Роль природы в романтических рассказах М. Горького

Содержание

Слайд 2

Терминология ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературе и живописи, иначе —

Терминология

ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературе и живописи, иначе

— образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays — страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение.
Слайд 3

Пейзаж в литературном произведении 1)способствует созданию образа лирического героя; 2) служит

Пейзаж в литературном произведении

1)способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из

средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
Слайд 4

Пейзаж как средство создания характеристики Пейзаж также часто служил средством характеристики

Пейзаж как средство создания характеристики

Пейзаж также часто служил средством характеристики героя

и его настроения в определенный момент
Слайд 5

Характеристика места и времени сюжетного действия Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его

Характеристика места и времени сюжетного действия

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к

определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному).
Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя.
 Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику.
Слайд 6

Психологическая функция пейзажа Состоит в том, что картина природы помогает в

Психологическая функция пейзажа

Состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии

внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).
Слайд 7

Пейзаж как средство выражения авторской позиции Нередко пейзаж выражает авторскую позицию,

Пейзаж как средство выражения авторской позиции

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские

взгляды писателя.
Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.
В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
Слайд 8

План анализа пейзажа в литературном произведении 1/ Указать место пейзажа в

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции

и сюжете произведения.
2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).
3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.
4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.
6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.
7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.
Слайд 9

М. Горький «Макар Чудра» В ранних своих произведениях Максим Горький предстает

М. Горький «Макар Чудра»

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как

романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.
Слайд 10

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима

– так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления
Слайд 11

Найдите отрывки: первые 2 абзаца С моря дул влажный, холодный ветер,

Найдите отрывки: первые 2 абзаца
С моря дул влажный, холодный ветер,

разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана,— он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.
Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют ее, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво́ молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.