Роман Виктора Пелевина Жизнь насекомых. Художественные тропы

Содержание

Слайд 2

Объект исследования – роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» Предмет исследования –

Объект исследования – роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых»
Предмет исследования – художественные

тропы, использованные в романе
Проблема – затруднение в восприятии и создании образов героев романа, в раскрытии идейного замысла.
Задача – раскрыть идейный замысел романа путём анализа художественных средств, используемых автором, их особенностей.
Слайд 3

Методы исследования: - сопоставительный анализ художественных произведений; - лексико-синтаксический разбор текстов,

Методы исследования:
- сопоставительный анализ художественных произведений;
- лексико-синтаксический разбор текстов, основанный

на выделении грамматической основы предложения, понимания ее значения и ключевых слов, несущих на себе основную смысловую нагрузку;
- обобщение полученных результатов с последующим выводом.
Слайд 4

Аллегория (гр. allos – иной и agoreo - говорю) – вид

Аллегория (гр. allos – иной и agoreo - говорю) – вид

иносказания (наряду с эзоповым языком и символом: изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии. Сила аллегории в том, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре и зле, различных нравственных качествах.
Слайд 5

Задача II главы – выяснить наличие другого тропа, создающего двойственность героев

Задача II главы – выяснить наличие другого тропа, создающего двойственность героев

романа.
Поставленные вопросы:
Какой троп, кроме аллегории, применил В.Пелевин в романе «Жизнь насекомых»?
Является ли применение автором данного тропа средством выражения идейного замысла романа?
Слайд 6

Анализ художественных текстов К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха» А злодей-то не шутит, Руки-ноги

Анализ художественных текстов

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками

крутит.
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Глава 5. Третий Рим

Сэм откинулся на камень и некоторое время не чувствовал вообще ничего – словно и сам превратился в часть прогретой солнцем скалы. Наташа сжала его ладонь, приоткрыв глаза, он увидел прямо перед своим лицом две большие фасетчатые полусферы – они сверкали под солнцем, как битое бутылочное стекло, а между ними, вокруг мохнатого ротового хоботка, шевелились короткие упругие усики.

Слайд 7

Вывод к главе II В представленных текстах аллегория как вид иносказания

Вывод к главе II

В представленных текстах аллегория как вид иносказания способствует

изображению абстрактного человека с его действиями и характером через конкретный образ насекомого. Такой содержательный эффект достигается с помощью синтаксических и лексических средств:
1. Глаголов-сказуемых, относящихся к действиям насекомых, гораздо меньше в каждом представленном тексте, чем глаголов-сказуемых, обозначающих действия человека;
2.Разветвленная система второстепенных членов в данных текстах также способствует созданию аллегорических образов: практически все второстепенные члены связаны с образами людей. Таким образом, у читателя создается некий однозначный образ человека со своими чертами характера и манерой поведения.
Слайд 8

Можно проследить, что автор внес определенные изменения в классическом употреблении аллегории:

Можно проследить, что автор внес определенные изменения в классическом употреблении аллегории:


1. Количество глаголов-сказуемых, обозначающих действия насекомого, и количество глаголов, называющих действия человека, примерно одинаковы. При этом у читателя не возникает ощущение аллегоричности образов, так как действия и людей, и насекомых в романе реальны;
2. Разветвленная система второстепенных членов данных отрывков из романа построена таким образом, что второстепенные члены, раскрывающие и образ насекомых, и образы людей могут употребляться в одном предложении, вводя тем самым читателя в затруднение создания конкретного образа.