Презентация на тему "Остров любви Марины Цветаевой" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Остров любви Марины Цветаевой Каждый стих –дитя любви, Нищий незаконнорожденный, Первенец

Остров любви Марины Цветаевой

Каждый стих –дитя любви,
Нищий незаконнорожденный,
Первенец – у колеи


На поклон ветрам - положенный
Слайд 3

Марина Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. Вся ее

Марина Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. Вся ее

жизнь была освещена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону, но оставаясь преданной ему, Марина Ивановна всегда была еще в кого-нибудь влюблена. Недолгое и сильное увлечение вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств.
Слайд 4

Как вы понимаете эпиграф? Познакомьтесь со стихотворением «Кто создан из камня…»

Как вы понимаете эпиграф?

Познакомьтесь со стихотворением «Кто создан из камня…»


Каждый

стих – дитя любви,
Нищий незаконнорожденный,
Первенец - у колеи
На поклон ветрам положенный.
Слайд 5

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня –

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри

беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена-
Высокая пена морская!

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена – и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Слайд 6

Заполни таблицу.

Заполни таблицу.

Слайд 7

Слайд 8

В первой строке мы находим ссылку к нескольким древним мифам о

В первой строке мы находим ссылку к нескольким древним мифам о

любви. «Кто создан из камня» В первой строке мы находим ссылку к нескольким древним мифам о любви. «Кто создан из камня» - миф о Галатее, «кто создан из глины» В первой строке мы находим ссылку к нескольким древним мифам о любви. «Кто создан из камня» - миф о Галатее, «кто создан из глины» - миф об Адаме и Еве, «бренная пена морская» - миф о Венере. Марина Цветаева отождествляет себя с Венерой, именно в этом главное ее отличие от обывателей и других поэтов. Она богиня любви, воплощение любви, и поэтому она – всякая, поэтому ей «дело – измена» (от слова «изменяться», а не «изменять»)
Слайд 9

Многообразие – девиз Цветаевой, поэтому любовь чрезвычайно разнообразна в ее стихах.

Многообразие – девиз Цветаевой, поэтому любовь чрезвычайно разнообразна в ее стихах.

Прочитайте

одно из самых ранних произведений поэта и подумайте, какое чувство в нем главенствует?
Слайд 10

Откуда такая нежность? Не первые – эти кудри Разглаживаю, и губы

Откуда такая нежность?
Не первые – эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней

твоих.
Всходили и гасли звезды,
Откуда такая нежность?-
Входили и гасли очи
У самых моих очей.

Еще не такие гимны
Я слушала ночью темной,
Венчаемая – о нежность! –
На самой груди певца.
Откуда такая нежность,-
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий,
С ресницами – нет длинней.

Слайд 11

Но любовь – это не только нежность. Выпишите все определения –

Но любовь – это не только нежность.

Выпишите все определения – формулы

любви, которые дает лирическая героиня в отрывке из «Поэмы конца». Попытайтесь объяснить эти строчки.

Подумайте, как могут быть связаны между собой эти определения любви.

Слайд 12

Движенье губ ловлю, И знаю – не скажет первым. -Не любите?

Движенье губ ловлю,
И знаю – не скажет первым.
-Не любите? – Нет,

не люблю.
-Не любите! – Но истерзан,
Но выпит, но изведен.
(Орлом озирая местность),
Помилуйте, это – дом?
Дом - в сердце моем. – Словесность!
Любовь – это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью полит.
Вы думаете, - любовь –
Беседовать через столик?

Часочек – и по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь, это значит…
-Храм?
Дитя, замените шрамом
На шраме! – Под взглядом слуг
И бражников? (Я, без звука,
«Любовь – это значит лук,
Натянутый лук – разлука»).
-Любовь, это значит – связь.
Все врозь у нас – рты и жизни…

Слайд 13

«Любовь – это плоть и кровь». Кровь как жертва, символ духа.

«Любовь – это плоть и кровь». Кровь как жертва, символ духа.

Плоть и душа – любовь. Следующая строка подтверждает – «цвет собственной кровью полит», по теории Л.В. Зубовой, «цвет крови – воплощенное страдание».
«Любовь – это шрам на шраме». Предельная боль, одна на другой. Сердце превращается в сплошной шрам, рану.
«Любовь – это значит лук // Натянутый лук – разлука». Когда натягивают лук – его концы притягиваются друг к другу, но не встречаются.
«Любовь – это значит связь». Духовная и телесная («все врозь у нас – рты и жизни»). Невозможность связи, рок.
Слайд 14

Над Мариной Цветаевой всегда висел Рок Разлуки. Часто она была далека

Над Мариной Цветаевой всегда висел Рок Разлуки. Часто она была далека

от любимого человека, а иногда не видела его годами.
Но любовь для нее только боль, разлука, страдания, это еще и радость, полет, источник творчества. Обратимся к ее письмам.

«Люблю Ваши глаза… Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные в руке. Внезапность Вашего волнения, непредугаданность Вашей усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы при Всей изысканности – просты! Вы мое спасенье и от смерти и от жизни. Вы – жизнь.

Слайд 15

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался

дождь. И я приняла в свои объятия весь ветер, - нет! Весь Север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все это называется только так – я люблю тебя.»

Эти красивейшие строки не из романа, не из поэмы, они - из письма к любимому человеку. И письмо это для Цветаевой обычно, потому что с такой силой она чувствует всегда.

Слайд 16

В заключении рассмотрим еще одно стихотворение Марины Цветаевой «Психея»: Не самозванка

В заключении рассмотрим еще одно стихотворение Марины Цветаевой «Психея»:

Не самозванка –

я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
-Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя – Психея!..
Слайд 17

Почему Марину Цветаеву привлекал образ Психеи? Выписать из стихотворения примеры описания двух противоположных миров

Почему Марину Цветаеву привлекал образ Психеи?

Выписать из стихотворения примеры описания двух

противоположных миров
Слайд 18

ЕВА Самозванка Земля Лохмотья Плоть ПСИХЕЯ Дом Небо Крылья Ласточка В

ЕВА
Самозванка
Земля
Лохмотья
Плоть

ПСИХЕЯ
Дом
Небо
Крылья
Ласточка

В стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что

связано с Землей,– отрицается, это – тяжелая ноша. В поднебесном мире есть все, что нравится героине. Небо – ее дом.
Слайд 19

Миф о Галатее. Пигмалион изваял статую прекрасной девушки и влюбился в


Миф о Галатее. Пигмалион изваял статую прекрасной девушки и влюбился

в нее.По его просьбе Афродита (греческая богиня любви) оживила скульптуру.

Рафаэль «Триумф Галатеи»

Слайд 20

Адам. В Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого. Был

Адам. В Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого. Был

создан из глины. Ева, жена его, создана из ребра Адама.

Рафаэль «Адам и Ева»

Слайд 21

Миф о Венере. Римская Венера отождествляется с греческой богиней Афродитой. Богиня

Миф о Венере. Римская Венера отождествляется с греческой богиней Афродитой. Богиня

любви, красоты, вечной молодости. Родилась из морской пены.

С. Боттичелли «Рождение Венеры»

Слайд 22

Венера Афродита

Венера

Афродита

Слайд 23

Психея (с греч. «душа», «дыхание») представлялась в изобразительном искусстве в образе

Психея (с греч. «душа», «дыхание») представлялась в изобразительном искусстве в образе

бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира (бог западного ветра) Амур (бог любви) получил в жены царскую дочь Психею. Но Психея нарушила запрет (никогда не видеть лица супруга).
Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога и не замечает, что горячее масло упало на нежную кожу Амура. Он исчезает, и Психея должна вернуть его, пройдя много испытаний. Преодолев их, она вновь обретает Амура, который просит у Зевса (в греческой мифологии верховный бог) разрешения на брак с возлюбленной.