Туркменские сказки

Содержание

Слайд 2

Туркменистан испытывал тяжелые превратности судьбы. История сталкивала племена, смешивала языки, взаимно

Туркменистан испытывал тяжелые превратности судьбы.
История сталкивала племена, смешивала
языки, взаимно обогащала разные

культуры.
Туркменский народ сложился в результате смешения древнейшего ираноязычного населения страны с тюрками, в этногенезе
которых преобладали огузские племена.
В устном поэтическом творчестве туркмен выделяются две культуры:
-иранская
-тюрко-огузская.
Элементы иранской
культуры сохранились в эпических произведениях (дестане, сказках), в пословицах, поговорках, обрядовых и календарных сказках.
Слайд 3

В туркменских сказках, как и в сказках других народностей, можно выделить

В туркменских сказках, как и в сказках других народностей, можно выделить


присказку, зачин, концовку и формулы общих мест.
Из этих элементов наиболее редкое явление в туркменских сказках – присказка.
В противоположность присказки зачин представляет уже типичное явление.
Традиционный зачин туркменских сказок:
«Бир бар экен, бир ѐк экен».
В буквальном переводе:
«Один был, другой не был».
В смысловом переводе:
«Неизвестно, было бы или не было».
Такой зачин характерен почти для всех восточных сказок.
Слайд 4

Значительная часть туркменских сказок о животных посвящена изображению храбрости, находчивости и

Значительная часть туркменских сказок о животных посвящена изображению храбрости,
находчивости и хитроумия

таких зверей, которые по своей природе вовсе не являются ни храбрыми, ни умными, то есть торжеству домашних над дикими
(«Как коза и баран напугали волков», «Баран и волк»).
Заблаговременное обеспечение положительных героев
необходимыми средствами для победы над противником – характерная черта
сказочной прозы вообще и туркменской в частности.
Особенно часто это встречается в волшебных сказках о разнообразных чудотворных предметах.
Слайд 5

В туркменских сказках о животных довольно часто встречаются загадки, пословицы и

В туркменских сказках о животных
довольно часто встречаются загадки, пословицы и песни.


Песнями особенно богаты сказки о животных.
Содержание песни всегда находится в тесной связи с сюжетной линией сказки, вводится для оживления, украшения и эмоционального воздействия.
Песню нельзя переставлять с места на место, из сказки в сказку.
Ни одна из песен, существующих в сказках, не исполняется
отдельно от сказки.
Слайд 6

Многие сюжеты и мотивы в сказках о животных являются общими для

Многие сюжеты и мотивы в сказках о животных являются общими для
сказок

многих народов (уженье хвостом рыбы, кража лисою масла и др.).
Мотив зверя–кормильца в туркменских сказках встречается редко.
В такой роли здесь выступает только коза – одно из первых одомашненных животных.
Мотив этот почти всегда сопровождает рассказ до рождения Искендера-падишаха: его, брошенного матерью в степи или в горах, кормит коза и, по
некоторым вариантом, охраняет львица. Коза является кормилицей также в тех сказках, где по сюжету убивают беременную мать, в могиле рождается ребёнок. Его приходит кормить коза (например, «Многознающий сам умрёт»).
Этот мотив почти полностью перешел и в эпос «Гёроглы».
Слайд 7

Широко распространён мотив зверя-помощника. Помощниками являются: из птиц – орёл, сорока,

Широко распространён мотив зверя-помощника.
Помощниками являются:
из птиц –
орёл, сорока, голубь, попугай

и фантастическая птица – сымрух;
из диких животных –
тигр, леопард, лев, лиса, волк, шакал, джейран, мышь;
из домашних –
лошадь, собака, кошка, корова или теленок, козел, змея, иногда рыба.
Значение волка в туркменской сказке, гораздо уже, чем в русских.
(например, в сказке «Белая птица»).
Слайд 8

Мотив оборотничества соединен с мотивом веры в заклинания, в магическое значение

Мотив оборотничества соединен с мотивом веры в заклинания, в магическое значение

слова.
Путем заклинания разоблаченная жена-изменница превращает мужа в собаку, а он ее впоследствии превращает в ослицу
(«Как нашли золото Султан-Суюн и Мирали Шир» и другие);
парень, обиженный падишахом, превращает последнего в корову, а его свиту в быков («Брезгливый человек»);
девушка-пери, желая отделаться от нежелательного ей брака с падишахом, превращает его во время купания жука.
На основе оборотничества в одной из сказок развивается интересный эпизод мошенничества.
Падишах, научившийся искусству оборотничества, учит этому своего визиря.
Однажды, шутя, падишах превратился в попугая, а визирь – в самого падишаха.
Тотчас же визирь поймал попугая, посадил его в клетку и занял место падишаха.
Тот едва смог освободиться и вернуть себе прежний вид («Падишах и визирь»).
Слайд 9

Образ лисы Двойственность характеристики лисицы: - в сказках о животных лиса

Образ лисы
Двойственность характеристики лисицы:
- в сказках о животных лиса – воплощение

хитрости и лживости;
-в волшебных сказках лиса приобретает черты покровителя и помощника человека
(«Лев и лиса», «Ворона и лисица»).
Образ волка (шакала)
Распространены сюжеты о взаимоотношениях лисы и волка, сюжет о волке-дурне, обманутом всеми животными.
Шакал обычно рисуется таким же хитрым, как и лиса.
Шакал лукавый, коварный, он губит тех животных, которые мешают его личным интересам
(«Шакал и петух», «Ненасытный волк»).
Слайд 10

Тигр в туркменских сказках благожелательно настроен к человеку. Распространены рассказы о

Тигр в туркменских сказках благожелательно настроен к человеку.
Распространены рассказы о случаях

покровительства тигра охотнику.
Охотник вынимает занозу из лапы тигра (льва) и он потом выполняет все просьбы человека.
Значительное место принадлежит собаке.
Собака в сказках имеет тотемистическое значение,
это дух-защитник.
Собака обычно помогает человеку одолеть дэва (дева) – олицетворение злых духов.
Слайд 11

Почетное место в волшебных сказках занимает конь. Помогая человеку, конь не

Почетное место в волшебных сказках занимает конь.
Помогая человеку, конь не

останавливается ни перед какими затруднениями.
Его роль в туркменских сказках очень большая, как и в других восточных сказках.
Слайд 12

Очень часто в действие сказки выводится змея. Культ змей очень древнего

Очень часто в действие сказки выводится змея.
Культ змей очень древнего

происхождениям существовал почти у всех народов мира.
Роль змеи в сказках двойственна.
Двойственность образа змеи объясняется тем, что, являясь по старинным поверьям воплощением мудрости, змея в действительности проявляла себя как очень вредное животное.
Часто человек оказывает змее, особенно маленькой, помощь, и она или ее родные потом помогают ему.
Реже выводится змея в образе дракона: пожирает людей, прекращает доступ к воде, губит посевы, скот.
Другие змеи являются оборотнями, превращаются в юношей-красавцев и требуют себе в жены девушек.
Из культа змеи создались фантастические образы драконов. Широко распространен мотив:
съевший кусок змеиного мяса получает способность понимать язык животных и растений.
В туркменских сказках эту способность иногда дает камешек или платок, находящийся под языком змеи.
Иногда змею получают в дар от пророка Сулеймана – высшего повелителя всех животных, птиц, насекомых и гадов