостью, разочарованием
Однако эта сломленность Мастера не означает абсолютного поражения. В том, что он остался верен себе, не изменил своим представлениям о миссии художника, - в этом своеобразная победа Мастера над временем. В реальности земной жизни Мастер и его роман гибнут, но в вечности остаются навсегда, подтверждая одну из главных истин - «рукописи не горят».
Мастер
Маргарита
Не случайно мистическое, запредельное, таинственное воплощается в романе Булгакова именно в
Маргарита
Не случайно мистическое, запредельное, таинственное воплощается в романе Булгакова именно в
Единственной и главной ценностью в жизни Маргариты всегда была любовь - «настоящая, верная, вечная». Над Маргаритой никогда не имели власти привычные для людей, принятые ими как незыблемые ценности удобства и богатства, комфорта и устроенности, а потому жизнь без любви в готическом особняке с «красивым и умным мужем» стала для булгаковской героини подобием смерти. Любовь Маргариты - сила действенная, оберегающая и спасительная. Маргарита всегда была более активной стороной в любви: первой вышла с тревожными желтыми цветами одиночества и отчаяния, чтобы найти Мастера, первой подошла к нему и первой заговорила. Крем Азазелло преобразил Маргариту лишь внешне, внутренняя же ее сущность изначально заключала ангельское и колдовское, жертвенное и противоборствующее.
Маргарита
Маргарита становится для Мастера его Музой и ангелом-хранителем: она спасает любимого
Маргарита становится для Мастера его Музой и ангелом-хранителем: она спасает любимого
В Маргарите всегда жило ощущение внутренней свободы. Ночной полет Маргариты над Москвой - один из наиболее ярких эпизодов романа. Опьяняющее чувство свободы и внутренней силы вырвалось наружу: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!» Маргарита чувствует свое родство с многоообразными, противоречивыми и свободными стихиями бытия: воздухом, водой, огнём. Ее вечная душа, познавшая «настоящую, верную, вечную» любовь и ставшая ее реальным земным воплощением, навсегда пребудет в мире, горько лишь то, что на Земле ей не нашлось места.
Маргарита
В отличие от евангельского Христа, герой Булгакова Иешуа Га-Ноцри не богочеловек,
В отличие от евангельского Христа, герой Булгакова Иешуа Га-Ноцри не богочеловек,
Любое насилие над человеком, способное сломать физически, отнять веру в добро все же не меняет внутреннюю сущность личности; насилие разрушительно, а потому любая его форма отвергается Иешуа Одна из форм насилия – власть, потому что отнимает у человека внутреннюю свободу, заставляет подчиниться Силе, а не Истине: «Всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Иешуа Га-Ноцри и его «истина»
Человек есть мера всех вещей, по мнению Иешуа, его жизнь дарована
Человек есть мера всех вещей, по мнению Иешуа, его жизнь дарована
Иешуа можно назвать трагическим героем: уверенный, что «правду говорить легко и приятно», он не смог отвести от себя смерть. Булгаков не случайно столь детально, с натуралистическими подробностями описывает казнь Иешуа, подчеркивая, что человек способен вынести такую мучительную смерть ради истины. Трагизм Иешуа и в его одиночестве, избранничестве, несовершенстве мира, который был дан ему для жизни.
Герой романа Мастера распят на кресте. Но учение его осталось жить. И две тысячи лет спустя московские литераторы Берлиоз и Иван Бездомный все еще воюют против него, доказывая, что героя этого и на свете не было. Сам автор, в сущности, тоже распят, но творенье его оказалось бессмертным – «рукописи не горят». Значит, есть пределы и власти кесарей. Перед некоторыми явлениями жизни и она бессильна. И возможно, действительно когда-нибудь «рухнет храм старой веры» и придет «царство истины и справедливости…»
Иешуа
Но при всей своей внешней обыкновенности, Иешуа необыкновенен внутренне. Люди, которые
Но при всей своей внешней обыкновенности, Иешуа необыкновенен внутренне. Люди, которые
Читатель встречается с Пилатом, когда могущественный прокуратор Иудеи, которому, казалось, подвластно
Читатель встречается с Пилатом, когда могущественный прокуратор Иудеи, которому, казалось, подвластно
Путь покаяния Понтия Пилата
Пилат оказывается заложником самого себя, своих представлений о власти, силе, об
Пилат оказывается заложником самого себя, своих представлений о власти, силе, об
Путь Пилата - это путь покаяния. Попытка смыть кровь Иешуа кровью Иуды оказалась самообманом, и не в Иуде здесь дело, а в том, что вину можно искупить не кровью, а раскаянием. Пилат смог взять вину на себя - и в этом уже начало искупления, прощения и воскресения. Только совесть ведет человека по его «лунной дороге», то есть дороге его судьбы и жизни - в этом смысл образа Понтия Пилата в романе Булгакова.
Понтий Пилат
Понтии Пилат – один из главных героев романа, государственный деятель, опытный и
Понтии Пилат – один из главных героев романа, государственный деятель, опытный и
Понтии Пилат
Не за жизнь свою боится Пилат – ей ничто не угрожает, - за
Не за жизнь свою боится Пилат – ей ничто не угрожает, - за
Воланд Булгакова - дух зла - не сеет зло, он лишь
Воланд Булгакова - дух зла - не сеет зло, он лишь
Воланд смотрит на мир из Вечности, а потому так скептически, с такой спокойной, ироничной снисходительностью относится к деяниям и чувствам человеческим: «Ну что же, они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Милосердие иногда стучится к ним в сердце…Обыкновенные люди». Всё, на что обращает взор Воланд, предстает в своем истинном свете. Булгаковский Дьявол, желая узнать, «Изменились ли горожане внутренне?», испытывает людей на алчность и милосердие, на возможность внутреннего освобождения от власти денег, комфорта, догм, и не его вина, что люди в основном не выдерживают эти испытания.
Воланд
Воланд многолик и таинствен, несуетлив и мудр, справедлив и даже благороден
Воланд многолик и таинствен, несуетлив и мудр, справедлив и даже благороден
«Ведомства» Иешуа и Воланда – разные полюса единого мироздания, однако, по Булгакову, милосердие и добро абсолютны, а порочность и зло относительны, ведь не случайно эпиграфом к роману избраны строки из трагедии «Фауст», утверждающие неодолимость светлого начала в мире: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд
Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул
Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул
Добро и зло в романе
Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в
Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в
Роман «Мастер и Маргарита» – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным
!!!Главное – увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение – понятия относительные. Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность»: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».
Микровывод