Жизнь и творчество художника А.А. Пластова

Содержание

Слайд 2

Пластов – явление в русской культуре, неподвластное никаким социальным потрясениям. Никакие

Пластов – явление в русской культуре, неподвластное никаким социальным потрясениям.

Никакие супермодные течения в искусстве не затмят вечный источник его чарующего творческого наследия.
И.В. Лежнин.
Слайд 3

Симбирская земля – это земля Гончарова, Языкова, Пластова. И жители нашего

Симбирская земля – это земля Гончарова, Языкова, Пластова. И жители нашего

края должны знать как можно больше о своих талантливых земляках.
А.А.Пластов – национальный герой. Без него нельзя представить русскую культуру 20 века. Поэтому всё, что связано с этим человеком, должно бережно храниться. А его жизнь и творчество должны подвергнуться внимательному изучению искусствоведов, историков, этнографов. Дело в том, что художник был и скульптором, и плакатистом, и книжным иллюстратором, и театральным художником, и графиком. Но прежде всего Аркадий Александрович – живописец. Это самая важная часть в его жизни, его работы.
В чём же тайна полотен Аркадия Пластова? Есть замечательные художники, высокие профессионалы.
И есть Пластов: неповторимый, недостижимый…
Слайд 4

Перед нами – «Весна». Полотно, впитавшее ЖИЗНЬ, КОСМОС, ЛЮБОВЬ, ВЕЧНОСТЬ. Всё,

Перед нами – «Весна». Полотно, впитавшее ЖИЗНЬ, КОСМОС, ЛЮБОВЬ, ВЕЧНОСТЬ.

Всё, как в нашей действительности, но – больше, светлее, глубже.
Творения Аркадия Пластова – во имя Любви, во имя Отца и Сына. И Святым Духом напитаны.
Слайд 5

Близится вена, день памяти живописца. Зацветут луговые цветы, задухманится любимая Пластовым

Близится вена, день памяти живописца. Зацветут луговые цветы, задухманится любимая

Пластовым богородская трава, закипит, зашевелится жизнь, как у Пластова в «Сенокосе»: всё благоухает. Стрекочет, жужжит, любит, рождается.

Всё это было сто, двести лет назад, было в нашей жизни и будет всегда. Нужно только жить, творить, опираясь на вечное, истинное, настоящее.

Слайд 6

Прислониха – родина народного художника, лауреата Ленинской и Государственной премий, кавалера

Прислониха – родина народного художника, лауреата Ленинской и Государственной премий,

кавалера двух орденов Ленина Аркадия Александровича Пластова.
Слайд 7

«В нём всё крупно, всё весомо, начиная с фамилии: пласт земли…»

«В нём всё крупно, всё весомо, начиная с фамилии: пласт

земли…»
В.Дедюхин

Высокий, крупный, широкоплечий человек с чёткими, немного резкими чертами лица задумчиво вглядывается вдаль, в будущее. Вспоминает что-то, о чём-то мечтает, что-то планирует.
«Певцом колхозной деревни», прекрасно знающим её и горячо любящим её людей и природу, называют этого самобытного и глубоко национального русского художника нашего времени – гордостью ульяновской земли.

Слайд 8

«Едут на выборы» О неимоверной работоспособности, стойкости и целеустремлённости художника говорит

«Едут на выборы»

О неимоверной работоспособности, стойкости и целеустремлённости художника говорит

такой факт. Летом 1931 года у Пластовых сгорел дом. Во время этого пожара у художника сгорело всё, что было наработано за 19 лет, с 1912 по 1931 годы.
Однако художник не опустил руки. Он задумывается уже о картинах. И ещё с большей энергией принимается за этюды и целиком посвящает себя живописи.
В 1935 году, когда художнику было уже за сорок, появились первые картины: «Колхозный праздник», «Стрижка овец», «Колхозная конюшня», «Сенокос»…

«Колхозный праздник»

Слайд 9

«Сенокос» «Овцы пасутся» «Чем больше я знакомился с историей искусства, мирового

«Сенокос»

«Овцы пасутся»

«Чем больше я знакомился с историей искусства, мирового и нашего

русского, тем больше укреплялся в своей любви к темам деревенским» (А.А.Пластов).
Слайд 10

«Купание коней» «Вдоль по Зелёновке» «Из прошлого» «В лесу»

«Купание коней»

«Вдоль по Зелёновке»

«Из прошлого»

«В лесу»

Слайд 11

В годы Великой Отечественной Войны художник глубоко переживал потрясения войны, горе

В годы Великой Отечественной Войны художник глубоко переживал потрясения войны,

горе и страдания людей. В конце 1942 года побывал с художниками на Сталинградском фронте. Войну он изобразил по - своему. Самая выразительная 1942 года – «Фашист пролетел».

В глубоком тылу, вдали от войны, фашистский стервятник, залетевший случайно в этот мирный край, по-варварски обстрелял из пулемёта пасущееся стадо и беззащитного маленького пастушонка. Свершилась трагедия, ненужная жестокость.
Картина активно действует на чувства и мысли зрителей. Осенний тёплый день. Увядающая природа полна лирики и грусти. Голубое безоблачное небо, далеко раскинувшееся стадо…Всё говорит о том, что война далеко. И только на первом плане уткнувшийся лицом в землю погибший мальчик, рядом с ним – воющая собака. А вдали на небосклоне – улетающий фашистский убийца. Так неожиданно и странно предстаёт перед нами образ войны и фашизма.

Слайд 12

Великое ликование жизни «Юность» «Когда на земле мир»

Великое ликование жизни

«Юность»

«Когда на земле мир»

Слайд 13

«Лето» «Солнышко»

«Лето»

«Солнышко»

Слайд 14

«Полдень» «Слепые» «Осень» «В деревне» Но это художник нашего времени. Его

«Полдень»

«Слепые»

«Осень»

«В деревне»

Но это художник нашего времени. Его

мир – мир новых людей и отношений. Другое дело, что вырабатывавшиеся веками принципы трудовой морали, отношения к земле, женщине, ребёнку остались дороги Пластову.
На наших глазах те, кого называли «деревенщиками», оказались народными и остро современными писателями. Тоже произошло и с Пластовым, чьё искусство принадлежит 20 веку.
Слайд 15

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь. Картины А.А. Пластова находятся

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь.
Картины А.А. Пластова

находятся в крупнейших музеях нашей страны и за рубежом. Они глубоко национальны по духу. О них, как о сказках А.С. Пушкина, можно сказать: «В них русский дух, в них Русью пахнет».

«Деревенский март»

Слайд 16

Аркадий Александрович очень любил писать детей и часто делал их героями

Аркадий Александрович очень любил писать детей и часто делал их героями

своих картин. «Ребятишек я люблю, - говорил он, - как описать их прелесть! В детском лице на открытом воздухе – ясность свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение…»
Наслаждение испытывал художник, работая над одной из своих значительных картин «Дети на прогулке».

Н.А.Некрасова
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Слайд 17

«Сенокос» Картина открывает мир добра, торжества жизни. Сюжет картины прост –

«Сенокос»

Картина открывает мир добра, торжества жизни. Сюжет картины прост – это

будничный труд крестьян.
Знойный летний день. Слепящее, яркое солнце. Среди солнечных зелёных трав пламенеют яркие цветы Иван – да – Марьи, колокольчиков, кашки. Свежестью, чистотой сверкают трепещущие берёзы. Ликование и радость разлиты во всём: в буйном цветении природы, в уверенных и слаженных движениях косцов. Четверо подростков, женщина и старики дружно в едином ритме ведут работу, как бы проявляют свою силу и непреклонную волю. Как в утренней капле росы, в этой картине собрана вся радость нашей земли.
«Сенокос» - симфоническая поэма, гимн родной земле, гимн народу. За картины «Сенокос» и «Жатва» А.Пластову была присуждена Государственная премия.
«Я, - говорил Пластов, - когда писал картину, всё думал: ну, теперь радуйся брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь…»

«Жатва»

Слайд 18

Портрет в творчестве художника – явление уникальное в истории искусства: в

Портрет в творчестве художника – явление уникальное в истории искусства: в

ряд ли ещё найдётся художник, который смог создать целую галерею образов своих современников, ведь четыре поколения прислонцев переписал Аркадий Александрович. Всякий изображённый узноваем. В это же время каждый из них несёт в себе то новое, что вносит жизнь в характер поколения. Большинство портретов выполнено быстро, в один сеанс. Пластову не надо было изучать натуру. Всех прислонцев он хорошо знал: с одними был связан ещё со времён детства, другие рождались и росли на его глазах. Поэтому все работы отмечены глубиной раскрытия характера и душевного состояния человека. Портреты жизненно правдивы, убедительны, достоверны. Они стали широко известны зрителям только в 1950 – х годах, когда впервые были показаны на выставках.

«Ефим Модонов»

«Портрет Мани-трактористки»

Слайд 19

Картины А.А.Пластова – гимн природе нашего края. Одно из широко известных

Картины А.А.Пластова – гимн природе нашего края.

Одно из широко

известных его работ «Праздник» - колхозный праздник урожая в селе Тагай. Конные скачки, толпы праздничных людей, сияющие лица – всё создаёт впечатление ликования, волнения людей на сельском празднике труда. Это чувство радости усиливается эмоционально написанным небом, словно чаша, опрокинувшаяся на землю благодатным дождё и радугой.
Слайд 20

«Зима» «Мартовское солнце» «Серый день» «Весна на Мирской горе» «Стог раскрывают»

«Зима»

«Мартовское солнце»

«Серый день»

«Весна на Мирской горе»

«Стог раскрывают»

Слайд 21

Самый известный пластовкий пейзаж – «Осень. Прислониха». В этой картине художник

Самый известный пластовкий пейзаж –
«Осень. Прислониха».

В этой картине художник запечатлел

родную деревню, погружающуюся в сумерки. С высочайшим живописным мастерством Пластов подчиняет цвет в пейзаже передаче состояния природы, охвативших художника чувств, его лирической настроенности.
Вьётся змейкой река с деревьями и баням на берегу. На переднем плане мальчик сидит на лошади, пьющей воду из реки. В воде и на другом берегу стайка гусей. Ближе к горизонту, на высоком берегу реки, растянулась улочка и в самом отдалении видна опушка леса. Природа словно засыпает. Художник очень внимателен к деталям. Кроме гусей, мы видим, как около бани пасутся коза и корова. Ивы, стоящие у реки покрыты птичьими гнёздами, а из одной из труб вьются струйки дыма.
Слайд 22

Богатырь земли русской. Прикосновение к творчеству Пластова – это прикосновение к

Богатырь земли русской.
Прикосновение к творчеству Пластова – это прикосновение к

родникам народности, нетленной красоты и правды.
«Надо, чтобы человек непреходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность громоподобность бытия – на всё тогда его хватит: и на подвиг на работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…»(А.Пластов из письма к сыну).

«Мельница»

«Родник»

«Мартовское утро»

Слайд 23

Обращения к стихии огня не многочисленны в творчестве художника. Пламя –

Обращения к стихии огня не многочисленны в творчестве художника. Пламя

– нечто агрессивное, разрастающееся до размеров пожара, сметающее всё на своём пути – не внушало художнику доверия. С другой же стороны, как начало созидающее, дающее тепло и пищу, стихия огня проявляется в картине «Костёр в поле».

Этот огонь словно угадывается в клубах дыма, и он не столько дат возможность согреться, сколько вселяет радость. Отблески огня на лицах ребят, на клубнях картофеля, даже в удивительно пламенной луне – говорит о том, что стихии огня подчинено абсолютно всё полотно ( парадоксально, ведь языков пламени на картине нет).

Слайд 24

В произведениях Пластова не найдёшь морей и океанов, нет и разливов

В произведениях Пластова не найдёшь морей и океанов, нет и

разливов великой русской реки, разве что небольшое озерцо или ручей. И всё же третья стихия – водная – завораживала мастера не меньше огненной. Она «зашифровано» присутствует в его полотнах, оборачиваясь росой, талым снегом, родником, лужей или ведром ключевой воды. Она везде, и цвет её неописуем, потому что зависит от самой природы.

«Ветлы в вешней воде»

«Вечернее облако»

Огонь, земля, вода…Былинные богатыри…причём же здесь прислонихинский художник А.А.Пластов? Так это его называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную ценность его таланта до сих пор хранят его полотна.

Слайд 25

. В 1955 году великий живописец Мартирос Сарьян написал письмо А.Пластову.

.
В 1955 году великий живописец Мартирос Сарьян написал письмо

А.Пластову. трудно сказать лучше:
«Спасибо Вам за Ваше прекрасное русское сердце, стойко борющееся за настоящее искусство, делающее честь великому народу. Все те качества, которыми обладает русский народ, чувствуются в каждом Вашем мазке. Продолжайте смело в том же духе без всякой угодливости и желания понравиться кому-нибудь. Всё, что Вы делаете, - прекрасно, очень интересно и своеобразно, по-настоящему искусство, ибо идёт от сердца…»
В 1966 году Пластову присуждается Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни».
Не раз организовываются выставки его картин в России и за рубежом ( в Болгарии, Египте, Каире, Афинах и т.д.).
В 1972 году художник по заказу Ульяновского художественного музея начал писать авторское повторение картины «Фашист пролетел», но смерть оборвала его работу. Это полотно так и осталось на мольберте в его мастерской.
Слайд 26

Умер Аркадий Александрович 12 мая 1972 года в Прислонихе. В последний

Умер Аркадий Александрович 12 мая 1972 года в Прислонихе. В

последний путь его провожала вся Прислониха, сотни людей из окрестных сёл, художники из Москвы и Ульяновска, официальные лица. Похоронили его на сельском кладбище рядом с матерью. Отслужили по христианскому обычаю панихиду, на могиле был поставлен дубовый крест с короткой надписью: «Художник Аркадий Александрович Пластов 1893-1972»