Прямое и переносное значение слов Чехов и Левитан о красоте, гармонии, величии природы и человека

Содержание

Слайд 2

Цели урока: наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова,

Цели урока:

наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова,

их ролью в выражении основной мысли текста;
работать над развитием речи учащихся, анализом языковых единиц текста;
познакомить учащихся с шедеврами русской живописи;
дать ученикам представление об истории знакомства и отношениях великих представителей российской художественной культуры;
развивать познавательный интерес, творческие способности;
воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к культурным ценностям.
Слайд 3

Оборудование: дидактический материал: текст по А.П.Чехову; портреты А.П.Чехова ( И.Э.Браза и

Оборудование:

дидактический материал: текст по А.П.Чехову;
портреты А.П.Чехова ( И.Э.Браза и И.И.Левитана) и

И.И.Левитана (В.Серова и автопортрет);
репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», «Пейзаж с избами», «Вечерний звон», «После дождя. Плёс», «Над вечным покоем», «Сумерки. Луна», «Озеро. Осень», «Осень. Усадьба», «У омута», «Тихая обитель», «Сумерки. Стога»;
презентация.
Слайд 4

Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в

Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в

том числе от общей культуры, знания не только литературы, но и других видов искусства.
В.Ф.Асмус

И.Э.Браз. Портрет писателя А.Чехова

В. Серов. Портрет Левитана

Слайд 5

Дружба Чехова, его семьи и Левитана Левитан вошёл в семью Чеховых

Дружба Чехова, его семьи и Левитана

Левитан вошёл в семью

Чеховых благодаря брату писателя – Николаю, с которым учился в училище живописи и был очень дружен.
В картине Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879) женская фигурка написана Николаем Павловичем Чеховым. «Экие вы, Чеховы, талантливые!» - с восхищением отзывался о дорогой ему семье Левитан.

И.И.Левитан. Осенний день. Сокольники

Слайд 6

Дружба Чехова, его семьи и Левитана Летние месяцы 1885-1887 годов семья

Дружба Чехова, его семьи и Левитана

Летние месяцы 1885-1887 годов

семья Чеховых проводила в подмосковной усадьбе Бабкино, что в трёх верстах от Воскресенска (Нового Иерусалима). Живописная усадьба, высокий берег Истры, вид на зелёную долину реки, луга, поля, леса, окрестные деревеньки… Бабкино и его окрестности пленяли и жившего здесь художника Исаака Ильича Левитана. «Со мной живёт Левитан, - пишет Чехов. – Талант его растёт не по дням, а по часам.»

И.И.Левитан. Пейзаж с избами

Слайд 7

Союз волшебных чувств и дум… Как-то вечером Левитан усадил Чехова и

Союз волшебных чувств и дум…

Как-то вечером Левитан усадил Чехова и

написал его портрет. Несмотря на то что сеанс был коротким и этюд остался незаконченным, до сих пор этот портрет считается самым удачным из созданных художником.

И.И.Левитан. Автопортрет

И.И.Левитан. Портрет Антона Чехова

Слайд 8

И.И.Левитан. Вечерний звон Рассказ А.П.Чехова «Именины»: «Белое облачное небо, прибрежные деревья,

И.И.Левитан. Вечерний звон

Рассказ А.П.Чехова «Именины»: «Белое облачное небо, прибрежные деревья,

камыш и лодки с людьми и веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо… Один берег , на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы».
Слайд 9

И.И.Левитан. После дождя. Плёс Рассказ «Попрыгунья»: «День был тёплый и тихий,

И.И.Левитан. После дождя. Плёс

Рассказ «Попрыгунья»: «День был тёплый и тихий,

но пасмурный. Рано утром на Волге бродил лёгкий туман, а после десяти часов стал накрапывать дождь. И Волга уже была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид… И казалось, что роскошные зелёные ковры на берегах, алмазные отражения лучей, призрачную, синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундук до будущей весны». А.П.Чехов
Слайд 10

И.И.Левитан. Над вечным покоем А.П.Чехов «Счастье»: «В синеватой дали, где последний

И.И.Левитан. Над вечным покоем

А.П.Чехов «Счастье»: «В синеватой дали, где последний

видимый холм сливался с туманом, ничего не шевелилось: <…> в … неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдёт ещё тысяча лет, умрут миллионы людей, а они всё ещё будут стоять, как стояли,<…> не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой».
Слайд 11

Пейзажи – размышления Левитан в своих пейзажах воспел скромную прелесть русской

Пейзажи – размышления

Левитан в своих пейзажах воспел скромную прелесть русской

природы, неброскую красоту и как бы противопоставил её далёким от гармонии реалиям человеческой жизни. Мастер пейзажа настроения, Левитан в передаче тончайших оттенков и переливов света близок к импрессионистам.
У него был чудесный дар выражать настроение и состояние души человека, находя созвучный им отклик в живой природе.

И.И.Левитан. Озеро. Осень

И.И.Левитан. Сумерки. Луна

Слайд 12

Словарь (основные понятия урока): Пейзаж – это важная структурно-композиционная единица текста,

Словарь (основные понятия урока):

Пейзаж – это важная структурно-композиционная единица текста, связанная

с изображением природы.
Троп – обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Олицетворение – приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.
Слайд 13

Работа с текстом А.П.Чехова Прочитайте текст. Определите тип текста. Подберите заголовок

Работа с текстом А.П.Чехова

Прочитайте текст. Определите тип текста. Подберите заголовок к

данному отрывку.
Выпишите слова в номинативном (прямом) значении. Установите, какие ассоциации, эмоциональные представления вызывает этот словесный ряд?
А как использовал автор слова в переносном значении (такие художественные тропы, как метафора и олицетворение), в каких целях? Найдите в тексте примеры метафор и олицетворений.
Как называются размышления человека о жизни? Какую роль приобретает пейзаж?
Слайд 14

Работа с текстом А.П.Чехова Повествование с элементами описания Сумерки. Незнакомая усадьба

Работа с текстом А.П.Чехова

Повествование с элементами описания
Сумерки. Незнакомая усадьба
Небо, аллеи, дом,

усадьба, солнце, рожь, ели, стены, листва, сад, иволга, колокольня
Солнце пряталось, растянулись тени, дрожал золотой свет, листва печально шелестела, прятались тени, иволга-старушка, толпа ив, горел крест

И.И.Левитан. Осень. Усадьба

Слайд 15

Сходные мотивы творчества Для Чехова пейзаж – это не фон, не

Сходные мотивы творчества

Для Чехова пейзаж – это не фон,

не рама, а самостоятельный предмет. Писатель не любил яркое и броское, ценил в русской природе загадку. Эту тайну он создавал словами в переносном значении: очеловечивал природу, рисовал её в динамике, в движении. Живая природа в данном отрывке отражает состояние души героя («я»), которая находится в раздумьях о времени, смысле жизни и её тайнах… Это пейзаж-раздумье, как и у Левитана.

И.И.Левитан. У омута

И.И.Левитан. Тихая обитель

Слайд 16

«Вещественное доказательство дружбы» И.И.Левитан. Сумерки. Стога А.П.Чехов «Степь»: «Пахнет сеном, высушенной

«Вещественное доказательство дружбы»

И.И.Левитан. Сумерки. Стога

А.П.Чехов «Степь»: «Пахнет сеном, высушенной травой

и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен. <…>
А когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна».
Слайд 17

Домашнее задание: Создать собственный текст-описание картины И.И.Левитана «Озеро. Русь», используя слова

Домашнее задание:

Создать собственный текст-описание картины И.И.Левитана «Озеро. Русь», используя слова в

переносном значении (тропы).
Подобрать из произведений А.П.Чехова фрагменты-пейзажи, отражающие настроение картины И.И.Левитана «Озеро. Русь».