Презентация на тему "Языковая модель построения мужского портрета в стихотворных текстах А.С. Пушкина" - скачать презентации

Содержание

Слайд 2

Целью данной работы является исследование вопроса о смысловой структуре словесных портретов.

Целью данной работы является исследование вопроса о смысловой структуре словесных

портретов.
Актуальность исследования состоит в том, что словесный портрет, как специфический текст, являет собой овеществлённый эталон «культуры духа» (Бюффон).
Слайд 3

Материалом исследования послужили следующие стихотворные тексты А. С. Пушкина: «Руслан и

Материалом исследования послужили
следующие стихотворные тексты А. С. Пушкина:

«Руслан

и Людмила» 1820 г.
«Кавказский пленник» 1821 г.
«Бахчисарайский фонтан» 1822 г.
«Граф Нулин» 1825 г.
«Полтава» 1828 г.
«Домик в Коломне» 1830 г.
«Евгений Онегин» 1830 г.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди» 1831 г.
9.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1833 г.
10.«Сказка о золотом петушке» 1834 г.
Слайд 4

В десяти стихотворных формах А. С. Пушкина было исследованно восемнадцать мужских

В десяти стихотворных формах А. С. Пушкина
было исследованно восемнадцать мужских

портретов:
Владимира Ленского
Гирея
графа Нулина
Евгения Онегина
Елисея
звездочёта
Карла
князя Гвидона
Мазепы
Петра I
пленника
Ратмира
Рогдая
Руслана
старика Финна
Фарлафа
царя Салтана
Черномора
Слайд 5

Следуя универсальному закону «золотого деления» при анализе словесных портретов, мы использовали


Следуя универсальному закону «золотого деления» при анализе словесных портретов,

мы использовали такое понятие современной теории текста, как понятие ключевых слов.
Ключевые слова – это строевые слова произведения, определяющие словесное ядро в каждом фрагменте текста, составляющем относительно отдельную образную структуру.
Слайд 6

Выстраивая по закону «золотого деления» анализ портретных текстов, мы решали следующие

Выстраивая по закону «золотого деления» анализ портретных текстов, мы решали

следующие задачи:

установили ключевые слова мужских портретов

провели статистическое сравнение ключевых слов

установили соотношения словесных портретных образов внутри одного произведения и в разных произведениях

установили соотношения исходного и конечного портретных текстов

построили языковую модель мужского словесного портретного образа в стихотворных текстах А. С. Пушкина

Слайд 7

Языковая модель построения мужского портрета в стихотворных текстах А. С. Пушкина

Языковая модель построения мужского портрета в стихотворных текстах А. С.

Пушкина

АВТОР

СВОБОДА

ВЛАСТЬ

ПОЭТ

Форма треугольника является риторическим символом божественного слова – огня.
Механизм порождения мужского портрета определяется ключевыми словами: ВЛАСТЬ ----- ПОЭТ ----- СВОБОДА
Каждое из ключевых слов соединено с образом автора, и все вместе данные слова образуют поэтическую конструкцию:

Слайд 8

Техническим приёмом исследования является составление словника мужской портретной лексики сравнение техники

Техническим приёмом исследования является

составление словника мужской
портретной лексики

сравнение техники

словесного
построения портретных образов с техникой живописного портрета
Слайд 9

Общим для всех живописных портретов является метод прямой перспективы, что прямо

Общим для всех живописных портретов является метод прямой перспективы, что

прямо противопоставляет живописный портрет словесному.

А. С. Пушкин

М. С. Воронцов

Н. В. Гоголь

Слайд 10

В произведениях изобразительного искусства мы можем как угодно долго рассматривать черты

В произведениях изобразительного искусства мы можем как угодно долго рассматривать

черты лица, позу, костюм, окружающие предметы. Человек же в литературном произведении раскрывается постепенно, от эпизода к эпизоду, мы вслед за автором по крупицам собираем и лепим его образ.
Слайд 11

В результате изучения словесных портретов названных произведений по методу «золотого деления»

В результате изучения словесных портретов названных произведений по методу «золотого

деления» было установлено, что

в мужских портретных текстах слова употребляются
в прозаическом значении;
определяющим принципом построения мужского
словесного портрета является нарративный;
мужские портретные тексты соотносятся между
собой как метафорические.
В установлении этих положений заключается теоретическая ценность работы.

Слайд 12

Практическая приложимость проведённого исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в

Практическая приложимость проведённого исследования состоит в возможности использовать полученные результаты

в школьной практике, например, в сочинениях с описанием внешности, а также в обучении созданию текстов массовой коммуникации, в частности, рекламных произведений.