Содержание
- 2. В основу структуры литературных произведений литературоведы сегодня кладут разные понятия. Ведутся споры. Многие концепции взаимоисключают друг
- 3. Наиболее устойчивым является понятийная пара Форма Содер-жание
- 4. «что» предмет подражания «как» средства подражания Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях
- 5. В XIX веке понятия формы и содержания были обоснованы Гегелем.
- 6. В XX веке неоднократно оспаривали применимость терминов «форма» и «содержание» к художественным произведениям.
- 7. В наше время эта понятийная пара неизменно присутствует в теоретико-литературных трудах.
- 8. Представители формальной школы утверждали: понятие «содержания» для литературоведения излишне «форму» нужно сопоставлять с жизненным материалом, который
- 9. Ю.Н. Тынянов: «Форма – содержание = стакан – вино. Но все пространственные аналогии, применяемые к понятию
- 10. Ю.М. Лотман, поддерживая Тынянова, предложил взамен традиционных и, как он полагал, негативно значимых, однобоко «дуалистических» терминов
- 11. Структуралисты предлагали заменить «надоевшие» форму и содержание словами «знак и значение».
- 12. «Постструктуралистский» период выдвинул термины «текст и смысл».
- 13. Атака на «форму» и «содержание» ведётся около полувека. Но более удачных терминов, закрепившихся в литературоведении, пока
- 14. Содержание и форма расценивается как запутывающее анализ и нуждающееся в устранении. Но есть необходимость силой аналитического
- 15. Форма и содержание продолжают жить. Нередко берутся в иронические кавычки, предваряются словами «так называемые», или, заменяются
- 16. В теоретическом литературоведении, помимо двухкомпонентных теорий, бытуют и иные представления о составе литературных произведений.
- 17. Так, А.А. Потебня и его последователи выделяли три аспекта творений искусства: внешняя форма внутренняя форма содержание
- 18. Феноменологическое литературоведение (Р.Ингарден)
- 19. Дихотомический и многоуровневый подходы к произведениям искусства не исключают друг друга. Они совместимы и являются взаимодополняющими.
- 20. Немецкий философ Н. Гартман в «Эстетике» (1953) утверждал:
- 21. Художественное произведение трехмерному полупрозрачному предмет (шар, многоугольник или куб), который повернут к воспринимающим всегда одной и
- 22. Художественное произведение: «Передний», видимый план этого предмета обладает определенностью (хотя и не абсолютной). Это форма. «Задний»
- 23. Т.о. за основу будем брать традиционные понятия формы и содержания, без вульгаризаторских напластований, которые порождают недоверие
- 24. Форма и содержание – философские категории, актуальные для разных областей знаний.
- 25. «Форма» - (от лат. forma). Родственны др.-гр. morphe и eidos.
- 26. Слово «содержание» укоренилось в новоевропейских языках (content, Gehalt, contenu).
- 27. В античной философии форма противопоставлялась материи. Материя мыслилась как бескачественная и хаотическая, подлежащая обработке, в результате
- 28. В Средние века (Фома Аквинский): значение слова «форма» приближалось к смыслу слов «сущность», «идея», «Логос».
- 29. Аристотель: «Формой я называю суть бытия каждой вещи».
- 30. В философии Нового времени (особенно активно в XIX в.): понятие «материя» было оттеснено понятием «содержание». Последнее
- 31. В наше время понятия формы и содержания служат мыслительному отграничению внешнего – от внутреннего, сущности и
- 32. Содержание – основа предмета, его определяющая сторона.
- 33. Форма – организация и внешний облик предмета, его определяемая сторона.
- 34. Форма вторична, производна, зависима от содержания, в то же время является условием существования предмета.
- 35. Форма и содержание – в равной мере необходимые стороны феноменов бытия.
- 36. Применительно к предметам становящимся и эволюционирующим форма мыслится как начало стабильное, охватывающее систему его устойчивых связей.
- 37. Формы, выражающие содержание, могут быть с ним сопряжены (связаны) по-разному.
- 38. В науке содержание не меняется при его переоформлении: одну и ту же мысль можно запечатлеть по-разному.
- 39. В произведениях искусства (по Гегелю) содержание (идея) и его (ее) воплощение максимально соответствуют друг другу: художественная
- 40. Авг. Шлегель: «Всякая истинная форма органична, то есть определяется содержанием художественного произведения. Одним словом, форма есть
- 41. Английский поэт-романтик С.Т. Кольридж: «Легче вынуть голыми руками камень из основания египетской пирамиды, чем изменить слово
- 42. Художественное произведение исключает возможность переоформления, которое являлось бы нейтральным к содержанию. Правлю Сартра.
- 43. А. Блок: душевный строй поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания.
- 44. Ученые начала XX в. (немецкая эстетика рубежа столетий): в произведениях искусства наличествует и играет решающую роль
- 45. Ф. де Соссюр: «материальная единица (т.е. слово в его фонетическом облике) существует лишь в силу наличия
- 46. В отечественном литературоведении М.М.Бахтин считал понятие содержательной формы едва ли не центральным в теоретической поэтике.
- 47. М. М. Бахтин подчеркивал нераздельность и неслиянность формы и содержания, говорил о важности «эмоционально-волевой напряженности формы».
- 48. М. М. Бахтин: «В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, в каждой метафоре, в каждом эпитете мы
- 49. Важнейший принцип художественной деятельности: установка на единство содержания и формы. Это делает произведение органически целостным, как
- 50. Аристотель: поэзия призвана «производить удовольствие, подобно единому живому существу».
- 51. Произведение, воспринимаемое как органически возникшая целостность, может представать как некий аналог упорядоченного, целостного бытия.
- 52. В подобных случаях (по Вяч. Иванову) художественное творчество вершится не на почве «духовного голода», а «от
- 53. Однако и на почве «духовного голода» художественная целостность тоже возникает, но как результат творческого преодоления несовершенства
- 54. А.Ф. Лосев, напомнив о том, что существующее не имеет «всеобщего оформления и единства», утверждает, что искусство,
- 55. Понятие художественной целостности в XX в. также неоднократно оспаривалось.
- 56. Таковы концепции конструктивистов и формальной школы в 20-е годы XX века, когда акцентировались рассудочно-механические, ремесленные аспекты
- 57. В. Б. Шкловский: «единство литературного произведения» – это лишь околонаучный миф; «монолитное произведение» возможно только «как
- 58. Постмодернизм: выдвинул концепцию деконструкции. Тексты (в том числе художественные) - заведомо не целостны и противоречивы.
- 59. Итак, в художественном произведении различимы начала формально-содержательные и собственно содержательные.
- 60. В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяются три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном произведении.
- 61. Форма: 1) Предметное (предметно-изобразительное) начало, все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов
- 62. Форма: 2) собственно словесная ткань произведения: художественная речь, нередко фиксируемая терминами «поэтический язык», «стилистика», «текст».
- 63. Форма: 3) соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного «рядов», т.е. композиция.
- 64. Форма (в семиотике – структура):
- 65. Античная риторика: древнему оратору было необходимо: 1) найти материал (т.е. избрать предмет, который будет подан и
- 66. Античная риторика: inventio dispositio elocutio
- 67. Теоретическое литературоведение, характеризуя произведение, в одних случаях сосредоточивается более на его предметно-словесном составе, в других –
- 68. В конце 20-х годов Г.Н. Поспелов, намного обгоняя науку своего времени, отметил, что предмет теоретической поэтики
- 69. Содержание – не одна из сторон, а субстанция произведения.
- 70. Художественное содержание – единство объективного и субъективного начал.
- 71. Художественное содержание – это совокупность того, что пришло к автору извне и им познано, и того,
- 72. Художественное содержание – «концепция» (или «авторская концепция»), «идея», «смысл» «последняя смысловая инстанция» (по М.М. Бахтину).
- 73. Художественное содержание синтезирующее начало произведения; его глубинная основа, составляющая назначение формы как целого.
- 74. Художественное содержание воплощается не в отдельных словах, словосочетаниях, фразах, а в совокупности того, что в произведении
- 76. Скачать презентацию