- Главная
- Литература
- Проблематика сборника рассказов Варлама Шаламова Колымские рассказы
Содержание
- 2. Содержание 1.Введение. 1)История создания произведения. 2) Краткое содержание. 3)Анализ сборника. 2.Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы».
- 3. История создания произведения. Работу над «Колымскими рассказами» - главной своей книгой - Шаламов начал в 1954,
- 4. Анализ сборника. Варлам Шаламов - один из самых великих русских писателей 20-го столетия, человек несгибаемого мужества
- 5. Образ лагеря в рассказах Шаламова - это, на первый взгляд, образ абсолютного зла. Постоянно приходящая на
- 6. Краткое содержание рассказов. «Ночью» Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено тело их умершего
- 7. «Шерри -Бренди» Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он лежит в тёмной глубине
- 8. Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы». Проблема человека и тоталитарного государства. Как уже сказано раньше, «Колымские
- 9. В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем
- 10. Проблема изменения ценностей жизни человека. Помимо того, что писатель показывает то, насколько суровым, бесчеловечным и несправедливым
- 11. Проблема предательства. Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он
- 12. Проблема сильного характера человека. Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно для чего, то в
- 14. Скачать презентацию
Содержание
1.Введение.
1)История создания произведения.
2) Краткое содержание.
3)Анализ сборника.
2.Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы».
1)Проблема
Содержание
1.Введение.
1)История создания произведения.
2) Краткое содержание.
3)Анализ сборника.
2.Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы».
1)Проблема
2)Проблема изменения ценностей жизни человека.
3)Проблема предательства.
4)Проблема сильного характера человека.
3.Заключение.
История создания произведения.
Работу над «Колымскими рассказами» - главной своей книгой
История создания произведения.
Работу над «Колымскими рассказами» - главной своей книгой
«Колымские рассказы» - панорама жизни, страданий и смерти людей в Дальстрое – лагерной империи на Северо-Востоке СССР, занимавшей территорию свыше 2 миллионов квадратных километров. Писатель провел там в лагерях и ссылках более 16 лет, работая на золотых приисках и угольных шахтах, а последние годы – фельдшером в больницах для заключенных.
Тему своей книги Шаламов определил так: «художественное исследование страшной реальности», «новое в поведении человека, низведенного до уровня животного», «судьба мучеников, не бывших и не умевших стать героями». Он характеризовал «Колымские рассказы» как «новую прозу, прозу живой жизни, которая в то же время – преображенная действительность, преображенный документ». Себя Шаламов сравнивал с «Плутоном, поднявшимся из ада».
Только через 6 лет после смерти писателя, в разгар горбачевской перестройки, стала возможна публикация «Колымских рассказов» в СССР (впервые – в журнале «Новый мир). Хлынувшие на страницы множества литературных журналов, они сыграли роль в изменении общественного сознания в стране, став одним из наиболее авторитетных свидетельств о преступлениях сталинской эпохи.
С 1989 «Колымские рассказы» неоднократно издавались на родине в различных авторских сборниках Шаламова и в составе его собрания сочинений.
Анализ сборника.
Варлам Шаламов - один из самых великих русских писателей 20-го
Анализ сборника.
Варлам Шаламов - один из самых великих русских писателей 20-го
Трудно даже представить, какого душевного напряжения стоили Шаламову эти рассказы. Он как бы многократно заново вызывал к жизни призраки жертв и палачей. Художественно-конкретные, документальные рассказы Шаламова напоены мощной философской мыслью, которая придает им особую интеллектуальную емкость. Эту мысль невозможно запереть в барак. Ее духовное пространство составляет все человеческое бытие.Удивительным качеством Колымских рассказов является их композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности сюжетов.
Цикл “Колымских рассказов” состоит из 137 произведений и подразделяется на пять сборников: “Колымские рассказы”, “Левый берег”, “Артист лопаты”, “Воскрешение лиственницы”, “Перчатка, или КР-2”.
Образ лагеря в рассказах Шаламова - это, на первый взгляд, образ
Образ лагеря в рассказах Шаламова - это, на первый взгляд, образ
Немыслимый голод - самое сильное из всех колымских чувств. Но и еда превращается лишь в утилитарный процесс поддержания жизни. Все заключенные едят очень быстро, боясь лишиться и без того скудного пайка, едят без ложек, через край тарелки, дочиста вылизывая языком ее дно. В этих условиях человек дичает. Один юноша ел мясо человеческих трупов из морга, вырубая куски человечины, "не жирные, конечно" ("Домино"). Быт заключенных - еще один круг колымского ада. Подобия жилищ - огромные бараки с многоэтажными нарами, вмещающими по 500-600 человек, матрасы, набитые только сухими ветками, одеяла с серыми буквами "ноги", полная антисанитария, болезни - дистрофия, пеллагра, цинга, - которые вовсе не являются поводом для госпитализации...Так, шаг за шагом читатель все больше узнает и становится свидетелем обесценивания человеческого существования, обесценивания личности, полной девальвации понятий о добре и зле.
Краткое содержание рассказов.
«Ночью»
Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено
Краткое содержание рассказов.
«Ночью»
Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено
«Сухим пайком»
В рассказе представлены четыре товарища, которые получили на руки сухой паек. Пища выдавалась «по норме», но этой нормы не хватало, и героям приходилось делить граммы на порции. Долговременный голод, тяжелая многочасовая работа,бессонные ночи, холод, побои –все это заставляет персонажей переосмысливать всю жизнь. Не выдерживая такого существования, один из осужденных решает покончить жизнь самоубийством.
«Шерри -Бренди»
Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он
«Шерри -Бренди» Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он
«ШЕРРИ- БРЕНДИ»
УМИРАЕТ ЗАКЛЮЧЁННЫЙ-ПОЭТ, КОТОРОГО НАЗЫВАЛИ ПЕРВЫМ РУССКИМ ПОЭТОМ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. ОН ЛЕЖИТ В ТЁМНОЙ ГЛУБИНЕ НИЖНЕГО РЯДА СПЛОШНЫХ ДВУХЭТАЖНЫХ НАР. ОН УМИРАЕТ ДОЛГО. ИНОГДА ПРИХОДИТ КАКАЯ-НИБУДЬ МЫСЛЬ — НАПРИМЕР, ЧТО У НЕГО УКРАЛИ ХЛЕБ, КОТОРЫЙ ОН ПОЛОЖИЛ ПОД ГОЛОВУ, И ЭТО ТАК СТРАШНО, ЧТО ОН ГОТОВ РУГАТЬСЯ, ДРАТЬСЯ, ИСКАТЬ... НО СИЛ ДЛЯ ЭТОГО У НЕГО УЖЕ НЕТ, ДА И МЫСЛЬ О ХЛЕБЕ ТОЖЕ СЛАБЕЕТ. КОГДА ЕМУ ВКЛАДЫВАЮТ В РУКУ СУТОЧНУЮ ПАЙКУ, ОН ИЗО ВСЕХ СИЛ ПРИЖИМАЕТ ХЛЕБ КО РТУ, СОСЁТ ЕГО, ПЫТАЕТСЯ РВАТЬ И ГРЫЗТЬ ЦИНГОТНЫМИ ШАТАЮЩИМИСЯ ЗУБАМИ. КОГДА ОН УМИРАЕТ, ЕГО ЕЩЁ ДВА ДНЯ НЕ СПИСЫВАЮТ, И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ СОСЕДЯМ УДАЁТСЯ ПРИ РАЗДАЧЕ ПОЛУЧАТЬ ХЛЕБ НА МЕРТВЕЦА КАК НА ЖИВОГО: ОНИ ДЕЛАЮТ ТАК, ЧТО ТОТ, КАК КУКЛА-МАРИОНЕТКА, ПОДНИМАЕТ РУКУ.
«Аневризма аорты»
Болезнь и больница — в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключённая Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключённым Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью. Он находит у Гловацкой аневризму аорты — болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск. И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключённой, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, — она умирает.
Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы».
Проблема человека и тоталитарного государства.
Как
Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы».
Проблема человека и тоталитарного государства.
Как
Тем самым, Шаламов поднимает основной нравственный вопрос той эпохи, раскрывает ключевую проблему того времени – это противостояние личности человека и тоталитарного государства, которое не щадит человеческих судеб.
Делает это Шаламов через изображение жизни людей, сосланных в лагеря, ведь это уже заключительный момент такого противостояния.
Шаламов не чурается суровой действительности и показывает всю реальность того так называемого «жизненного процесса», которая пожирает человеческие личности.
В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии
В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии
В рассказе “Сухим пайком” Шаламов пишет: “нас ничто уже не волновало “нам жить было легко во власти чужой воли. Мы не заботились даже о том, чтобы сохранить жизнь, и если и спали, то тоже подчинясь приказу, распорядку лагерного дня... Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали на нашу жизнь далее, как на день вперед... Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным”. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. Она же лишает его всех человеческих чувств, стирает грань между жизнью и смертью. Постепенно убивая человека физически, убивают и его душу. Голод и холод делают с людьми такое, что становится страшно.
“Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — шли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего голодания. В том незначительном мышечном слое, который еще оставался на наших костях... различалась только злоба — самое долговечное человеческое чувство”.
Проблема изменения ценностей жизни человека.
Помимо того, что писатель показывает то, насколько
Проблема изменения ценностей жизни человека.
Помимо того, что писатель показывает то, насколько
Особенно ярко выделена это тема в рассказе «Сухим пайком», Шаламов показывает насколько воля и гнет государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворят его душу в этой злостной государственной машине.
Путем физических издевательств: постоянного голода и холода, людей превращали в зверей, ничего уже не осознающих вокруг, желающих лишь еды и тепла, отрицающих все человеческие чувства и переживания.
Ценностями жизни становятся элементарные вещи, которые трансформируют человеческую душу, превращают человека в животное. Все, что начинают желать люди – это выжить, все, что ими управляет – тупая и ограниченная жажда жизни, жажда просто быть.
Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.
Проблема предательства.
Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу
Проблема предательства.
Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу
Проблема сильного характера человека.
Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно
Проблема сильного характера человека.
Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно