Роман Герой нашего времени, Михаила Юрьевича Лермонтова

Содержание

Слайд 2

www.themegallery.com Company Logo Путь к роману Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин

www.themegallery.com

Company Logo

Путь к роману

Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку: «Глаголом

жги сердца людей».
Лермонтов «обжигал», рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось.
Таков и герой его романа –Печорин.
Слайд 3

www.themegallery.com Company Logo История замысла 1830 -31г. -Драмы «Люди и страсти»,

www.themegallery.com

Company Logo

История замысла

1830 -31г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек»

(Юрий Волин, Владимир Арбенин)

1835г. –драма «Маскарад»
(Евгений Арбенин)

1836 г. –драма «Два брата»
(Александр и Юрий Радины)

Слайд 4

www.themegallery.com Company Logo Хронология создания романа: 1837 г. – наброски к

www.themegallery.com

Company Logo

Хронология создания романа:

1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести

построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. )
1838 - 1840г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань»
1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века»)
1841 г. -переиздание, введено предисловие
Слайд 5

www.themegallery.com Company Logo История создания «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить,

www.themegallery.com

Company Logo

История создания

«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю.

Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.)
«»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.)
«…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)
Слайд 6

www.themegallery.com Company Logo Особенности романа как жанра Роман – объемное эпическое

www.themegallery.com

Company Logo

Особенности романа как жанра

Роман – объемное эпическое произведение, в котором

повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени
В романе , в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий.
Жанровые разновидности романа :
Социальный
Политический
Философский
Психологический
Любовный
Семейно –бытовой
Приключенческий
фантастический
Слайд 7

www.themegallery.com Company Logo Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено

www.themegallery.com

Company Logo

Психологический роман –эпическое произведение,
в котором внимание сосредоточено
на внутреннем

мире героя,
движениях его души, осмыслении причин
его поступков.

Пушкин
«Евгений Онегин»
- «энциклопедия русской
жизни»

Лермонтов
«Герой нашего времени» -
«история души
человеческой»

Слайд 8

www.themegallery.com Company Logo Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» «собранье» повестей

www.themegallery.com

Company Logo

Что интересует
авторов:

«собранье пестрых
глав»

«собранье» повестей

духовная
эволюция
героя, жизненный
опыт

погружение в душу
героя,

эволюции нет
Слайд 9

www.themegallery.com Company Logo Первый психологический портрет в русской литературе: Портрет -изображение

www.themegallery.com

Company Logo

Первый психологический портрет в русской литературе:

Портрет -изображение внешности героя, его

лица, фигуры, одежды , манеры держаться.
Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Слайд 10

www.themegallery.com Company Logo Особенности композиции романа Хронология сюжета «Тамань» «Фаталист» «Княжна

www.themegallery.com

Company Logo

Особенности композиции романа

Хронология сюжета
«Тамань»
«Фаталист»
«Княжна Мери»
«Бэла»
«Максим Максимыч»
Сообщение о смерти Печорина

Композиция
1. «Бэла»
2.

«Максим Максимыч»
3.Сообщение о смерти Печорина
4. «Тамань»
5.»Княжна Мери»
6. «Фаталист»

История жизни

История души

Слайд 11

www.themegallery.com Company Logo «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух

www.themegallery.com

Company Logo

«Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков

«Максим Максимыч»
Мы

смотрим на героя глазами рассказчика

«Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo О роли героев повести В повести организующую роль

www.themegallery.com

Company Logo

О роли героев повести

В повести организующую роль играет рассказчик. Перед

нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча.


Лермонтов

Повествователь

Максим Максимыч

Печорин