С. Есенин. Поэма Пугачев

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА : Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории

ЦЕЛИ УРОКА :

Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и

литературной традиции.
Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.
Слайд 3

ФРАГМЕНТ “ПЕСНИ О ВРЕМЕНИ” В.ВЫСОЦКОГО Замок временем скрыт и укутан, укрыт

 ФРАГМЕНТ “ПЕСНИ О ВРЕМЕНИ” В.ВЫСОЦКОГО

Замок временем скрыт и укутан, укрыт В

нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло - И оно свои тайны отдаст.
Слайд 4

ТРАГЕДИЯ «ПУГАЧЕВ» В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию

ТРАГЕДИЯ «ПУГАЧЕВ»

В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию

“Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?
Слайд 5

ОБРАТИМСЯ К ДАТАМ: 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. –

ОБРАТИМСЯ К ДАТАМ:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
1825 г. – восстание декабристов,

среди участников которого - друзья А.С. Пушкина.
1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.
1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.
19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.
Слайд 6

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты?
Почему, несмотря

на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему?
Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?
Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.
1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Слайд 7

ЧТО ЖЕ ПЫТАЕТСЯ ОСМЫСЛИТЬ ПОЭТ В СВОЕЙ ТРАГЕДИИ? ПОЧЕМУ ПИШЕТ НЕ

ЧТО ЖЕ ПЫТАЕТСЯ ОСМЫСЛИТЬ ПОЭТ В СВОЕЙ ТРАГЕДИИ? ПОЧЕМУ ПИШЕТ НЕ

О СОВРЕМЕННИКЕ, А О ПУГАЧЁВЕ?

Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие.
В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство.

Слайд 8

ПУШКИН И ЕСЕНИН Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что

ПУШКИН И ЕСЕНИН

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв?
Возможно, что в

данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала:
“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

Слайд 9

В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА? ЧТОБЫ ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ

В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА?  ЧТОБЫ ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ ДЛЯ

СЕБЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ.

Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем

Слайд 10

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский

бунт – бессмысленный и беспощадный”.
Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Слайд 11

ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К ПУГАЧЕВУ Каково же отношение к бунту Есенина? Кто

ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К ПУГАЧЕВУ

Каково же отношение к бунту Есенина?
Кто в

его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник?
Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Слайд 12

В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ В 1967 г. в Театре на Таганке

В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ

В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр

Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”.
Это первое сценическое воплощение произведения.
В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.
Слайд 13

СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА В эпизоде казни на сцене были установлены три

СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА

В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола,

под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.)
Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.
Слайд 14

ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ!» ПО С.ЕСЕНИНУ - Ну что,

ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ!» ПО С.ЕСЕНИНУ

- Ну что, Кузьма? -

А что, Максим? - Чего стоймя Стоим глядим?
-Да вот глядим, Чего орут, - Понять хотим, Про что поют…
- Теперь уж вовсе Не понять: И там висять - И тут висять!
Им только б здесь Повоевать! И главный есть –
Емелькой звать!...

- Да что ж они –  Как мухи мрут, Друг дружку бьют, Калечут, жгут!...
- Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя  Стоим, глядим?
- Вопрос открыт:  И не смекнём, Что за помост И кто на нём?
Мы тоже так – Не плачь, Кузьма, - Кругом - бардак И кутерьма!
И это – жисть, Земной наш рай?! Нет, хоть ложись  И помирай!

Слайд 15

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ НАРОДА (ЗЕВАК) К ПРОИСХОДЯЩЕМУ? Пушкин назвал бунт бессмысленным и

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ НАРОДА (ЗЕВАК) К ПРОИСХОДЯЩЕМУ?

Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным.

Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала.
В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она?
Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя в жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства?
Что побудило казаков предать своего вожака?
Слайд 16

МОНОЛОГ БУРНОВА: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти

 МОНОЛОГ БУРНОВА:

Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно

над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.
Слайд 17

“РОКОВАЯ ЗАЦЕПКА ЗА ЖИЗНЬ” - ВОТ ТА ПРИЧИНА, КОТОРАЯ ТОЛКНУЛА КАЗАКОВ

“РОКОВАЯ ЗАЦЕПКА ЗА ЖИЗНЬ” - ВОТ ТА ПРИЧИНА, КОТОРАЯ ТОЛКНУЛА КАЗАКОВ

ПРЕДАТЬ СВОЕГО ВОЖДЯ.

Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?
Как же решается в трагедии вопрос о бунте?
Смерть иль исцеление?

Слайд 18

ФИЛОСОФ Н. БЕРДЯЕВ Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более

ФИЛОСОФ Н. БЕРДЯЕВ

Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого,

чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.
Вывод :
Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.
Слайд 19

“ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ” В. ВЫСОЦКОГО И вовеки веков, и во все

“ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ” В. ВЫСОЦКОГО

И вовеки веков, и во все времена Трус,

предатель - всегда презираем, Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна - И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт - И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,- И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки - из прошлого тащим, - Потому, что добро остается добром - В прошлом, будущем и настоящем!