Презентация на тему "Пушкин и театр" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. А.С.Пушкин

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою

признанным. А.С.Пушкин
Слайд 3

Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры. Исследованию родной жизни и

Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры.

Исследованию родной жизни и должен

подчинить драматический поэт свое произведение.

Он страстно проповедовал идеи самобытного театра и выступал против подражания западным образцам,
против приспособления “всего русского ко всему европейскому”:
Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ:
он рассматривает драму как исследование жизни
народа во имя ее совершенствования.

О театре

Слайд 4

Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы. Он постоянно

Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы.

Он

постоянно посещал Петербургский Большой театр,
вечера у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов .

Заседания общества “Зеленая лампа” помогали приводить в систему пестрые и разнообразные театральные впечатления.

Первые шаги в драматургии

Слайд 5

Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы —актерского

Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы —актерского

мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны “игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений”.
Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает
истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.

Статья “Мои замечания об русском театре” (1820),

Слайд 6

В 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме Новгородском. Судя по сохранившимся

В 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме Новгородском. Судя по сохранившимся

отрывку и плану, "Вадим" задуман был Пушкиным как политическая трагедия.
К этому же времени (1821) относится и замысел комедии об игроке (сохранились стихотворный отрывок и план). В рамках типичной на русской сцене того времени светской стихотворной комедии Пушкин, видимо, хотел дать сатирическое разоблачение барина-картёжника, проигравшего в карты преданного ему крепостного слугу ("дядьку").
Однако оба эти замысла Пушкина оставляет в самом своём начале.

Замыслы

Слайд 7

"Борис Годунов" Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом общественно-политических раздумий

"Борис Годунов"

Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом общественно-политических раздумий

и художественных исканий драматурга в этот период.

Пушкин осознаёт, что для его новаторских начинаний в области новой русской драмы неприемлемы принципы системы театра классицизма и утверждает: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы».

«Хотя я вообще всегда был довольно равнодушен к успеху иль неудаче своих сочинений, но, признаюсь, неудача „Бориса Годунова“ будет мне чувствительна, а я в ней почти уверен».

Слайд 8

«Прежде всего скажем, что „Борис Годунов“ Пушкина — совсем не драма,


«Прежде всего скажем, что „Борис Годунов“ Пушкина — совсем не драма,

а разве эпическая поэма в разговорной форме... Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действий. И далее: «В „Борисе Годунове“ Пушкина почти нет никакого драматизма».

Новаторство Пушкина не было понято и принято современниками.
С легкой руки первых «критиков трагедия была признана «несценичной».

К сожалению, новаторский подход к драме не был оценен и Белинским:

Слайд 9

Содержание «Бориса Годунова», принципы построения, стилистика — все вступало в противоречие

Содержание «Бориса Годунова», принципы построения, стилистика — все вступало в противоречие

с общепринятыми нормами .
В трагедии нет последовательного развития интриги, но есть целостный поток исторических событий, воплощенный в небольших картинах.
Нет непрерывного сценического действия.
В трагедии отсутствует членение на акты.
Нет единства места (действие в трагедии происходит и на площадях Москвы, и на литовской границе, и в Польше, и в царских палатах), и частично сохраняет только единство действия.
Вместо традиционных 24 часов протяженность действия равна семи годам.
Симметричность построения еще с большей силой раскрывает взрывчатую динамику действия.

Новаторство

Слайд 10

В трагедии нет главного героя, вокруг которого развертываются события. Пушкин создал

В трагедии нет главного героя, вокруг которого развертываются события.
Пушкин создал

в трагедии собирательный образ народа, показывает на протяжении трагедии эволюцию этого образа.
Место и значение народных сцен в трагедии определены ее идейной концепцией, утверждающей неизбежность гибели любой враждебной народу власти, в данном случае — царской власти.

Поэт как бы практически осуществил сформулированную им позднее программу: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная»
Трагедия называлась «Борис Годунов», но речь шла прежде всего о роли народа в истории.

Слайд 11

Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием. Единство

Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием.

Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей.
Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь.
Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом.

В трагедии Пушкина молчание, пауза столь же драматически насыщенны, как и слово.
Огромное историческое, социальное, философское содержание воплощено в емкой и предельно лаконичной форме.

Слайд 12

Пушкин неоднократно возвращался к замыслам трагедий и комедий (незавершённые наброски: "Насилу

Пушкин неоднократно возвращался к замыслам трагедий и комедий (незавершённые наброски: "Насилу

выехать решились из Москвы" и перевод комедии французского писателя К. Бонжура "Муж-волокита").
В 1830 в Болдине завершил цикл "Маленьких трагедий". В них на материале различных эпох и национальных характеров Пушкин раскрывает "судьбу человеческую".
Отказываясь от изображения широкого фона исторических событий писатель исследует страсти человека, погружаясь в тончайшие нюансы переживаний, добиваясь "правдоподобия чувствований".
Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты человека получают здесь оригинальное, лаконичное,
философски глубокое разрешение.
"Маленькие трагедии" по своей художественной завершённости - шедевр мировой драматической поэзии.

Развитие жанра

Слайд 13

В "Русалке" Пушкин (так и не завершает всей пьесы целиком) обратился

В "Русалке" Пушкин (так и не завершает всей пьесы целиком) обратился

к русской народной жизни, к фантастическим элементам русской поэзии и сказки. Здесь он, как бы синтезирует отдельные черты, свойственные "Борису Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной остротой, с психологической тонкостью.
Слайд 14

Размах замысла чрезвычайно широк: показать смену феодальной формации формацией буржуазной, крестьянское

Размах замысла чрезвычайно широк: показать смену феодальной формации формацией буржуазной, крестьянское

восстание, силу денежного мешка и духовную убогость буржуа Пушкин вывел здесь представителей науки и искусства, наметив их судьбу в сложных и противоречивых условиях этой переходной эпохи.
Можно предположить, что в завершённом виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую форму драмы, вобравшую весь опыт пушкинских "драматических изучении".

Уделяя в последние годы жизни исключительное внимание темам восстания Пугачёва, истории Петра I и истории феодализма в Западной Европе, драматург создаёт "Сцены из рыцарских времён«, отрывок "От этих знатных господ" (1835и план драмы о папессе Иоанне (1834-1835),отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через неделю буду в Париже" (1834 - 1835). "Сцены из рыцарских времён " - социально-философская драма, написанная, прозой.