ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Слайд 2

Художественная литература Род Лирика Эпос Драма

Художественная литература

Род
Лирика Эпос Драма

Слайд 3

Лирика - род литературы, в котором через произведения выражаются чувства и

Лирика

- род литературы, в котором через произведения выражаются чувства и

переживания человека, его мысли, внутренний мир.
Жизнь представлена через переживания человека (лирического героя).
Используются образные особенности языка, его особая организация – стихотворная (рифма, ритм, размер).
Слайд 4

Жанровые формы лирики: Пейзажная лирика – отношение к природе. Гражданская лирика

Жанровые формы лирики:

Пейзажная лирика – отношение к природе.
Гражданская лирика – отношение

к современной общественной жизни.
Интимная лирика (любовь и дружба)- чувства и переживания, связанные с личной жизнью.
Философская лирика – размышление о смысле жизни.
Слайд 5

Лирические жанры: Ода Стихотворение Песня Дума Послание Эпиграмма Сонет

Лирические жанры:

Ода
Стихотворение
Песня
Дума
Послание
Эпиграмма
Сонет

Слайд 6

Эпос - повествовательный род литературы. Изображается человеческая личность во взаимодействии с

Эпос

- повествовательный род литературы.
Изображается человеческая личность во взаимодействии с окружающим

миром (другими людьми и событиями, природой и т.д.)
Текст имеет повествовательно-описательную структуру.
Слайд 7

Эпические жанры: Рассказ – повествование об отдельном событии в жизни человека.

Эпические жанры:

Рассказ – повествование об отдельном событии в жизни человека.
Очерк –

небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным (активным) развитием сюжета (действия).
Повесть – повествование о нескольких событиях, которые оставили глубокий след в жизни человека, его судьбе.
Роман - повествование о множестве лиц, судьбы которых переплетаются внутри произведения; изображение жизни в её сложности и противоречивости.
Слайд 8

Драма род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для

Драма

род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения

актёрами на сцене.
Авторскую речь заменяют ремарки (пояснения, уточнения движений, мимики, интонации, смена места действия и т.д.).
Слайд 9

Жанры Трагедия – в основе произведения неразрешимый конфликт личности с жизнью

Жанры

Трагедия – в основе произведения неразрешимый конфликт личности с жизнью или

самим собою, разрешающийся гибелью героя.
Комедия – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Драма – изображение личности в её непростых отношениях с обществом и тяжелых переживаниях. В отличаи от трагедии драма предполагает и положительный исход в разрешении конфликта.
Слайд 10

Смешанные жанры: Баллада – лиро-эпическое произведение. Стихотворение с остро -драматическим сюжетом,

Смешанные жанры:

Баллада – лиро-эпическое произведение. Стихотворение с остро -драматическим сюжетом, очень

эмоциональное.
Поэма – лиро-эпическое произведение. Крупное, как правило стихотворное, произведение с сюжетно-повествовательной организацией.
Роман в стихах – лиро-эпическое произведение с более широким, чем у поэмы, охватом действительности.
Драматическая поэма – лиро-драматическое произведение, написанное в виде диалога, но не рассчитанное на сценическое воплощение.
Слайд 11

СЮЖЕТ Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая

СЮЖЕТ

Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры

действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. События, изложенные в последовательности, максимально раскрывающей ИДЕЮ произведения и являющиеся средством для её реализации.
Лирические произведения, в большинстве, не содержат сюжета, т.к. в их основе лежат не развитие событий и характеров, а переживания и эмоции лирического героя.
Слайд 12

ТЕКСТ ТЕМА (о чём?) – события и явления, лежащие в основе

ТЕКСТ

ТЕМА (о чём?) – события и явления, лежащие в основе произведения

и являющиеся предметом изображения.
ПРОБЛЕМА (почему?) – на что обращает писатель внимание читателя.
ИДЕЯ (для чего?) – мысль по поводу того, как можно решить главную ПРОБЛЕМУ произведения, найденный автором вариант её решения. Главная обобщающая мысль, выражающая сущность отношения писателя к жизни и выраженная в образной форме (авторская позиция).
Слайд 13

ТЕМЫ ВЕЧНЫЕ ОТЦЫ И ДЕТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПАМЯТЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ,

ТЕМЫ

ВЕЧНЫЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПАМЯТЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ,

ГРЕХ И СВЯТОСТЬ, ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ, ЧЕСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВОЙНА И МИР, ВОЗРАСТ (ОСОБЕННОСТИ) И Т.Д.
В основе СЮЖЕТА лежит художественный конфликт (его развитие и отражено в произведении), т.е. столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу развития действия.
Слайд 14

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ РОЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ: ЛИЧНОСТЬ-ОБЩЕСТВО, ТВОРЕЦ – ИСКУССТВО, ЧЕЛОВЕК – ИСТОРИЯ,

ПРОБЛЕМЫ

ПРОТИВОРЕЧИЯ РОЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ:
ЛИЧНОСТЬ-ОБЩЕСТВО,
ТВОРЕЦ – ИСКУССТВО,
ЧЕЛОВЕК – ИСТОРИЯ,
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК,


ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА,
ЖЕЛАНИЕ-ВОЗМОЖНОСТЬ,
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА между чем или чем, кем или кем и т.д.
Слайд 15

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ Пролог (вступление к произведению, настраивающее читателя на восприятие

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

КОМПОЗИЦИЯ
Пролог (вступление к произведению, настраивающее читателя на восприятие текста),
Экспозиция (начало,

события или действия, которые вызвали к жизни конфликт),
Завязка (событие, с которых начинается действие и благодаря которому возникают последующие события),
Развитие действия (ход событий),
Кульминация (решающее столкновение борющихся сил, эмоциональный ПИК произведения),
Развязка (положение, которое создалось в результате развития действия),
Эпилог (заключительная часть, в котором обозначается дальнейшее развитие событий или судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, что произошло с героями после окончания основного сюжетного действия).
Не каждое произведение содержит ПРОЛОГ и ЭПИЛОГ!