- Главная
- Литература
- Александр Александрович Блок, третий том. Страшный мир
Содержание
- 2. «Страшный мир»(1909-1916) «Страшный мир», как назван один из важнейших циклов поэта, — это не только окружающая
- 3. Анализ стихотворения Блока «В ресторане» Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза
- 4. «Возмездие»(1908-1913) Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от
- 5. “О доблестях, о подвигах, о славе...” О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной
- 6. «Ямбы»(1907-1914) Цикл «Ямбы» снова символизирует для А. Блока одно из явлений нового мира, нового космоса, потому
- 7. «Итальянские стихи»(1909) В 1909 году вышел в свет цикл «Итальянские стихи», написанный Блоком во время путешествия
- 8. «Разные стихотворения» (1908-1916) Раздел «Разные стихотворения» (1908) содержит действительно «разные» по своему содержанию стихи, которые посвящены
- 9. «Арфы и Скрипки»(1908-1916) «Арфы и скрипки» - название этого цикла связано с блоковской концепцией музыки как
- 10. «Кармен»(1914) В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти стихотворений. Он посвящен певице
- 11. Как океан меняет цвет, Когда в нагромождённой туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под
- 12. «Соловьиный сад»(1915) Поэма «Соловьиный сад» (1914-1915) - новый шаг Блока в осмыслении жизни и места человека
- 13. «Родина»(1907-1916) Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после произведений, посвящённых Кармен, Любови
- 15. Скачать презентацию
«Страшный мир»(1909-1916)
«Страшный мир», как назван один из важнейших циклов поэта, —
«Страшный мир»(1909-1916)
«Страшный мир», как назван один из важнейших циклов поэта, —
Анализ стихотворения Блока «В ресторане»
Принято считать, что у Александра Блока была
Анализ стихотворения Блока «В ресторане»
Принято считать, что у Александра Блока была
Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам. Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд питерской богемы, участвуя в первых показах мод, выступая в театре Веры Комиссаржевской и даже являясь примой кабаре «Бродячая собака». Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную. Тем не менее, в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане», созданное в своей обычной символистической манере. В этом произведении Блок в очередной раз продемонстрировал свой дар провидца, словно бы предчувствуя, что Ольге Судейкиной предстоит сыграть свою роль в его непростой жизни.
В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу. Конечно же, он узнал в таинственной незнакомке Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала в компании с одним из своих многочисленных поклонников. Ее реакцию на подарок поэт описывает следующим образом: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко ты сказала: «И этот влюблен». Однако на самом деле все обстояло совершенно иначе. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу, осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего. В первую очередь их связывал неудачных брак, так как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.
В своем стихотворении «В ресторане» Александр Блок отмечает, что именно в этот вечер между ним и героиней его произведения возникла некая духовная близость, которая не имела ничего общего с чувствами. «Но была ты со мной всем презрением юным, чуть заметным дрожаньем руки…», — написал поэт. При этом он подчеркнул, что в течение всего вечера Ольга Судейкина украдкой бросала на него взгляды «и, бросая, кричала – «Лови!». И если поначалу в этих взглядах читалось лишь любопытство, смешанное с легким презрением, то впоследствии они стали более теплыми и нежными. Но Ольга Судейкина не стала героиней очередного романа поэта, хотя они продолжали встречаться на закрытых богемных вечеринках, наблюдая друг за другом со стороны. Со временем актриса стала для Александра Блока самым близким и преданным другом, с которым он мог поделиться своими самыми сокровенными мыслями. И именно эти взаимоотношения предсказал поэт в своем стихотворении, словно бы предвидя, что, потеряв жену, он обретет душевное спокойствие и равновесие лишь благодаря этой удивительной женщине, которая оставалась его самым близким человеком до самой смерти.
«Возмездие»(1908-1913)
Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание,
«Возмездие»(1908-1913)
Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание,
“О доблестях, о подвигах, о славе...”
О доблестях, о подвигах, о
“О доблестях, о подвигах, о славе...” О доблестях, о подвигах, о
Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом», в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — цвет измены).
«Ямбы»(1907-1914)
Цикл «Ямбы» снова символизирует для А. Блока одно из явлений нового
«Ямбы»(1907-1914)
Цикл «Ямбы» снова символизирует для А. Блока одно из явлений нового
«Итальянские стихи»(1909)
В 1909 году вышел в свет цикл «Итальянские стихи», написанный
«Итальянские стихи»(1909)
В 1909 году вышел в свет цикл «Итальянские стихи», написанный
«Разные стихотворения» (1908-1916)
Раздел «Разные стихотворения» (1908) содержит действительно «разные» по своему
«Разные стихотворения» (1908-1916)
Раздел «Разные стихотворения» (1908) содержит действительно «разные» по своему
«Арфы и Скрипки»(1908-1916)
«Арфы и скрипки» - название этого цикла связано с
«Арфы и Скрипки»(1908-1916)
«Арфы и скрипки» - название этого цикла связано с
«Кармен»(1914)
В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти
«Кармен»(1914)
В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти
Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так
Как океан меняет цвет, Когда в нагромождённой туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так
В стихотворении поэт рассказывает о чувствах, которые вспыхивают у него при появлении возлюбленной. Раскрыть переживания лирического героя помогают такие образы-символы, как океан, туча, мигнувший свет (молния) , сердце, гроза, слезы счастья. Автор сопоставляет внутренне состояние человека со стихией, потому что в момент, когда влюбленный видит свою возлюбленную, то внутри всё бушует, становится таким же непредсказуемым, как и стихия. Любовь для поэта - это переживания и волнения перед встречей с любимой, бушующие эмоции и чувства внутри, которые невозможно контролировать.
«Соловьиный сад»(1915)
Поэма «Соловьиный сад» (1914-1915) - новый шаг Блока в осмыслении
«Соловьиный сад»(1915)
Поэма «Соловьиный сад» (1914-1915) - новый шаг Блока в осмыслении
«Родина»(1907-1916)
Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после
«Родина»(1907-1916)
Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после