Серебряный век русской поэзии. Введение

Содержание

Слайд 2

Модернизм (фр.-новейший, современный)- художественно- эстетическая система, сложившаяся в начале XX века,

Модернизм (фр.-новейший, современный)- художественно- эстетическая система, сложившаяся в начале XX века,

характеризующаяся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью.
Символизм (греч.- символ, знак)- направление в искусстве 1840-1910 годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени. Для символизма характерна поэтика намека и иносказания, создание картины идеального мира, музыкальность и легкость слога.
Акмеизм (греч.- высшая степень чего-либо, цветущая сила)- модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятия мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Футуризм (от лат. будущее) – модернистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
Слайд 3

Цель творчества поэтов-модернистов Символизм Акмеизм Футуризм Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции

Цель творчества поэтов-модернистов

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Возвращение поэзии ясности,
вещности

Вызов традиции

Слайд 4

Особенности литературных направлений Неприятие реальности Безусловное приятие реальности Революционное преображение реальности Отношение к реальности

Особенности литературных направлений


Неприятие
реальности

Безусловное
приятие
реальности

Революционное
преображение
реальности

Отношение к реальности

Слайд 5

Особенности литературных направлений Отношение к слову Понимание слова как многомысленного послания

Особенности литературных направлений

Отношение к слову

Понимание слова
как многомысленного
послания

Стремление придать
слову определенное
точное значение

Интерес

к словесным
деформациям,
создание неологизмов
Слайд 6

Особенности литературных направлений Отношение к предшествующим культурам Интерес к древним культурам,

Особенности литературных направлений


Отношение к предшествующим культурам

Интерес к древним
культурам,
средневековью

Интерес к
предшествующей
культуре,

ее
традициям

«Разрыв» с
традицией,
революционное
новаторство
в поэзии.

Слайд 7

Что такое символизм? Итак, что же такое символизм? Философское учение? Культурное

Что такое символизм?

Итак, что же такое символизм?
Философское учение? Культурное

движение? Образ мыслей? В работе «Русская идея» Н.А.Бердяев писал: «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».
Лидером русского символизма стал Валерий Брюсов, вокруг которого сплотились его единомышленники, так называемые «старшие символисты».
Социальные, гражданские темы были отодвинуты символистами.
На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Слайд 8

В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма-младосимволисты». В отличие

В 1900-е годы оформилось
новое течение в рамках
символизма-младосимволисты».
В отличие от «старших


символистов» , которые понимали символизм как литературную школу, «младосимволисты» считали символизм целостным мировоззрением, формой жизненного поведения.

Александр Блок (1880-1921)

Андрей Белый (1880-1934)


Слайд 9

Экзистенциализм ( философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как

Экзистенциализм ( философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как

жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Слайд 10

Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 годов и генетически

Акмеизм

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 годов и генетически было

связано с символизмом.
Во главе акмеистов становится Николай Гумилев. Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции.
В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира. Герои Гумилева отличаются свежестью мировосприятия, силой страсти, силой воли и мужеством.
Слайд 11

Футуризм Одновременно с акмеизмом возникает другое модернистское течение- футуризм. Русские футуристы

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникает другое модернистское течение- футуризм. Русские футуристы рассматривали

искусство как важнейшее средство отражения тенденций эпохи, преобразование мира и человека, созидание новой реальности. То есть, по мнению футуристов, искусство играет преобразующую и созидающую роль. Однако прошлое они рассматривали лишь как «собрание окаменелых ценностей». По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных.
Владимир Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Своим даром Владимир Маяковский выразил пафос эпохи.
Слайд 12

Заключение Минули десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым

Заключение

Минули десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и

будущим России.
Но по словам известного теоретика Европейской культуры В. Вейдле «…как бы мы строго не судили то, что было создано за эти двадцать
лет, нам придется их признать
одной из вершин русской культуры».