Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли,

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет

поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».
Слайд 3

Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина»


Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы».
Отцом

«термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого».
Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.
Слайд 4

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели,

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели,

но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Слайд 5

Разделение русской литературы на два направления Направления в литературе модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм



Разделение русской литературы на два направления

Направления в литературе

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

Слайд 6

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия



Историческая ситуация в России начала XX века

Последние годы XIX

столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Слайд 7

I. НАЧАЛО 1890-Х – 1905 ГОД 1892 год. Свод законов Российской

I. НАЧАЛО 1890-Х – 1905 ГОД

1892 год. Свод законов Российской империи:

«обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной»
Быстрыми темпами развивается промышленное производство.
Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.
1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми.

1896 год. Император Николай Второй.
Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры

Слайд 8

РЕВОЛЮЦИИ Исторические потрясения начала 20века 1905 1917 Февральская буржуазно-демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция

РЕВОЛЮЦИИ

Исторические потрясения начала 20века

1905
1917

Февральская буржуазно-демократическая революция

Октябрьская социалистическая революция

Первая русская революция

Слайд 9

Символизм Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб , В. Брюсов, К.

Символизм

Д. Мережковский,
З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,
В. Брюсов, К. Бальмонт,
А. Блок,

А. Белый,

1870-1920-е гг.

От гр. symbolon - знак, символ.

Слайд 10

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Слайд 11

ИСТОКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА Франция 1860-70-е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль

ИСТОКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

Франция 1860-70-е годы.

Артюр Рембо

Поль Верлен

Шарль Бодлер

Стефан Малларме

Основатель

символизма – Шарль Бодлер
Слайд 12

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ 1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ

1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о

новых течениях современной русской литературы».
Модернизм получает теоретическое обоснование.
Три основных элемента «нового искусства»:
мистическое содержание,
символизация
«расширение художественной впечатлительности»

1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны».
Литература по воздействию должна быть приближена к музыке.
Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Слайд 13

Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный. Возрождение

Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.
Возрождение сонета, рондо, терцины…

ОСОБЕННОСТЬ

ПОЭТИКИ

Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный

Цветовая символика

синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…


белый – идеал, женственность, любовь, мечта…

жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение…

чёрный – тайна, двойственность…

красный – кровь, катастрофа…

Слайд 14

СИМВОЛ образ, имеющий безграничное количество значений «Символ только тогда истинный, когда

СИМВОЛ

образ, имеющий безграничное количество значений
«Символ только тогда истинный, когда он

неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)
«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)
передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире;
образ, требующий от читателя сотворчества.
«Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)

М. Врубель. Роза

Слайд 15

ОСОБЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни,

ОСОБЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ

Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а

не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души»)
В. Соловьев.
Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

К. Сомов «Синяя птица».1918

Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

Слайд 16

Старшие символисты 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение

Старшие символисты

1903 Брюсов «Ключи тайн» :
Цель искусства – выражение

«движения души» поэта, тайн человеческого духа
Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.
Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

В. Брюсов

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

Слайд 17

МЛАДОСИМВОЛИСТЫ 1900ГГ.-РУБЕЖ ВЕКОВ Философия Владимира Соловьева …Мы подошли – и воды

МЛАДОСИМВОЛИСТЫ 1900ГГ.-РУБЕЖ ВЕКОВ

Философия Владимира Соловьева

…Мы подошли – и воды синие
Как

две расплеснутых стены.
И вот в дали белеет скиния,
И дали мутные видны…

божественное единство Вселенной
Душа мира – Вечная Женственность
Общество построено на духовных началах

В. Иванов

А. Белый

А. Блок

Слайд 18

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
Мотив ожидания

грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
Эклектичность , противоречивость
В центре внимания – вопросы о судьбах России

Младосимволисты

Слайд 19

СИМВОЛИЗМ Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в

СИМВОЛИЗМ

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.
«Старшие

символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб  и др.
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов  и др.
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 20

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность. Научили русскую

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА

Символисты придали поэтическому слову
    подвижность и многозначность.    
Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Попытались создать новую философию культуры.
Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
Сделали искусство более личностным.

Слайд 21

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)

Акмеизм
(от греч. аkme – высшая степень,
вершина, цветение, цветущая пора)

Н. Гумилёв
А.

Ахматова
О. Мандельштам
Слайд 22

АКМЕИЗМ ВОЗНИК В РОССИИ В 1910-Х ГГ. КАК ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИМВОЛИЗМА

АКМЕИЗМ ВОЗНИК В РОССИИ В 1910-Х ГГ. КАК ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИМВОЛИЗМА

Слайд 23

АКМЕИЗМ Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость,

АКМЕИЗМ

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно

из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. 
Слайд 24

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАНИФЕСТ Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма» 1913 год. Статья Н.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАНИФЕСТ

Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма»

1913 год. Статья Н. Гумилёва

«Наследие символизма и акмеизм»

Статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»

Слайд 25

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

Предметность и четкость образов («прекрасная ясность»)
Отточенность деталей, создающих конкретную картину
Не «зыбкие

слова» , а слова «с более устойчивым содержанием»
Жанр- мадригал
Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими.
Отказ от таинственности, туманности, многозначности.
Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.
Слайд 26

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному,

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА


- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение;
- предметность и четкость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 27

МИРОВОСПРИЯТИЕ Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать

МИРОВОСПРИЯТИЕ

Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их

при помощи точных и понятных образов.
Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров

К.М. Рерих «Заморские гости». 1901

«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё» (С. Городецкий)

Слайд 28

ПРЕДСТАВИТЕЛИ «Цех поэтов» Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий

ПРЕДСТАВИТЕЛИ


«Цех поэтов»

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

С. Городецкий

Акмеизм выделился из символизма.

Критикует туманность языка символистов.
Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов.
Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова
Слайд 29

АКМЕИСТЫ Гумилёв Н. Ахматова А. Мандельштам О. Городецкий С.

АКМЕИСТЫ

Гумилёв Н.

Ахматова А.

Мандельштам О.

Городецкий С.

Слайд 30

КРИЗИС СИМВОЛИЗМА. 1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского

КРИЗИС СИМВОЛИЗМА.

1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма»
1911

год. Появляется самое радикальное направление , отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм.
В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.

III. 1911 – 1920-е годы

В Хлебников

В. Маяковский

И. Северянин

Слайд 31

Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.Маяковский В.Хлебников И.Северянин 1912-1916 годы

Футуризм
(от лат. futurum – будущее)

В.Маяковский
В.Хлебников
И.Северянин

1912-1916 годы

Слайд 32

Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

Слайд 33

ФУТУРИЗМ Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных

ФУТУРИЗМ

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х

гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего»
Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. 
Слайд 34

ИСТОКИ РУССКОГО ФУТУРИЗМА Италия. 1909 год Ф. Маринетти «Манифест футуризма»: отказ

ИСТОКИ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

Италия. 1909 год
Ф. Маринетти «Манифест футуризма»:
отказ от традиционных

эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы

«До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака».

«Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...»

смелость, дерзость, бунт

«Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…»

литературные эксперименты

Слайд 35

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ

Отвергают литературную традицию

Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в

его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

1912 год. «Пощечина общественному вкусу»

«Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности».

Создают искусство заново

Слайд 36

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФУТУРИЗМА Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФУТУРИЗМА

Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и

традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
Отношение к реальности: революционное преображение.
Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
Близкий род искусства: живопись.

6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

Слайд 37

ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА Эксперименты со структурой языка «заумь» Магический смысл звуков: [ч]

ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА

Эксперименты со структурой языка «заумь»
Магический смысл звуков:
[ч] – «оболочка чего-либо»

- чулок, чашка, череп, чемодан…
Конструирование новых слов (окказионализмы).
Слова превращались в визуальные знаки
Слайд 38

Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур

Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р

л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).

Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Слайд 39

МИРОВОСПРИЯТИЕ Мир будущего («будетляне») Воспевание технологического прогресса, индустриального города Преклонение перед

МИРОВОСПРИЯТИЕ

Мир будущего («будетляне»)
Воспевание технологического прогресса, индустриального города
Преклонение перед действием, движением,

скоростью, силой и агрессией
Поэт – творец мира, языка.

К. Малевич. Точильщик

Слайд 40

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

Отрицание ценности классической литературы.
Культ техники, индустриализации.
Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как

основные средства достижения популярности.
Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык.
Отказ от традиций.
Разрушение существующей системы жанров.
Слайд 41

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций,

попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; 
культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
Слайд 42

ФУТУРИСТЫ Маяковский В. Северянин И. Введенский А. Хлебников В.

ФУТУРИСТЫ

Маяковский В.

Северянин И.

Введенский А.

Хлебников В.

Слайд 43

С. Есенин А. Мариенгоф Имажинизм от англ. и фр. image – образ

С. Есенин
А. Мариенгоф

Имажинизм

от англ. и фр. image – образ

Слайд 44

Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации

Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
Поедание образом смысла.
Против политизации искусства.
Используется свободный

стих.

Имажинизм

В. Шершеневич

С. Есенин

А. Мариенгоф

Слайд 45

Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и

Литературные манифесты

Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое

творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).