Серебряный век русской поэзии. Тоническая система стихосложения

Содержание

Слайд 2

Основные направления и представители Символизм (1890-е – 1910): Старшие символисты -

Основные направления и представители

Символизм (1890-е – 1910):
Старшие символисты - Константин БАЛЬМОНТ,

Валерий БРЮСОВ, Зинаида ГИППИУС и Дмитрий МЕРЕЖКОВСКИЙ.
Младшие символисты (младосимволисты) – Александр БЛОК, Андрей БЕЛЫЙ, Вячеслав ИВАНОВ.
Слайд 3

Акмеизм (кларизм, адамизм) (1910 – 1913/15) Николай Степанович ГУМИЛЁВ, Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ Анна Андреевна АХМАТОВА

Акмеизм (кларизм, адамизм) (1910 – 1913/15)

Николай Степанович ГУМИЛЁВ,
Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ
Анна Андреевна

АХМАТОВА
Слайд 4

Футуризм (1910 – 1920-е) Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Давид БУРЛЮК Игорь СЕВЕРЯНИН

Футуризм (1910 – 1920-е)

Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
Давид БУРЛЮК
Игорь СЕВЕРЯНИН

Слайд 5

Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921) Поэма «Двенадцать», Три сборника, три

Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921)

Поэма «Двенадцать»,
Три сборника, три периода творчества, трилогия

вочеловечения.
Стихи о Прекрасной даме,
Фаина, Незнакомка
Кармен
Слайд 6

Слайд 7

Валерий Яковлевич БРЮСОВ (1873 – 1924) русский поэт, прозаик, драматург, переводчик,

Валерий Яковлевич БРЮСОВ (1873 – 1924)

русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед,

литературный критик и историк.
Один из основоположников русского символизма.
Слайд 8

ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На

ТВОРЧЕСТВО

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски 1,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1 марта 1895
1 беседки (франц. kiosque).

Слайд 9

Проза и критика «Гипербола и фантастика у Гоголя» (1909) «Новые течения

Проза и критика

«Гипербола и фантастика у Гоголя» (1909)
«Новые течения в русской

поэзии» [1913]
«Сегодняшний день русской поэзии» [1912]
«О искусстве» [1899]
«Истины. Начала и намеки» [1901]
«Ключи тайн» [1903]

роман «Огненный ангел» (1908),
Рассказы: «Бемоль», «Республика Южного Креста», «Теперь, - когда я проснулся...» (Записки психопата), «Ночное путешествие», «Восстание машин».

Слайд 10

Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ (1867 – 1942) Русский поэт-символист, переводчик и эссеист

Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ (1867 – 1942)

Русский поэт-символист, переводчик и эссеист

Слайд 11

К СЛАВЯНАМ Славяне, вам светлая слава За то, что вы сердцем

К СЛАВЯНАМ

Славяне, вам светлая слава
За то, что вы сердцем открыты,
Веселым младенчеством

нрава
С природой весеннею слиты.
К любому легко подойдете,
С любым вы смеетесь, как с братом,
И все, что чужого возьмете,
Вы топите в море богатом.
Враждуя с врагом поневоле,
Сейчас примириться готовы.
Но если на бранном вы поле -
Вы тверды и молча-суровы.

И, снова мечтой расцвечаясь,
Вы - где-то, забывши об узком,
И светят созвездья, качаясь,
В сознании польском и русском.
Звеня, разбиваются цепи,
Шумит, зеленея, дубрава,
Славянские души - как степи,
Славяне, вам светлая слава!
Аллитерация – шум степного ветра (с – ш- ст), звон цепей (з – зб – тс - ц)

Слайд 12

Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути

Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем

лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном! Будем, как солнце всегда - молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как солнце, оно - молодое. В этом завет красоты!
Слайд 13

Стихотворные размеры Силлабо-тоника (регулярные метры, ровные схемы, не расшатаны) Считаем ударные

Стихотворные размеры

Силлабо-тоника (регулярные метры, ровные схемы, не расшатаны)
Считаем ударные и безударные

слоги
Ямб 2 4 6 8 10
Хорей 1 3 5 7 9
Дактиль 1 4 7 10
Анапест 3 6 9 13
Амфибрахий 2 5 8 11

Тоническая система стихосложения
(нерегулярные метры, расшатаны)
Считаем количество безударных слогов между ударениями
Дольник 1/2 (самый нерасшатанный)
Тактовик 0/3 (более расшатан)
Акцентный стих 0/5, 0/6 (сильно расшатан)

Слайд 14

Стопа как элемент ритма Ямб – u Хорей u – Бывает

Стопа как элемент ритма

Ямб – u
Хорей u –
Бывает стопа, в которой

лишнее ударение (внеметрическое) или пропуск ударения:
В двухсложных размерах это
Пиррихий - -
Спондей uu

В трехсложных размерах такое тоже бывает, и обычно на схеме это сразу видно. Просто в местах, где безударный слог, может появиться ударение.
Но схема должна вписываться в рамки размера.
Если нет – перед нами тоническая система

Слайд 15

Как считать размер? 1. Поставить ударения и написать схему, в которой

Как считать размер?

1. Поставить ударения и написать схему, в которой цифрами

обозначить ударные слоги.
2. Посмотреть, какому размеру (двухсложному или трехсложному) такая схема соответствует. Это – для силлабо-тонических размеров.

3. Если ни одна строка в схему не вписывается – это тоническая система стихосложения. Тогда рядом рисуем схему, на которой будем считать безударные слоги
4. Считаем безударные слоги в пределах между анакрузой и клаузулой. Это и будет наш интервал, по которому определяется размер в тонической системе.

Слайд 16

Анакруза – это начало стихотворной строки до первого ударения. Клаузула –

Анакруза – это начало стихотворной строки до первого ударения. Клаузула – это

конец стихотворной строки после последнего ударения. Т. е. рифма. (женская (ударение на предпоследний слог), мужская (ударение на последний слог), дактилическая или гипердактилическая) стопа – элемент ритма
Слайд 17

Считаем стихотворение «Будем как солнце» - u u – u u

Считаем стихотворение «Будем как солнце»

- u u – u u

– u u -
- u u – u u – u u - u
- u u - u u – u u - u
- u u - u u - u u - u
- u u - u u - u u -
- u u - u u – u u - u
- u u – u u -

1 4 7 10
1 4 7 10
1 4 7 10
1 4 7 10
1 4 7 10
1 4 7 10
1 4 7
Схема дактиля, 4/3 стопный дактиль.
7-мистишие
Рифмовка: аВВВаВа

Слайд 18

Пример тонической системы (Цветаева) Двух - жарче меха! рук - жарче

Пример тонической системы (Цветаева)

Двух - жарче меха! рук - жарче пуха!
Круг

- вкруг головы.
Но и под мехом - неги, под пухом
Гаги - дрогнете вы!
Даже богиней тысячерукой
- В гнезд, в звезд черноте -

Как ни кружи вас, как ни баюкай
- Ах!- бодрствуете...
Вас и на ложе неверья гложет
Червь (бедные мы!).
Не народился еще, кто вложит
Перст - в рану Фомы.