Презентация по русской литературе ХХ века (11 класс). Система уроков «Изучение творчества Маяковского В.В. в профильном гуманита

Содержание

Слайд 2

План презентации. Урок 1.»Сплошное сердце!»В. Маяковский, идеалы, творчество, судьба. Истоки поэтического

План презентации.

Урок 1.»Сплошное сердце!»В. Маяковский, идеалы, творчество, судьба. Истоки поэтического таланта.
Урок

2. Дореволюционная лирика, основные темы и художественное своеобразие.
Урок 3. Поэма «Облако в штанах».
Урок 4.Маяковский и революция. Художественное воплощение идей революции.
Урок 5.Маяковский –поэт-патриот. Стихи о загранице.
Урок 6. «Любовь –это сердце всего…»
Урок 7.Маяковский о поэте и поэзии.
Урок 8.Злободневность сатиры Маяковского, её своеобразие.
Урок 9.Особенности поэтики Маяковского. Маяковский с нами!
Слайд 3

В.В.Маяковский.

В.В.Маяковский.

Слайд 4

«Сплошное сердце.» У прочих знаю Сердца дом я. Оно в груди-

«Сплошное сердце.»

У прочих знаю
Сердца дом я.
Оно в груди-
Любому известно!
На мне ж

с ума сошла
Анатомия.
Сплошное сердце-
Гудит повсеместно.
Слайд 5

Происхождение. Я- Дедом казак, Другим- сечевик, А по рожденью грузин.

Происхождение.

Я-
Дедом казак,
Другим-
сечевик,
А по рожденью
грузин.

Слайд 6

Семья Маяковских.

Семья Маяковских.

Слайд 7

«Меня вот любить учили в Бутырках». Глядят ежедневное солнце- Зазнаются: «

«Меня вот любить учили в Бутырках».

Глядят ежедневное солнце-
Зазнаются:
« Чего, мол, стоют

лученышки эти?»
А я
За стенного
За желтого зайца
Отдал бы тогда все на свете!
Слайд 8

Маяковский в художественной студии.

Маяковский в художественной студии.

Слайд 9

Маяковский- футурист.

Маяковский- футурист.

Слайд 10

Маяковский и Бурлюк в «Кафе поэтов».

Маяковский и Бурлюк в «Кафе поэтов».

Слайд 11

«Каблук футуриста» «Все вы на бабочку Поэтиного сердца Взгромоздились Разные- В галошах и без галош…

«Каблук футуриста»

«Все вы на бабочку
Поэтиного сердца
Взгромоздились
Разные-
В галошах
и без галош…

Слайд 12

Дореволюционная лирика Маяковского. Я- поэт. Этим и интересен. Об этом и

Дореволюционная лирика Маяковского.

Я- поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.

Об остальном- только если это отстоялось словом.
Маяковский «Я сам»
Слайд 13

Основные темы и художественное своеобразие раннего творчества. 1.Мир большого города.

Основные темы и художественное своеобразие раннего творчества.

1.Мир
большого
города.

Слайд 14

Антивоенная лирика. «Мама и убитый немцами вечер». 1.Смысл названия. 2.Реализация метафоры

Антивоенная лирика.

«Мама и убитый немцами вечер».
1.Смысл названия.
2.Реализация метафоры «убить вечер».
3.Двуплановость: восприятие

войны как трагедии отдельного человека и как вселенской катастрофы.
4.Богатство выразительных возможностей неологизмов, неравносложной и составной рифмы.
Слайд 15

Поэт и толпа. 1.«Нате!» 2. «Вам». 3. «Скрипка и немножко нервно».

Поэт и толпа.

1.«Нате!»
2. «Вам».
3. «Скрипка и немножко нервно».

Слайд 16

Гуманизм поэзии Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям.» «Послушайте!»

Гуманизм поэзии Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям.»
«Послушайте!»

Слайд 17

«А вы могли бы ? !»

«А вы могли бы ? !»

Слайд 18

«Поэма «Облако в штанах». 4 крика: Долой вашу любовь! Долой ваше

«Поэма «Облако в штанах».

4 крика:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваш строй!
Долой

вашу религию!
Слайд 19

Социальный критицизм и интимно-лирическое начало.

Социальный критицизм и интимно-лирическое начало.

Слайд 20

Энергия отрицания и эстетика крика. «Облако в штанах» в молодежном театре.

Энергия отрицания и эстетика крика.

«Облако в штанах»
в молодежном
театре.

Слайд 21

Трагедия любви в мире сытых. Личная драма и вселенская катастрофа.

Трагедия любви в мире сытых.

Личная драма и
вселенская
катастрофа.

Слайд 22

Богоборческий порыв: бунт против Бога, создавшего мир не для любви, а для страданий.

Богоборческий порыв: бунт против Бога, создавшего мир не для любви, а

для страданий.
Слайд 23

Маяковский и революция. Поэт своим даром уловил маршевую поступь эпохи, выразил пафос времени.

Маяковский и революция.

Поэт своим даром уловил маршевую поступь эпохи, выразил пафос

времени.
Слайд 24

Отношение к революции. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня

Отношение к революции.

«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не

было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось.»
Слайд 25

Художественное воплощение идей революции. Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью

Художественное воплощение идей революции.

Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью и

честью служить ей!

Образ революции нового человека в стихотворениях «Левый марш» и «Ода революции».

Слайд 26

Задача поэта- помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм. Довольно

Задача поэта- помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм.

Довольно грошовых

истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы- наши кисти.
Площади- наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
Революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты.
Слайд 27

Три принципа ЛЕФовцев. 1.Принцип социального заказа. 2.Принцип литературы факта. 3.Принцип искусства-жизнестроения.

Три принципа ЛЕФовцев.

1.Принцип социального заказа.
2.Принцип литературы факта.
3.Принцип искусства-жизнестроения.

Слайд 28

Окна РОСТА.

Окна РОСТА.

Слайд 29

Поэт подводит итоги.

Поэт подводит итоги.

Слайд 30

Маяковский на выставке «20 лет работы»

Маяковский на выставке «20 лет работы»

Слайд 31

Всегда с массами!

Всегда с массами!

Слайд 32

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку». «Чтобы, умирая, Воплотиться В пароходы, Строчки и другие Долгие дела!

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

«Чтобы, умирая,
Воплотиться
В пароходы,
Строчки и
другие
Долгие

дела!
Слайд 33

«Стихи о советском паспорте».

«Стихи о советском паспорте».

Слайд 34

Стихи о загранице. Германия, Франция, Польша, Чехословакия, США, Гавана, Мексика, Испания-

Стихи о загранице.

Германия, Франция, Польша, Чехословакия, США, Гавана, Мексика, Испания- страны,

в которых побывал поэт.

Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли- Москва!

Слайд 35

«Мое открытие Америки» Я смотрю И злость меня берет На укрывшихся

«Мое открытие Америки»

Я смотрю
И злость меня берет
На укрывшихся
За каменный фасад.
Я стремился

за 7000 верст вперед,
А приехал
На 7 лет назад.
Слайд 36

У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока! Что касается меня,

У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока!

Что касается меня,
То я бы
Лично,
Я

б Америку закрыл,
Слегка почистил,
а потом
Опять открыл- вторично.
Слайд 37

«Любовь- это сердце всего.» Вечная тема лирики проходит через все творчество Маяковского.

«Любовь- это сердце всего.»

Вечная тема лирики проходит через все творчество Маяковского.

Слайд 38

Адресаты любовной лирики.

Адресаты любовной лирики.

Слайд 39

«НЕ смоют любовь ни ссоры, ни версты…»

«НЕ смоют любовь ни ссоры, ни версты…»

Слайд 40

«Лиличка!»

«Лиличка!»

Слайд 41

Тема любви в послеоктябрьских поэмах. Понимание любви как способности вобрать в

Тема любви в послеоктябрьских поэмах.

Понимание любви как способности вобрать в себя

красоту окружающего мира в поэмах «Люблю» и «Про это».

«Громада любовь» и «громада ненависть».
Стремление освободить любовное чувство от мещанской пошлости.
Устремленность в завтрашний день, в мир любви и всеобщего братства.

Слайд 42

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви.» Понимание любви как

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви.»

Понимание любви как большого

чувства, побуждающего на добрые дела.
Изображение творческого процесса.
Высокая социальная роль поэзии, рожденной интимным чувством.
Слайд 43

«Письмо Татьяне Яковлевой.» История создания. Предельная искренность. Связь интимного и социального.

«Письмо Татьяне Яковлевой.»

История создания.
Предельная искренность.
Связь интимного и социального.
Сила любви к женщине

и к родине.
Трагическая невозможность выбора.
Слайд 44

«Неоконченное…» Трудно найти в литературе более грустные стихи…

«Неоконченное…»

Трудно найти в литературе более грустные стихи…

Слайд 45

Маяковский о поэте и поэзии. Как раскрывается взгляд поэта на поэтическое

Маяковский о поэте и поэзии.

Как раскрывается взгляд поэта на поэтическое творчество

в стихотворении
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
Слайд 46

«Разговор с фининспектором о поэзии». «…народа водитель и одновременно народный слуга»

«Разговор с фининспектором о поэзии».

«…народа водитель
и одновременно
народный слуга»

История создания.
Форма

обращения.
Своеобразие лексики.
Представление о поэзии как о труде, родственном любому другому и требующем мастерства и огромных затрат энергии.
Слайд 47

«Юбилейное». Как связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?

«Юбилейное».

Как связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?
Какие черты

личности Пушкина ценит Маяковский?
Какова роль концовки?
Слайд 48

«Сергею Есенину». В этой жизни Умереть не трудно. Сделать жизнь - Значительно трудней!

«Сергею Есенину».

В этой жизни
Умереть не трудно.
Сделать жизнь -
Значительно
трудней!

Слайд 49

Вступление к поэме «Во весь голос». Честный и искренний итог жизненного

Вступление к поэме «Во весь голос».

Честный и искренний итог жизненного и

творческого пути.
1.Причины, побудившие поэта вступить в прямой диалог с потомками.
2.Осознание нерушимой связи с эпохой.
3.Характер эпохи и задачи поэзии.
4.Жесткость и бескомпромиссность оценки своего творчества.
5.Поэма Маяковского и традиция литературных памятников.
Слайд 50

Нужна ли нам сатира? Рапповцы считали, что сатира наносит вред Советскому государству. А как думал Маяковский?

Нужна ли нам сатира?

Рапповцы считали, что сатира наносит вред Советскому государству.
А

как думал Маяковский?
Слайд 51

Сатира Маяковского. «Оружия любимейшего род…»

Сатира Маяковского.

«Оружия любимейшего род…»

Слайд 52

Слайд 53

Основные приемы сатиры Маяковского. Реализация метафоры. Гротеск. Фантастика. Сниженная лексика. Убийственно-резкие

Основные приемы сатиры Маяковского.

Реализация метафоры.
Гротеск.
Фантастика.
Сниженная лексика.
Убийственно-резкие рифмы.
Неологизмы.
Срывание всех и всяческих масок.

Слайд 54

Разгневанной кистью, разящим пером… «Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь критика дрянь косила».

Разгневанной кистью, разящим пером…

«Мы всех зовем,
чтоб в лоб,
а не

пятясь
критика
дрянь
косила».
Слайд 55

«О дряни» Назначение грубой лексики в выражении авторской позиции. Социально-психологическая сущность

«О дряни»

Назначение грубой лексики в выражении авторской позиции.
Социально-психологическая сущность мещанства и

новизна облика советского мещанина.
Функция гротеска.
Роль предметной детали.
Слайд 56

Многоликое мурло мещанина. Сатира как орудие общественной борьбы. Утверждение общественной значимости искусства.

Многоликое мурло мещанина.

Сатира как орудие общественной борьбы.
Утверждение общественной значимости искусства.

Слайд 57

«Прозаседавшиеся». Антибюрократическая сатира Маяковского. Композиция произведения, нарастание сатирического эффекта. Авторская ирония,

«Прозаседавшиеся». Антибюрократическая сатира Маяковского.

Композиция произведения, нарастание сатирического эффекта.
Авторская ирония, языковая игра,

реализованная метафора и гротеск.
Бюрократическая машина и человек.
Слайд 58

Объекты сатиры. «Трус», «Подлиза», «Помпадур», «Птичка божья», «Мразь», «Ханжа», «Сплетник», «Столп»,»Плюшкин»,

Объекты сатиры.

«Трус», «Подлиза», «Помпадур», «Птичка божья», «Мразь», «Ханжа», «Сплетник», «Столп»,»Плюшкин», «Халтурщик»,

«Служака»,»Хорошее отношение к взяточникам» и другие..
Слайд 59

«О, до чего же всего у нас много и до чего

«О, до чего же всего у нас много и до чего

же ж мало умеют! .

«Земля наша обильна».

«О фиасках, апогеях и других неведомых вещах».

Слайд 60

Пьеса «Баня» -любимое детище поэта. «Драма в 6 действиях с цирком и фейерверком».

Пьеса «Баня» -любимое детище поэта.

«Драма в 6 действиях с цирком и

фейерверком».
Слайд 61

Феерическая комедия «Клоп».

Феерическая комедия «Клоп».

Слайд 62

Разоблачение мещанства.

Разоблачение мещанства.

Слайд 63

Маяковский –поэт-новатор. 1. Новаторское содержание. 2.Маяковский становится оратором, трибуном, а его

Маяковский –поэт-новатор.

1. Новаторское содержание.
2.Маяковский становится оратором, трибуном, а его стих звучит

как политическая речь, прокламация, воззвание.
3.Маяковский искал новую форму для поэта-агитатора, газетчика, пропагандиста.
Слайд 64

В чем особенности поэзии Маяковского? 1. В языке. «Слово- полководец человеческой

В чем особенности поэзии Маяковского?

1. В языке. «Слово- полководец человеческой силы»,

отсюда установка на разговорную народную речь и ораторские интонации.
2.Использование неологизмов.
3.Частое использование тонической системы стихосложения вместо традиционной силлабо-тонической.
Слайд 65

Почему поэт писал «лесенкой»? 1.Для предварительного вчитывания в стих. 2.Для лучшего

Почему поэт писал «лесенкой»?

1.Для предварительного вчитывания в стих.
2.Для лучшего усвоения всех

его ритмических свойств.
3.Для выделения самых значительных слов.
Слайд 66

Богатство рифм. 1.Рифма неточная: призванной- капризной. 2.Рифма составная: Лет до ста расти Нам без старости.

Богатство рифм.

1.Рифма неточная: призванной- капризной.
2.Рифма составная:
Лет до ста
расти
Нам
без

старости.
Слайд 67

Трагическое предощущение ранней гибели. Осознание трагической несовместимости своего художественного видения с функцией верного слуги победившего режима.

Трагическое предощущение ранней гибели.

Осознание трагической несовместимости своего художественного видения с функцией

верного слуги победившего режима.
Слайд 68

Маяковский – детям.

Маяковский – детям.

Слайд 69

Я.Смеляков о Маяковском. Как ты нужен стране сейчас, Клубу, площади и

Я.Смеляков о Маяковском.

Как ты нужен стране сейчас,
Клубу, площади и газетам,
Революции трубный

бас,
Голос истинного поэта!
Слайд 70