Преступление и наказание

Содержание

Слайд 2

Содержание 1. Общая характеристика романа. 2. Образ Петербурга в романе. 3. Крушение теории Раскольникова. 4. Выводы.

Содержание

1. Общая характеристика романа.
2. Образ Петербурга в романе.
3. Крушение теории Раскольникова.
4.

Выводы.
Слайд 3

Петербург в романе

Петербург в романе

Слайд 4

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой стройный, строгий вид, Невы державное


Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой стройный, строгий вид,
Невы державное теченье,
Береговой её

гранит.

Петербург в русской литературе

Петербург Пушкина как величественный , прекрасный, так и мрачный («Пиковая дама»), город не только дворцов, но и убогих лачуг («Медный всадник»).
Забор некрашеный да ива
И ветхий домик…
Обломки хижин, брёвны, кровли…
Пожитки бледной нищеты…
Плывут по улицам!

Слайд 5

Петербург в русской литературе Петербург Гоголя – город социальных контрастов: с

Петербург в русской литературе
Петербург Гоголя – город социальных контрастов: с одной

стороны - доходные дома, значительные лица, с другой – каменный мешок, где бесправен «маленький человек».

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём… Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется.
Он лжёт во всякое время этот Невский проспект».
(Н.В.Гоголь «Невский проспект».)

Слайд 6

Петербург в русской литературе Петербург Некрасова – это и парадные подъезды,

Петербург в русской литературе

Петербург Некрасова – это и парадные подъезды,

глухие к страданиям людей, и город Сенной. Жители Петербурга больны, а смерть – массовое явление.
«…Солнца не видел никто.
Без его даровых, благодатных лучей
Золочёные куполы пышных церквей
И вся роскошь столицы – ничто…
Душный, стройный, угрюмый, гнилой.
Некрасив в эту пору наш город большой,
Как изношенный фат без румян…»
«Понуканье измученных кляч,
Чуть живых, окровавленных, грязных,
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Всё сливается, стонет, гудет, как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет…»
( Н.А.Некрасов. «О погоде».)
Слайд 7

Петербург в романе Достоевского Достоевский углубляет трагическое звучание темы города («город

Петербург в романе Достоевского

Достоевский углубляет трагическое звучание темы города («город

полусумасшедших»). Жизнь в городе приобретает уродливые, фантастические очертания, реальность и сон перемешиваются.
Петербург - город кричащих контрастов. Рассечён на 2 противостоящих мира (композиционная основа изображения города).
Используются приёмы будничности картин, прозаичности, «кинематографической зрелости», объёмности деталей.
Слайд 8

Петербург в романе Достоевского Петербург «униженных» слагается из портретов несчастных, их жилищ, судеб, исповедей.

Петербург в романе Достоевского

Петербург «униженных»
слагается из портретов
несчастных, их жилищ,

судеб,
исповедей.
Слайд 9

Петербург в романе Достоевского Петербург уродует детские души; чудовищны преступления против

Петербург в романе Достоевского

Петербург уродует детские души; чудовищны преступления против

детей (дети в снах Свидригайлова).
Ужасна для Раскольникова встреча с обманутой девочкой («Совсем ещё ребёнок»).
Дети для Раскольникова,
как и для Достоевского,
чисты, добры (Поленька).
Слайд 10

Петербург в романе Достоевского Взрослые люди с чистой и яркой душой

Петербург в романе Достоевского

Взрослые люди с чистой и
яркой душой

несут в себе
детский мир:
Катерина Ивановна;
Соня – 17 лет – казалась
ребёнком;
Лизавета – большой ребёнок, добра,
забита. Образ построен на резком
контрасте: духовная красота и
беспомощность – внешняя уродливость;
родство Сони и Лизаветы;
«Униженные маленькие люди» духовно выше.
Слайд 11

Петербург в романе Достоевского Судьба «маленького человека» складывается трагично (история Мармеладова).

Петербург в романе Достоевского

Судьба «маленького человека»
складывается трагично
(история Мармеладова).
Критики об образе

Мармеладова:
«Мармеладов стал как бы
символом и образом,
обобщённым выражением
опустошения личности в обществе
денежных отношений». (А.Белкин.)
«…пьянство – это не только проявление отчаяния, это ещё и судорога слабого, но не способного привыкнуть к страданиям, к несправедливости, к отсутствию сострадания». (В.Кирпотин.)
Слайд 12

Петербург в романе Достоевского Мармеладов «… ему некуда пойти, как человеку,

Петербург в романе Достоевского

Мармеладов
«… ему некуда пойти, как
человеку, поднявшемуся

над
бессмысленным существованием
штифтика в бюрократической
машине».(В.Кожинов.)
«…трагедия маленького человека заключается в том, что он создаёт свою ненужность в капиталистическом мире, не видит выхода из существующего положения, чувствует полное безразличие к себе, ощущает гнёт несправедливого социального строя». (В.Василевский.)
Слайд 13

Петербург в романе Достоевского Петербургу «униженных и оскорблённых» противопоставлен город «наездников

Петербург в романе Достоевского

Петербургу «униженных и оскорблённых» противопоставлен город «наездников

и наездниц».
Олицетворение этого города:

Алёна Ивановна

Лужин

Свидригайлов

«Всяк об себе помышляет»

Слайд 14

Петербург в романе Достоевского Алёна Ивановна Лужин Свидригайлов Раскольников «Всяк об

Петербург в романе Достоевского

Алёна Ивановна
Лужин
Свидригайлов

Раскольников

«Всяк об себе помышляет»

«Одно зло и сто

добрых дел»

зло

Слайд 15

Петербург в романе Достоевского Алёна Ивановна опережает появление Лужина. Почему? Она

Петербург в романе Достоевского

Алёна Ивановна опережает
появление Лужина. Почему?

Она символ города, мира
богатых. Достоевский
в портрете старухи-
процентщицы
нагнетает детали.
Образ её зловещ и жалок
одновременно.
Слайд 16

Петербург в романе Достоевского Лужин Не знаем о его преступлениях; недаром

Петербург в романе Достоевского

Лужин
Не знаем о его преступлениях;
недаром

он боится обличения.
Подлость и низость – в каждом
поступке.
Боится Свидригайлова.
«Возлюби прежде всего одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует» (Лужин.)
«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать» (Родион Раскольников.)
Слайд 17

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сложен и противоречив. Человек с огромной

Петербург в романе Достоевского

Свидригайлов
Сложен и противоречив.
Человек с огромной

внутренней
силой превращается в
преступника.
Дуня пробуждает сильные чувства («Я вас бесконечно люблю!»), эти чувства искренне
( в душе «ужасная борьба», «отчаяние»).
«Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния».
Слайд 18

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сны Свидригайлова – трансформированная совесть. В

Петербург в романе Достоевского

Свидригайлов
Сны Свидригайлова – трансформированная совесть.

В снах – замученные, загубленные детские души (племянница Ресслих – в ореоле мученицы).
«Если бы Свидригайлов верил в идеал, если б у него был критерий добра и зла, любви и ненависти, он стал бы большим человеком в человечестве. Он бестрепетно взошёл бы на эшафот, дал бы себя резать на куски, жечь огнём, но от идеала бы не отрёкся. История Свидригайлова доказывает, что настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой и освящённой идеалом, жить не может». (В.Я.Кирпотин.)
Слайд 19

Петербург в романе Достоевского Почему Свидригайлов покончил с собой? Сердце мертво

Петербург в романе Достоевского

Почему Свидригайлов покончил с собой?
Сердце мертво –

душа черна
пустота, беспросветность
«Самый ужасный, самый страшный грех – изнасиловать ребёнка. Отнять жизнь – это ужасно, но отнять веру в красоту любви – ещё более страшное преступление». (А. Кони.)
Слайд 20

Петербург в романе Достоевского «Одного поля ягоды»? Свидригайлов совершает преступления –

Петербург в романе Достоевского


«Одного поля ягоды»?

Свидригайлов совершает преступления –

«жить весело»

«идея, рождённая размышлениями о судьбах мира» приводит к преступлению

«Не думай, что ты убил и на этом всё кончено – убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг»

Слайд 21

Петербург в романе Достоевского Достоевский мечтал увидеть Петербург городом, созданным для

Петербург в романе Достоевского

Достоевский мечтал увидеть
Петербург городом,
созданным для счастья.
«Мало-помалу

он пришёл
к убеждению, что если бы распространить
Летний сад на Всё Марсово поле и даже
соединить с дворцовым Михайловским садом,
то была бы
прекрасная и
полезная для
города вещь».
Слайд 22

Крушение теории Раскольникова Достоевский в романе пишет, что теория Раскольникова как

Крушение теории Раскольникова

Достоевский в романе пишет, что
теория Раскольникова как

бы
«носилась в водухе». Как понять
это выражение?
Теория эта в основе заимствована, надумана как результат идей, охвативших
общество. Какие теории овладевали умами?
теория революционеров-демократов («разумного эгоизма»);
теория сильной личности.
Слайд 23

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория «разумного эгоизма» Общее Стремление

Крушение теории Раскольникова

Теория Раскольникова – теория «разумного эгоизма»

Общее
Стремление изменить

мир
Неприятие всемирного зла
Сочувствие «униженным»,
поиск путей их спасения
Создание «Нового Иерусалима»
«…это тот новый порядок жизни, к которому клонятся все стремления социалистов, порядок, в котором всеобщее счастье может осуществиться» (Д.Д.Ахшарумов, бывший петрашевец)

Различия
У Раскольникова неприятие ожидания всеобщего счастья
У революционеров-демократов «я» – часть мира, у Раскольникова – «я» – центр мироздания

Слайд 24

Крушение теории Раскольникова «Если каждый будет постоянно стремиться к своей выгоде

Крушение теории Раскольникова

«Если каждый будет постоянно стремиться к своей выгоде

и если каждый будет правильно понимать свою собственную выгоду, то, конечно, никто не будет снимать рубашку с самого себя, но зато это добродетельное снимание окажется излишним, потому что каждый будет отстаивать твёрдо и искусно собственную рубашку… Если принцип личной выгоды будет с неуклонной последовательностью проведён во все отправления общественной жизни, то каждый будет пользоваться всем тем, и только тем, что принадлежит ему по самой строгой справедливости». (Д.Писарев о теории «разумного эгоизма».)
Слайд 25

Крушение теории Раскольникова «За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый

Крушение теории Раскольникова

«За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый

народ и торговый; «общим счастьем» занимаются… Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я и сам хочу жить, а то лучше и не жить. Что ж? Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании «всеобщего счастья»: «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье и оттого ощущаю спокойствие сердца». Зачем же вы меня-то пропустили? Я ведь всего однажды живу, я ведь тоже хочу» (Раскольников.)
Слайд 26

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория сильной личности Общность «Я»

Крушение теории Раскольникова

Теория Раскольникова – теория сильной личности

Общность
«Я» – в основе

теорий
Сильная личность способна переступить нравственную черту

Различия
Раскольников не приемлет повседневного кровопролития

Слайд 27

«Прирождённое гению право повелевать не только признаётся, но и возводится в


«Прирождённое гению право повелевать не только признаётся, но и

возводится в степень религии. Великие люди – вожди, пророки человечества и прокладывают ему дорогу; простые смертные должны следовать за ними, куда они укажут пальцем…»
(Из книги Наполеона III «Юлий Цезарь».)
«Есть люди как тигры, жаждущие лизнуть крови. Кто испытал раз эту власть, это безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека, так же созданного, брату по закону Христову; кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий, то уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях… Кровь и власть пьянят, развивают загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления».
(Ф.М.Достоевский «Записки из Мёртвого дома».)
Слайд 28

«…Я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой – более почтенная форма?» Раскольников

«…Я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой

– более почтенная форма?»
Раскольников
Слайд 29

Теория Раскольникова Порыв к пересозданию мира на началах добра, справедливости Преступление

Теория Раскольникова

Порыв к пересозданию мира на началах добра, справедливости
Преступление – потрясение

основ мира
Спаситель человечества – новый Мессия – сильная личность
Мания собственного избранничества
Слайд 30

Крушение теории Раскольникова «…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» «…задушил…

Крушение теории Раскольникова

«…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
«…задушил… по примеру

авторитета»
«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать… и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею…»
«Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».
Слайд 31

Крушение теории Раскольникова Со злом борется с помощью зла. Зло не

Крушение теории Раскольникова

Со злом борется с помощью зла. Зло не только

в устройстве общества, но и в человеке

Теория раскалывает героя надвое: идёт борьба добра и зла, ангела и демона

Раскол в человеке – «серьёзнее этой идеи я никогда ничего не проводил» (Ф.М.Достоевский)

Слайд 32

«Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в

«Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в

финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на одну минуту идею, что люди, для которых выстроили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?»
(Ф.М.Достоевский «Слово о Пушкине»,1881)
Слайд 33

Путь к преступлению Теория и статья «О преступлении» за 2-3 месяца

Путь к преступлению

Теория и статья «О преступлении» за 2-3 месяца

1-ая встреча

с Алёной Ивановной (отвращение)
Разговор в трактире (за 1,5 месяца)

раздумья, «тоска нарастала, накоплялась, приняв форму дикого вопроса, требующего решения» (в течение месяца)

«проба» - отвращение

Встреча с Мармеладовым, письмо от матери

Встреча с бедной девочкой

Страшный сон, где сконцентрировано вселенское горе, освобождение от идеи, отвращение к убийству

Случайная встреча с Лизаветой – «предопределение судьбы»

Слайд 34

«Да разве то будет? Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во

«Да разве то будет? Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во

всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю». (Раскольников)
«В лице вашем я читаю как бы некую скорбь». (Мармеладов)
«Страдание и боль всегда для обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть»
Слайд 35

«Боже! – воскликнул он, - да неужели ж я в самом

«Боже! – воскликнул он, - да неужели ж я в самом

деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть, дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?»
«Он вошёл к себе как приговорённый к смерти».
Слайд 36

Крушение теории Раскольникова Страх – постоянный спутник. Жизнь невыносима, как казнь

Крушение теории Раскольникова
Страх – постоянный спутник.
Жизнь невыносима, как казнь

Усугубляют страдания
Образ убитой
Встреча

с Лужиным
Мука в беседах с Порфирием Петровичем, Соней, Дуней
В «маленьких людях» видит силу
Слайд 37

«Не думай, что ты убил и на этом всё кончено –

«Не думай, что ты убил и на этом всё кончено –

убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг»
Слайд 38

Раскольников и Соня 1 приход к Соне Идёт к Соне как

Раскольников и Соня

1 приход к Соне
Идёт к Соне как к преступнице

(загубила жизнь), вызывает любопытство
Соня по-другому видит мир, людей. Раскольникова мучит, «почему не сошла с ума»? Она же не сильная личность, как Наполеон
В Соне – сила. Соня и Дуня погибнут, но не переступят
Слайд 39

Раскольников и Соня 2 приход к Соне Идёт как к человеку

Раскольников и Соня

2 приход к Соне
Идёт как к человеку
«…От бога вы

отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»
Раскольников и Соня по-разному оценивают людей

Раскольников
Человек тот, кто принадлежит к разряду высших («может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь»)

Соня
Человек – воплощение любви и милосердия («Ну как же, как же без человека-то прожить»; «Человек-то вошь!»)

Слайд 40

Раскольников и Порфирий Петрович «Эй, жизнью не брезгайте!..» Покаяние Самоубийство «Сильный человек пострадать должен» выход

Раскольников и Порфирий Петрович
«Эй, жизнью не брезгайте!..»
Покаяние Самоубийство
«Сильный человек пострадать должен»

выход

Слайд 41

Признание Раскольникова 3 приход к Соне Идёт к Соне, чтобы посмотреть

Признание Раскольникова

3 приход к Соне
Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека
самоубийство

Свидригайлова приводит в ужас
«Он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…»
(Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову)
Слайд 42

Раскольников на каторге Нелюбовь каторжан Расширение зрения Аллегорический сон (освобождение от

Раскольников на каторге

Нелюбовь каторжан
Расширение зрения
Аллегорический сон (освобождение
от болезни физической

и духовной)
Чтение Евангелия (очищение) (в Нагорней проповеди :«Я есмь воскресение и жизнь»)
Воскресение – в вере, в любви («Их воскресила любовь»)
Слайд 43

Выводы Ф.М.Достоевский ценит в герое отзывчивость, отвращение к злодеянию. «Достоевский шёл

Выводы

Ф.М.Достоевский ценит в герое отзывчивость, отвращение к злодеянию.
«Достоевский шёл на

преступление и каялся вместе с Раскольниковым»
(А.В.Луначарский)
Достоевский «не остаётся холодным наблюдателем – он умеет быть и ангелом и палачом в одно и то же время».
(Э. Верхарн)