Содержание
- 2. На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют
- 3. Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на рубеже
- 4. Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
- 5. Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
- 6. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше
- 7. Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В.
- 8. Кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности,
- 9. Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской
- 10. Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько
- 11. Жизнь Смерть Бог Основные темы символистов
- 12. Отображение жизни каждой души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Новаторство поэтического
- 13. Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности); Противопоставление социального и индивидуального; Утверждение равнозначности реального и идеального;
- 14. Поэзия символизма Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon —
- 15. Поль Верлен Искусство поэзии О музыке на первом месте! Предпочитай размер такой, Что зыбок, растворим и
- 16. Артюр Рембо В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на
- 17. Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к
- 18. Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. В основе
- 19. Повышенное внимание к проблеме личности и истории, к внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных
- 22. 80 - 90-е гг XIX века
- 23. Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В
- 24. Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов
- 25. Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский «Апокалиптические» настроения парадоксально
- 26. Течение возникло в конце 1900-х гг. Младосимволизм А. Блок Вяч. Иванов Эллис
- 27. Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение имеет лишь то, что находится
- 28. Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов»
- 29. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934гг.) Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных
- 30. Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в
- 31. Акмеизм Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из
- 32. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С.
- 33. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической
- 34. Сергей Городецкий Налегла и дышать не даёт Эта злобная, тёмная ночь. Мне её ни с земли,
- 35. Николай Гумилёв Сонет Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и
- 36. Владимир Нарбут Встреча Тебя забыл я... И какою Ты предо мной тогда прошла, Когда к вечернему
- 37. Анна Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой
- 38. Осип Мандельштам На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Берёзы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор
- 39. Футуризм Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений в России (кубофутуризм)
- 40. Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство,
- 41. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века.
- 42. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем не представляет больше абсолютно
- 43. Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве –
- 44. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были
- 45. Кубофутуризм Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить
- 46. "Гилея"* – первая футуристическая группа. Они называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне" (это название предложил В.Хлебников).
- 47. Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник "Садок судей". Идея исчерпанности культурной традиции прежних
- 48. Один из основоположников течения, В.Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Он писал: "Найти,
- 49. Особое значение они придавали словотворчеству, "самовитому слову". В программной статье "Слово как таковое" были приведены заумные
- 50. Давид Бурлюк Лето Ленивой лани ласки лепестков Любви лучей лука Листок летит лиловый лягунов Лазурь легка
- 51. Велимир Хлебников Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
- 52. Эгофутуризм Эгофутуризм"( в переводе с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью русского футуризма, но кроме
- 53. В отличие от кубофутуристов, имевших чёткие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в
- 54. Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью
- 55. Имажинизм Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературно- художественное течение, возникшее в России
- 56. Основные признаки имажинизма: главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие
- 57. Одним из организаторов и признанным идейным лидером имажинистов в России был В.Шершеневич. Известный как теоретик и
- 58. В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: "Имажинисты", "Чихи-пихи" и "Сандро", известное литературное кафе
- 59. Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло
- 60. Вадим Шершеневич (1893 – 1942) Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви,
- 61. Разрабатывал акцентный стих параллельно с Маяковским. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе
- 62. Тост всемыкакбудтонароликах сВалитьсялегконосейчас мчАтьсяивеселОисколько дамЛорнируютоТменнонас нашгЕрБукрашенликёрами имыдеРзкиедушАсьшипром ищемЮгИюлявоВсёмформу мчаСилоЮоткрыТоклиппер знОйнознаемчтОвсеюноши иВсепочтиговоРюбезусые УтверждаяэточАшкупунша пьёмсрадостьюзабрюсова
- 63. Анатолий Мариенгоф Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы: –
- 66. Литературные объединения (литература начала 20века)
- 67. Ничевоки Одно из четырёх самых значительных последних модернистских объединений 20-х годов – ничевоки. Эта литературная группа
- 68. Оценивая состояние литературы, ничевоки признавали жизненным направлением творчества лишь имажинизм; о себе в первом декрете они
- 69. Дадаизм (фр. dadaisme от dada – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском, преимущественно французском
- 70. В 1921 году вышла московская Декларация ничевоков. Они провозгласили "отделение искусства от государства", а своё творческое
- 71. В поэзии ничевоки не оставили заметного следа, ибо даже самые способные из них (С.Мар, К.Эрберг, Р.Рок)
- 72. Конст.Эрберг – псевдоним Костантина Александровича Сюнненберга, поэта, философа, теоретика искусства, известного своими работами по теории творчества
- 73. СУСАННА МАР (1890 – 1965) Поэтесса и переводчица Сусанна Георгиевна Чалхушьян, писавшая под псевдонимом Сусанна Мар,
- 74. Рюрик Рок (псевдоним Рюрика Юрьевича Геринга) – лидер литературной группы "Ничевоки", был одной из самых ярких
- 75. "Центрифуга" Одно из поэтических течений Серебряного века – московская футуристическая группа "Центрифуга", образовавшаяся в январе 1914
- 76. Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения
- 77. Николай Асеев Фантасмагория Н.С.Гончаровой Летаргией бульварного вальса усыплённые лица подёрнув, в электрическом небе качался повернувшийся солнечный
- 78. Борис Пастернак Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я
- 79. "Мезонин поэзии" Ещё одна из разновидностей русского футуризма – поэтическое объединение "Мезонин поэзии", созданное в 1913
- 80. Эта группа пыталась повторить успех "Гилеи" и противопоставить себя ей в литературе. Но в "Мезонине поэзии"
- 81. Рюрик Ивнев Я надену колпак дурацкий И пойду колесить по Руси, Вдыхая запах кабацкий... Будет в
- 82. Сергей Третьяков Лифт Вы в темноте читаете, как кошка, Мельчайший шрифт. Отвесна наша общая дорожка, Певун-лифт.
- 83. Константин Большаков Осененочь Ветер, небо опрокинуть тужась, Исслюнявил мокрым поцелуем стёкла. Плащ дождя срывая, синий ужас
- 84. "Лирический круг" В 1920-х годах в России начала формироваться новая пролетарская культура, которой классово чуждые –
- 85. Все участники относились к разным поэтическим течениям. Была разработана программа, намечены "цели и задачи", подведена теоретическая
- 86. "Лирический круг" был уничтожен ревнителями пролетарского "стихотворчества" в мгновение ока. Уже осенью С.Парнок пишет М.Волошину о
- 87. София Парнок Паук заткал мой тёмный складень, И всех молитв мертвы слова, И обезумевшая за день
- 88. Константин Липскеров Пустыня, ширь! Пустыня, по которой Прошли и стали караваны скал, Где ветер, то медлительный,
- 89. "Сатирикон" Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон". Здесь
- 90. Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и
- 91. В мае 1913 года в журнале произошёл раскол. Был основан журнал "Новый Сатирикон", успешно существовавший до
- 92. Тэффи Н.М.Минскому Есть у сирени тёмное счастье – Темное счастье в пять лепестков! В грёзах безумья,
- 93. Саша Чёрный До реакции Пародия Дух свободы... К перестройке Вся страна стремится, Полицейский в грязной Мойке
- 94. Конструктивисты Конструктивисты в качестве самостоятельной литературной группы впервые заявили о себе в Москве весной 1922 года.
- 95. Изначально программа конструктивистов имела узко формальную направленность: на первый план выдвигался принцип понимания литературного произведения как
- 96. Конструктивисты выдвигают принцип "грузофикации" слова, т.е. максимальной его "уплотнённости". Это достигается при помощи "локальной семантики", заключающейся
- 97. Илья Сельвинский Рапорт Председателю Тройки Господину Долинину Ротмистра Брауде РАПОРТ Приказом коменданта в Кронштадтском Равелине На
- 98. Примечание И.С.Сельвинского: Конструктивная тема "Рапорта" – дать в насухо выжатой форме – эпопею, если под ней
- 99. Обэриуты Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме
- 100. Поэтика обэриутов основывалась на понимании ими слова "реальность". "Истинное искусство, – писал Хармс, – стоит в
- 101. Николай Заболоцкий Начало осени Старухи, сидя у ворот, Хлебали щи тумана, гари. Тут, торопяся на завод,
- 102. Поэты вне течений Протест против символизма, закат которого наметился к концу первого десятилетия ХХ века, не
- 103. Некоторые из них какое-то время принимали участие в деятельности отдельных групп, но не слились с ними
- 104. Иван Бунин Родине Не видно птиц. Покорно чахнет Лес опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко
- 105. Михаил Кузмин О, быть покинутым – какое счастье! Какой безмерный в прошлом виден свет – Так
- 106. Максимилиан Волошин Мы заблудились в этом свете. Мы в подземельях тёмных. Мы Одни к другому, точно
- 107. Живопись М.Волошина
- 109. Скачать презентацию