Романтизм как основное литературное движение ХIХ века. Первый русский романтик - В. А. Жуковский

Слайд 2

Романтизм в литературе. Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в

Романтизм в литературе.

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX

веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 3

Первый русский романтик. Василий Андреевич Жуковский — выдающийся поэт и общественный

Первый русский романтик.

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся поэт и общественный

деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности.
Слайд 4

В.А. Жуковский Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии

В.А. Жуковский

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии

В. А. Жуковского (хотя к пред романтическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Слайд 5

Романтизм В.А.Жуковского Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них

Романтизм В.А.Жуковского

Многие переводы и переложения Жуковского стали
классическими. В них поэт

прежде всего улавливал тон и
дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в
балладе “Лесной царь” мы слышим проникновенный голос
рассказчика:
“Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?” —
“Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой”, —
“О нет, то белеет туман над водой”.
И романтическим злодеем, духом, искушающим
невинную душу, воспринимается лесной царь — король
духов:
“Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои...”
С каждым четверостишьем нарастает драматизм
баллады. Поэт держит в напряжении своих читателей,
невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом
единоборстве — дух или человек?

Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, что мы
физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом:
“Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать”.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит...
И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире.

Слайд 6

Природа и человек в лирике В.А. Жуковского. Предметом своего творчества Василий

Природа и человек в лирике В.А. Жуковского.

Предметом своего творчества Василий

Андреевич Жуковский избирает мир
человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством
психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни
Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.
Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы
размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении
«Сельское кладбище» (18 )поэт изображает романтический пейзаж: луна,
черные сосны и вязы, дикая сова, могилы.
И здесь спокойно спят под сенью гробовою -
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.
Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить
слезы. В первом произведении Жуковского много сентиментального, но
впоследствии он работает в романтическом направлении.