Презентация на тему "Народные праздники в произведениях" - скачать бесплатно презентации по Литературе
- Главная
- Литература
- Презентация на тему "Народные праздники в произведениях" - скачать бесплатно презентации по Литературе
Содержание
- 2. По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.
- 3. Народные праздники Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, -
- 4. Праздники Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной. Троица. Иван Купала. Многие
- 5. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали
- 6. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины
- 7. « Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще
- 8. Святки Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание
- 9. Народные приметы в балладе «Светлана» Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные
- 10. В.А.Жуковский «Светлана» Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой: Вот в
- 11. Крещение В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего
- 12. Масленица Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим
- 13. «Евгений Онегин»(отрывки) Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О
- 14. А.Н.Островский «Снегурочка» Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга приближается к народному. Чучело Масленицы
- 15. И.Шмелев «Лето Господнее» ВЕЛИКИЙ ПОСТ «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный,
- 16. Вербное воскресенье Вербное воскресенье и шествие на осляти В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи -
- 17. «Лето Господнее» «Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале.
- 18. Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник свободы. Во 2-ом тысячелетии до н.э. еврейский народ
- 19. «Лето Господнее» «Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал
- 20. Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь
- 21. «Лето Господнее» «Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые
- 22. Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик, Троица и Иван Купала. В
- 23. И. А. Бунин ТРОИЦА Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль
- 24. Иван Купала В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего
- 25. Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» «Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на
- 26. Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» «Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье,
- 27. ВЫВОД Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего
- 28. Вывод Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец,
- 29. Применение проекта Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы ,
- 30. Использованная литература 1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. 2. Детская энциклопедия “История России ( от
- 32. Скачать презентацию
По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана,
По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана,
Цель:
Задачи:
Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.
Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.
Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», И.Шмелев «Лето Господнее», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.
Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время,
Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время,
Праздники
Рождественские святки.
Крещение.
Широкая масленица.
Вербное воскресенье .
Пасха.
Семик честной.
Троица.
Иван Купала.
Многие праздники сохранились с
Праздники
Рождественские святки.
Крещение.
Широкая масленица.
Вербное воскресенье .
Пасха.
Семик честной.
Троица.
Иван Купала.
Многие праздники сохранились с
На Святки
(так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили
На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили
Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Настало утро. Вся церковь еще до света была
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Настало утро. Вся церковь еще до света была
« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося
« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося
Святки
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование,
Святки
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование,
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Народные приметы в балладе «Светлана»
Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в
Народные приметы в балладе «Светлана»
Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в
В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом
В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом
Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Крещение
В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем
Крещение
В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – “погружают крест!”. Слышу знакомое – “Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и...” – и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит – “пушки, гляди, палят!” – и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и – ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго». (И.Шмелев «Лето Господнее»)
Масленица
Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался
Масленица
Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался
МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
«Евгений Онегин»(отрывки)
Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство
«Евгений Онегин»(отрывки)
Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».
А.Н.Островский «Снегурочка»
Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга
А.Н.Островский «Снегурочка»
Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга
Прощай, Масленица!
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила,
Прощай, Масленица!
………………………..
Масленица мокрохвостка,
Поезжай домой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна – Красна,
Наша Ладушка пришла.
И.Шмелев «Лето Господнее»
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый
И.Шмелев «Лето Господнее»
ВЕЛИКИЙ ПОСТ «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье и шествие на осляти
В последнее воскресенье перед большим
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье и шествие на осляти В последнее воскресенье перед большим
«Лето Господнее»
«Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат
«Лето Господнее»
«Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат
Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник свободы. Во 2-ом
Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник свободы. Во 2-ом
Многие русские поэты прошлого посвящали свои стихи Пасхе.
А.К.Толстой «Благовест»
«Лето Господнее»
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней.
«Лето Господнее»
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней.
— Ты чего это не спишь, бродишь?..»
Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо
Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо
«Лето Господнее»
«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся
«Лето Господнее»
«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся
Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых...
— Ну, Христос Воскресе... — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
...сме-ртию смерть... по-пра-ав..!
Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная.»
Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик,
Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик,
Семик
Троица
На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали - пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок - все сложится счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет - быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные народные предания подтверждали эти приметы.
Троица - один из больших летних церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.
“Во имя Отца, Сына и Святого Духа!” Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования.
В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества ( Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.
И. А. Бунин
ТРОИЦА
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных
И. А. Бунин ТРОИЦА Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных
С. А. Есенин
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра - хмельная весна.
На резных окошках - ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам - белый перезвон.
Иван Купала
В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится
Иван Купала
В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Видишь ли ты, стоят перед тобою три
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Видишь ли ты, стоят перед тобою три
Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки».
«- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?
Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
"Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...»
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней,
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней,
ВЫВОД
Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение
ВЫВОД
Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение
Вывод
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на
Вывод
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на
Применение проекта
Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным
Применение проекта
Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным
Использованная литература
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Детская энциклопедия “История
Использованная литература
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Детская энциклопедия “История
3. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.
4. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки),
Н.Островский «Снегурочка»,
И.Шмелев «Лето Господнее»,
В.А.Жуковский «Светлана»,
А.К.Толстой «Благовест»,
стихи И.Бунина, С.А.Есенина.