Презентация на тему "Герман Гессе "Игра в Бисер"" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. -

Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. -

величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший на современную литературу и ее развитие. Гессе являлся одним из главных теоретиков игровой культуры, он создал уникальное, вечно современное произведение «Игра в Бисер».

Hermann Hesse

Герман Гессе

Слайд 3

Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его словно

Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его словно

окружает аура гармонии, спокойствия и…человеколюбия. Г.Гессе придумал несуществующий мир, сюрреалистическое будущее. Вероятно, он воплотил в этом выдуманном мире свою мечту о светлом будущем.

Ее воплощением является и провинция Касталия, и высокообразованные и дисциплинированные ученики, учителя и магистры (главным образом Ludi magister Йозеф Кнехт) и, разумеется, сама игра в бисер.
Что же представляет собой Игра в Бисер?

Слайд 4

Что же представляет собой Игра в Бисер? «Правила, язык знаков и

Что же представляет собой Игра в Бисер?

«Правила, язык знаков и грамматика

Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук,» - объясняет Гессе.
Красивая и изысканная игра в бисер является также “символической и многозначительной формой исканий совершенства”, согласно гессевской теории – она вбирает в себя все духовное содержание мира.
Слайд 5

Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией и

Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией и

порядками, призванное хранить, но не развивать , накопленные человечеством за всю его историю духовные богатства и Телемское аббатство место сосредоточения различных искусств и наук. Все это – воплощенная на бумаге фантазия, ведущая нас, по мнению писателей, к более совершенной жизни.

Рассмотрим подробнее воплощение мечты о светлом будущем в “Игре в Бисер”. Мы можем провести параллель с произведением гуманиста эпохи Возрождения Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

Слайд 6

Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и жестокости,

Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и жестокости,

необразованности и нежелания стремиться к духовному развитию жителей средневековья.

Герман Гессе же начал работать над своим романом за два с небольшим года до прихода к власти Гитлера. Он остро чувствовал напряжение и варварство в своей стране. Наверняка это послужило одним из факторов формирования удивительно гуманной гессевской прозы, ведь для писателя было естественным желание сохранить в неприкосновенности интеллектуальную честность и накопленные человечеством духовные богатства.

Нам часто приходится слышать что-то вроде: “Достоевский- знаток человеческих душ. Гессе – главный человеколюб”©. И, правда, несмотря на тяжелую духовную атмосферу Германии – “Игра в Бисер” – светлое, пронизанное добром, любовью и пониманием произведение.

Слайд 7

Мастер Игры Йозеф Кнехт Ludi magister Josephus III Вновь вернемся к

Мастер Игры Йозеф Кнехт

Ludi magister Josephus

III

Вновь вернемся к Ренессансу

и Ф.Рабле. Есть ли в его романе воплощение идеальной для будущего той эпохи личности? Да, это Гаргантюа. Подобно героям античности, он прекрасен и совершенен во всем: он атлет и музыкант, он художник и поэт, он умен и воспитан.

Герман Гессе тоже видит личность будущего, ее отображением является Йозеф Кнехт. Однако странен парадокс: Касталия не приемлет индивидуализма. Согласно философии Гессе – личность становится личностью, только полностью растворившись в обществе.

Слайд 8

“….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии, самым

“….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии, самым

существенным в той или иной личности были, пожалуй, отклонение от нормы, враждебность ей, уникальность, даже патология, а сегодня мы говорим о выдающихся личностях вообще только тогда, когда перед нами люди, которым, независимо от всяких оригинальностей и странностей, удалось как можно полнее подчиниться общему порядку, как можно совершеннее служить сверхличным задачам,” – говорит Гессе со страниц “Игры в бисер”.

Если учесть, что Гессе жил в начале XX века, позволю себе сравнить его представление о личности с суждениями философов разных эпох, а также с сегодняшним пониманием личности и приведу одно интересное наблюдение.

Слайд 9

Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и образованию,

Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и образованию,

в частности, – чтению книг. В “Игре в бисер” упоминается несколько авторов, чьи произведения особо предпочитает элита. Чаще всего упоминается Г.Гегель, философ романтизма. Ознакомившись с философией Гегеля, мы можем сделать вывод, что упоминание о нем в “Игре в бисер” – неслучайно. Его философия довольно многогранна, я затрону лишь те ее аспекты, которые, несомненно, оказали влияние и на философский подтекст романа Гессе.

Мы встречаем у Гегеля выражение “мировой дух”. Он подразумевает под этим совокупность всех человеческих мыслей и изречений. Гегель не воспринимал личность отдельно от “мирового духа”. Согласно Гегелю, личность – часть некого целого, т.е. общества, государства. Разум проявляется прежде всего в обществе, во взаимодействии между индивидуумами. Гегель считал, что никто не может “по своему произволу отделиться от государства”. Он не воспринимал как личностей людей, которые пытаются отделиться от общества в стремлении к самопознанию. В “Игре в бисер” явно прослеживается гегелевская философия. Ведь только следуя порядкам и подчиняясь иерархии, ученики становились полноценными личностями.

Слайд 10

Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу цитаты

Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу цитаты

из произведений популярных на сегодняшний день писателей:

“Чем станет дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей? Собой…” С.Лукьяненко. Лорд с планеты Земля. Часть 3.
“В этом мире, т.е. в современном обществе ничто так хорошо не продается как грамотно завернутый протест против этого самого общества”. В.Пелевин.

Я согласна с высказыванием Пелевина, ведь сейчас наблюдается наиболее рьяное стремление к индивидуализму. Подтверждением служат многочисленные молодежные контркультуры и прочие классификации общества, зачастую настроенные против государства. Философия Гегеля (и ее продолжение у Гессе) неактуальна в наше время. Не могу судить о правильности той или иной точки зрения, т.к. считаю, что суждение о личности в целом – спорное и может быть приемлемо не к каждой эпохе.

Слайд 11

И все же этот роман – утопичен. За все время существования

И все же этот роман – утопичен. За все время существования

вымышленной Касталии ни один ее ученик не достиг высшего знания, несмотря на столь высокое духовное развитие. В произведении чувствуется постоянная борьба и соперничество между высшим орденом и обычными людьми, не лишенными личной жизни и чувств.
Когда бывший Магистр Музыки достигает просветления и святости, ученики и учителя не понимают того, что с ним произошло, что уже говорит об их неверном мировоззрении и о том, что их существование излишне идеалистично.

В конце произведения главный герой Йозеф Кнехт уходит с должности магистра и начинает жить вне Касталии. Возможно, Гессе хотел показать этим невозможность синтеза высокой духовности и мирской жизни, ведь, вступив в мир обычных людей, Кнехт погибает, он тонет в озере. Это можно объяснить тем, что гармонии во всем достичь очень трудно, практически невозможно. Мирская жизнь и республика духа – вещи противоположные, как зло и добро, как жизнь и смерть. Что и показывает нам автор: пока Кнехт был магистром игры в бисер, он жил. Стоило ему сойти с этого пути, как он умирает.