Презентация на тему "Тема дороги у Пушкина" - скачать бесплатно презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ дороги; выяснить обусловленность

определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ дороги;
выяснить обусловленность разработки

мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта;
вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы;
доказать, что тема дороги вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.

ЦЕЛИ РЕФЕРАТА:

Слайд 4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Обобщить и прокомментировать
имеющиеся в литературоведении мнения
по теме.
Разграничить

идейную нагрузку мотива в
романтическом и реалистическом наследии Пушкина.
Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.
Слайд 5

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Охарактеризовать особенности авторского героя-путника. Найти причины системного обращения к

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Охарактеризовать особенности авторского героя-путника.
Найти причины системного обращения к дорожным мотивам.
Проследить,

как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.
Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ отбор библиографии, сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса, изучение

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

отбор библиографии,
сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса,
изучение биографии поэта,
анализ художественных

текстов,
сравнительный анализ эпизодов.
Слайд 7

Слайд 8

БИБЛИОГРАФИЯ Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи – Л.:

БИБЛИОГРАФИЯ

Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи – Л.: «Детская

литература», 1971, стр. 22, 39-42.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр. 21-22.
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. – М.: Советский писатель, 1967, стр. 722.
Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974. стр.104.
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957, стр. 415.
Слайд 9

БИБЛИОГРАФИЯ Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965,

БИБЛИОГРАФИЯ

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965, стр.

356.
Измайлов Н. В. Лирические произведения дорожного цикла в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, стр. 213-269.
Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся – М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, 104-112.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя. –Л.: Просвещение, 1981, стр. 255.
. Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Худож. лит., 1974.
Слайд 10

БИБЛИОГРАФИЯ Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха – М.: Государственное

БИБЛИОГРАФИЯ

Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха – М.: Государственное издательство

художественной литературы, 1958, стр. 396.
Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Сов. Писатель, 1987, стр. 448.
Рождественский В. А. Читая Пушкина – Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159, 172.
Скатов Н. Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987, стр.352.
Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977.
Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.
Слайд 11

романтический период творчества Пушкина дорога – символ бегства, изгнания, одно из

романтический период творчества Пушкина

дорога – символ бегства, изгнания, одно из воплощений

темы свободы.
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы...
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
«Погасло дневные светило...»
Слайд 12

Слайд 13

разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии Пушкина Это жизненный

разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии Пушкина

Это жизненный путь:

...Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни....
( «К Языкову»)
Слайд 14

Хоть тяжело подчас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой,

Хоть тяжело подчас ей бремя,
Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
(«Телега жизни»).

непредсказуемая судьба

Слайд 15

символ перепутья, нравственного выбора “Эй, пошел ямщик!..” — “Нет мочи: Коням,

символ перепутья, нравственного выбора

“Эй, пошел ямщик!..” — “Нет мочи:
Коням,

барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам”.
(«Бесы»)
Слайд 16

Слайд 17

антитеза семьи, дома Долго ль мне гулять на свете То в

антитеза семьи, дома
Долго ль мне гулять на свете
То в

коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь судил...
«Дорожные жалобы» (1829)
Слайд 18

завершение странствий, возвращение на круги своя. Завтра, к милой возвратясь, Я

завершение странствий, возвращение на круги своя.
Завтра, к милой возвратясь,
Я

забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
«Зимняя дорога».
Слайд 19

особенности пушкинского героя Изгнанник (братья-разбойники и Алеко) , путник (Владимир, Марья

особенности пушкинского героя

Изгнанник
(братья-разбойники и Алеко) ,
путник
(Владимир, Марья Гавриловна,

Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев, Пугачев, Самсон Вырин) ,
странник
(Онегин) ,
путешественник
(автор «Путешествия в Арзрум», Онегин) .
Слайд 20

причины обращения поэта к дорожной теме скитальческая, наполненная путешествиями жизнь поэта.

причины обращения поэта к дорожной теме

скитальческая, наполненная путешествиями жизнь

поэта. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта.
литературные традиции эпохи ;
особенности стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги.
Слайд 21

Новаторство Пушкина в осмыслении темы Пушкин делает образ дороги лейтмотивом лирики

Новаторство Пушкина в осмыслении темы

Пушкин делает образ дороги лейтмотивом лирики

и прозы;
философски осмысляет тему (Здесь дорога – символ перепутья и метафора судьбы и жизни. Образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества);
воплощает мотив дороги в разных жанрах (стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие);
использует параллелизм.
Так дорога становится сквозным героем
пушкинского творчества.
Слайд 22

выводы по теме исследования: тема пути пронизывает все творческое наследие Пушкина

выводы по теме исследования:

тема пути пронизывает все творческое наследие Пушкина

с 1820 по 1836 год.
Поэт разрабатывает ее как в поэтических произведениях («Погасло дневное светило» (1820), «Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы» (1830),
так и в прозаических («Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» (1830), «Дубровский» (1832-1833), «Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка» (1836).
Свое воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья-разбойники» (1822-1823), «Цыганы» (1824)),
и в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831).
Слайд 23

удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»: элегии, поэмы, - повести, роман, очерк.

удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»:
элегии,
поэмы,
-

повести,
роман,
очерк.
Слайд 24

при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива пути , усиливая философское звучание.

при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива пути , усиливая

философское звучание.
Слайд 25

Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев, отдает дань традиции,

Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев, отдает дань традиции,

то позже вносит в тему пути значительное новаторство, расширяя оттенки значений знакомого читателю образа.
Слайд 26

часто параллельно с изображением пути героев автор показывает свой собственный путь

часто параллельно с изображением пути героев автор показывает свой собственный путь

как в биографическом, так и в творческом плане. Это обнаруживает эволюцию его творческих взглядов и победу оптимистических начал (кроме «Бесов»).
Слайд 27

В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как жизненного пути человека,

В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как жизненного пути человека,

поэта и всей России. Здесь заложены основы традиции, которую разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже творчески осмыслят
Н. А. Некрасов и А. А. Блок.
Слайд 28

Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал как в «Повестях

Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал как в «Повестях

Белкина», так и в «Капитанской дочке». Путь России не в индивидуализме европейского человека, подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла.
Слайд 29

В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева, но герои

В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева,
но герои

идут разными дорогами.
Признание «Не приведи, господи, видеть русский бунт, жестокий и беспощадный» говорит о кредо автора –
по Пушкину, путь России – путь свободы, но не кровопролития и жестокости.
Слайд 30

Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России как

Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России

как цивилизованной страны.

Со временем
(по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги,
верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут...

Слайд 31

Слайд 32

разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по моему мнению, осмысляется

разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по моему мнению, осмысляется

в функциях пейзажа, скуки, бытовых мотивов. Продолжением открытий предшественников Пушкина является мотив, связанный с героем-путником, скитальцем, изгнанником.