Символизм. Основы эстетики символистов

Содержание

Слайд 2

План: 1. Определение 2. Истоки символизма 3. Символизм в Европе 4.

План:

1. Определение
2. Истоки символизма
3. Символизм в Европе
4. Символизм в России
5. Черты

символизма
Слайд 3

Символизм (фр. — symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета)

Символизм (фр. — symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) –

это направление в европейском и русском искусстве конца 19 – нач. 20 вв., объявившее основным приемом использование символа
Слайд 4

Одним из наиболее значимых произведений для символистов стал сборник Шарля Бодлера

Одним из наиболее значимых произведений для символистов стал сборник Шарля Бодлера

«Цветы зла» (Le Fleurs du mal, 1857 г.).
Бодлера многие специалисты относят к поэтам романтизма, но именно в его творчестве впервые появилась идея о соответствии цветов, запахов и звуков, которая в дальнейшем станет одним из важнейших принципов символизма.
Помимо этого, даже название одной из частей сборника «Сплин и идеал» (Spleen et Idéal) относит читателя к литературе декаданса.
Слайд 5

Основы эстетики символистов сложились в конце 60-х – 70 –х гг.

Основы эстетики символистов сложились в конце 60-х – 70 –х

гг. в творчестве французских поэтов. П. Верлен С. Малларме А.Рембо
Слайд 6

Ж. Мореас «Литературный манифест. Символизм». 18 сентября 1886 в «Фигаро»; еще

Ж. Мореас «Литературный манифест. Символизм».

18 сентября 1886 в «Фигаро»; еще в

августе 1885 Мореас на основе знакомства со стихами П.Верлена, С.Малларме и опекаемых им с 1880 авторов утверждал, что «так называемые декаденты прежде всего ищут в своем творчестве Идею сущего и Символ непреходящего».
Жан Мореас объединяет в единое целое принципы, выработанные плеядой талантливых и смелых поэтов, от Шарля Бодлера до самого Жана Мореаса.
Слайд 7

Основа символизма по Ж. Мореасу: Символ. «Символистская поэзия пытается одеть идею

Основа символизма по Ж. Мореасу:

Символ. «Символистская поэзия пытается одеть идею

в осязаемую форму». Эта форма — символ. Не художественный образ, как раньше, еще в поэзии романтизма, а именно символ — многозначный, не очевидный, порой кажущийся неуместным или не истолковываемым.
Ритм. «Музыки — прежде всего другого»,— писал Поль Верлен. Символисты много экспериментировали со звуковой подачей стихотворений.
Артюр Рембо посвятил символизму и образности звуков стихотворение «Гласные» (Voyelles):
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных…
Слайд 8

Символизм в России Принято считать первым течение модернизма. Основа – разрыв

Символизм в России

Принято считать первым течение модернизма.
Основа – разрыв связей искусства

с реальной действительностью.
1884 Минский «Старинный спор»: поэзия должна создавать новый мир.
«Я цепи старые свергаю, Молитвы новые пою».
Мережковский - один из родоначальников символической школы.
Слайд 9

Этапы развития русского символизма I этап: 1890 – 1900 (старшие символисты)

Этапы развития русского символизма I этап: 1890 – 1900 (старшие символисты) Д.

Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус Ф. Сологуб.

Впервые слово символизм прозвучалj в лекции Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892. В ней называются основной принцип литературы символизма: мистические содержание + символичность образа. Новая поэзия должна стать поэзией символа.
Заявления о самоценности красоты и свободе художника.
Цель поэта – упоение красотой, а не служение гос-ву.
Лозунг: искусство ради искусства.
Поэтика недосказанности.
Черты:
Уход в ирреальность
Интерес к мистике
Недосказанность
Поэта не волнуют бытийные темы или проблемы.

Слайд 10

II этап: 1900– 1910 (младшие символисты) А. Блок, А. Белый, В.

II этап: 1900– 1910 (младшие символисты) А. Блок, А. Белый, В.

Иванов, В. Соловьев. Период войн и революций. Расцвет русского символизма

17 октября 1905 года - свободf слова и печати.
Темы – бытийные, связанные с реальными событиями.
Революция – бессмысленная стихия, разрушающая все на своем пути. Поэтому мотивы огня, пожара, метели, ветра.
Русский символизм достигает настоящей зрелости. В литературе появляется второе поколение символистов. Младосимволисты.
Младшие стремились подчинить искусство более общим жизненным задачам.
На первый план: вопросы о жизни и судьбах России.
Проблемы: народ, интеллигенция, революция.
Лозунг: красота спасет мир.
Черты:
Преодоление разрыва реальности с ирреальностью.
Интерес к романтике
Поэт-преобразователь Вселенной.

Слайд 11

III этап: 1910– 1917 Период зрелости и кризисного угасания В конце

III этап: 1910– 1917 Период зрелости и кризисного угасания

В конце 1909 года

одновременно закрылись два ведущих символистских журнала «Весы» и «Золотое руно».
В 1910 году дали о себе знать направления, которые встали во враждебную выбранную позицию к символизму и друг к другу - акмеизм и футуризм.
В этот период отворачиваются от символизма и уходят в акмеизм и футуризм.
На рунах символизма возникает акмеизм (преодолевшие символизм)
Слайд 12

Особенности символизма: Объединяющее начало – искусство, «земное подобие творчества божественного» Ключевое

Особенности символизма:

Объединяющее начало – искусство, «земное подобие творчества божественного»
Ключевое понятие –

символ – многозначное иносказание
Символ является полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов
Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности
Символ – категория поэтики, связующее звено между материальной и идеальной, чувственной и рациональной, рассудочной и интуитивной сферой человеческой жизнедеятельности
Обостренное внимание к поиску роли личности и истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса»
Туманность и намеки в лирике
Символизм – «окно в бесконечность»
Центры русских символистов:
«Скорпион», «Гриф», «Мусагет» - издательства
«Весы», «Золотое руно», «Мир искусства» - журналы
Слайд 13

Принципы символизма в лирике: Двоемирие (от романтизма) Иерархия мира: Низший мир=

Принципы символизма в лирике:

Двоемирие (от романтизма)
Иерархия мира:
Низший мир= бытовой, реальный

Он познаваем с помощью логики.
Верхний мир = ирреальный. Недостижимые и непостижимый. Аллогичный, мистический, загадочный. Мир непознаваем, к нему можно только приблизиться с помощью вдохновения.
Между этими мерами и находиться поэт символист. Лодочник, посредник между землей и небом, высшим и низший. С помощью символа, ключа, можно понять мир.
Эффект зеркала (грань между мирами)
Использование звуковых и ритмических оформлений (ассонансы, аллитерация)
Недосказанность, образность, многозначность образа
Герой – избранный, имеет доступ к тайне мира.
Используют различные жанры (эпические и лирические)
Мифотворчество
Символ-слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир
Пытается создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство объединяющим людей.