- Главная
- Литература
-
Образы помещиков в «Мертвых душах»
Содержание
- 2. Мертвые души не потому так испугали Россию и произвели, такой шум внутри ее, чтобы они раскрыли
- 3. «Посещение помещиков — стадии падения в грязь; поместья — круги дантова ада; владетель каждого — более
- 4. Манилов Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть
- 5. Манилов: характер Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под
- 6. Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
- 7. Почему … Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым? Во-первых, понятно, что Чичиков решил начать объезд помещиков с
- 8. Как раскрывается образ Манилова через язык персонажа?
- 9. Речевая характеристика Манилова «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». «Вот вы, наконец, и
- 10. история отзывы других персонажей предметный мир внешность язык интроспекция природа жилище Образ персонажа в «Мертвых душах»
- 11. Коробочка Почему Коробочка – единственный женский образ среди пяти (!) помещиков?
- 12. М. Шагал. Коробочка. 1925 Баба-Яга и мужик. Лубок
- 13. Приезд к Коробочке Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя.
- 14. Коробочка: внешность Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с
- 15. Коробочка: связь с загробным миром Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался;
- 16. Бестиарное начало в образе Коробочки … узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью.
- 17. Ноздрев На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трех часов
- 18. Ноздрев: прием типизации Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не
- 19. Ноздрев: исторический человек Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он
- 20. Ноздрев: персонаж и жилище Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже очень хорошие лошади.
- 21. Образ собаки в «Мертвых душах» Собачий лай у Коробочки Собаки Ноздрева Собакевич (о себе: да уж
- 22. Собакевич: предметный мир Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла,
- 23. Собакевич: внешность Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим
- 24. Собакевич: реалист и фантазер "Да чего вы скупитесь?" сказал Собакевич: "право, недорого! Другой мошенник обманет вас,
- 25. … Неестественно нам кажется, чтобы Собакевич, человек положительный и солидный, стал выхваливать свои мертвые души и
- 26. Зачем Собакевич так расхваливает своих умерших крестьян?
- 27. Плюшкин: предметный мир Покамест Чичиков думал и внутренне посмеивался над прозвищем, отпущенным мужиками Плюшкину, он не
- 28. Плюшкин: предметный мир Он вступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба.
- 29. Сад Плюшкина Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле,
- 30. Сад Манилова vs сад Плюшкина Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом
- 31. Плюшкин: внешность У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком,
- 32. Плюшкин: внешность Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих
- 33. История Плюшкина А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин,
- 34. «Мертвые души»: система персонажей
- 36. Скачать презентацию
Мертвые души не потому так испугали Россию и произвели, такой
Мертвые души не потому так испугали Россию и произвели, такой
(Н.В. Гоголь «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»)
«Посещение помещиков — стадии падения в грязь; поместья — круги
«Посещение помещиков — стадии падения в грязь; поместья — круги
А. Белый «Мастерство Гоголя»
Манилов
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял
Манилов
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял
Манилов: характер
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
Манилов: характер
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
Почему … Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
Во-первых, понятно, что
Почему … Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым? Во-первых, понятно, что
Однако на это качество тут же наслаиваются многие другие. Важен, например, способ раскрытия самого дела, «негоции» Чичикова. В первой главе мы еще ничего не знаем о ней. «Странное свойство гостя и предприятие» открывается впервые в общении Чичикова с Маниловым. Необычайное предприятие Чичикова выступает на фоне мечтательной, «голубой» идеальности Манилова, зияя своей ослепительной контрастностью. Но и этим не исчерпывается композиционное значение главы о Манилове. Гоголь первым делом представляет нам человека, который еще не вызывает слишком сильных отрицательных или драматических эмоций. Не вызывает как раз благодаря своей безжизненности, отсутствию «задора». Гоголь нарочно начинает с человека, не имеющего резких свойств, то есть с «ничего». Общий эмоциональный тон вокруг образа Манилова еще безмятежен, и тот световой спектр, о котором уже упоминалось, приходится к нему как нельзя кстати. В дальнейшем световой спектр изменяется; в нем начинают преобладать темные, мрачные тона — как и в развитии всей поэмы. Происходит это не потому, что каждый последующий герой мертвее, чем предыдущий, а потому, что каждый привносит в общую картину свою долю «пошлости», и общая мера пошлости, «пошлость всего вместе» становится нестерпимой. Но первая глава нарочно инструктирована так, чтобы не предвосхищать мрачно-гнетущего впечатления, сделать возможным его постепенное возрастание.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996. С. 273-274.
Ю.В. Манн
Как раскрывается образ Манилова через язык персонажа?
Как раскрывается образ Манилова через язык персонажа?
Речевая характеристика Манилова
«Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».
«Вот
Речевая характеристика Манилова
«Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».
«Вот
«извольте», «позвольте», «извольте проходить вы», «вы изволили выразиться»; «позвольте мне вам представить жену мою»; «позвольте вам этого не позволить»
«доставили наслаждение... майский день... именины сердца»; «чувствуешь... духовное наслаждение»; «хотел бы доказать... сердечное влечение, магнетизм души»
В.В. Виноградов: «Для Манилова речь - это чистая поэзия, искусство для искусства. Поэтому он, не смея понять слов Чичикова в прямом смысле, «ничуть не затруднился».
история
отзывы других персонажей
предметный мир
внешность
язык
интроспекция
природа
жилище
Образ персонажа
в «Мертвых душах»
история
отзывы других персонажей
предметный мир
внешность
язык
интроспекция
природа
жилище
Образ персонажа
в «Мертвых душах»
Коробочка
Почему Коробочка – единственный женский образ среди пяти (!) помещиков?
Коробочка
Почему Коробочка – единственный женский образ среди пяти (!) помещиков?
М. Шагал. Коробочка. 1925
Баба-Яга и мужик. Лубок
М. Шагал. Коробочка. 1925
Баба-Яга и мужик. Лубок
Приезд к Коробочке
Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная
Приезд к Коробочке
Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная
<Селифан> пустился вскачь, мало помышляя о том, куда приведет взятая дорога.
… Начал он слегка поворачивать бричку, поворачивал, поворачивал и наконец выворотил ее совершенно на бок. Чичиков и руками и ногами шлепнулся в грязь. <…>
Издали послышался собачий лай. <…> Селифан, не видя ни зги, направил лошадей так прямо на деревню, что остановился тогда только, когда бричка ударилася оглоблями в забор и когда решительно уже некуда было ехать. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу. Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак, которые доложили о нем так звонко, что он поднес пальцы к ушам своим. <…> Селифан принялся стучать, и скоро, отворив калитку, высунулась какая-то фигура, покрытая армяком, и барин со слугою услышали хриплый бабий голос: "Кто стучит? чего расходились?"
Коробочка: внешность
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то
Коробочка: внешность
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то
Коробочка: связь с загробным миром
Слова хозяйки были прерваны странным шипением,
Коробочка: связь с загробным миром
Слова хозяйки были прерваны странным шипением,
Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чем, что, кроме постели, он ничего не требует, и полюбопытствовал только знать, в какие места заехал он и далеко ли отсюда пути к помещику Собакевичу, на что старуха сказала, что и не слыхивала такого имени и что такого помещика вовсе нет. <…>
Чичиков заметил, что он заехал в порядочную глушь. <…>
"Слышишь, Фетинья!" сказала хозяйка, обратясь к женщине, выходившей на крыльцо со свечою, которая успела уже притащить перину и, взбивши ее с обоих боков руками, напустила целый потоп перьев по всей комнате. "Ты возьми ихний-то кафтан вместе с исподним и прежде просуши их перед огнем, как делывали покойнику барину, а после перетри и выколоти хорошенько".
"Ну, вот тебе постель готова", сказала хозяйка. "Прощай, батюшка, желаю покойной ночи. Да не нужно ли еще чего? Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки. Покойник мой без этого никак не засыпал".
Бестиарное начало в образе Коробочки
… узенький дворик весь был наполнен
Бестиарное начало в образе Коробочки
… узенький дворик весь был наполнен
Ноздрев
На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к
Ноздрев
На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к
Ноздрев: прием типизации
Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких
Ноздрев: прием типизации
Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких
Ноздрев: исторический человек
Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни
Ноздрев: исторический человек
Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни
Ноздрев: персонаж и жилище
Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были
Ноздрев: персонаж и жилище
Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были
Образ собаки в «Мертвых душах»
Собачий лай у Коробочки
Собаки Ноздрева
Собакевич (о себе:
Образ собаки в «Мертвых душах»
Собачий лай у Коробочки
Собаки Ноздрева
Собакевич (о себе:
Собакевич о Плюшкине: Собака (…) мошенник, всех людей переморил голодом; Я вам даже не советую и дороги знать к этой собаке!
Собакевич: предметный мир
Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый
Собакевич: предметный мир
Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый
Собакевич: внешность
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на
Собакевич: внешность
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на
Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем.
Собакевич: реалист и фантазер
"Да чего вы скупитесь?" сказал Собакевич: "право,
Собакевич: реалист и фантазер
"Да чего вы скупитесь?" сказал Собакевич: "право,
Чичиков открыл рот с тем, чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова:
"А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!"
Чичиков опять хотел заметить, что и Пробки нет на свете; но Собакевича, как видно, пронесло; полились такие потоки речей, что только нужно было слушать:
"Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплёхин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин".
… Неестественно нам кажется, чтобы Собакевич, человек положительный и солидный,
… Неестественно нам кажется, чтобы Собакевич, человек положительный и солидный,
Степан Петрович Шевырев
Зачем Собакевич так расхваливает своих умерших крестьян?
Зачем Собакевич так расхваливает своих умерших крестьян?
Плюшкин: предметный мир
Покамест Чичиков думал и внутренне посмеивался над прозвищем,
Плюшкин: предметный мир
Покамест Чичиков думал и внутренне посмеивался над прозвищем,
Плюшкин: предметный мир
Он вступил в темные, широкие сени, от которых
Плюшкин: предметный мир
Он вступил в темные, широкие сени, от которых
Сад Плюшкина
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село
Сад Плюшкина
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село
Сад Манилова vs сад Плюшкина
Дом господский стоял одиночкой на юру,
Сад Манилова vs сад Плюшкина
Дом господский стоял одиночкой на юру,
Плюшкин: внешность
У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру,
Плюшкин: внешность
У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру,
Плюшкин: внешность
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти
Плюшкин: внешность
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти
История Плюшкина
А ведь было время, когда он только был бережливым
История Плюшкина
А ведь было время, когда он только был бережливым
«Мертвые души»: система персонажей
«Мертвые души»: система персонажей