Мастер-класс Сочинение как метапредметная форма ГИА

Содержание

Слайд 2

Цель мастер-класса - обеспечение формирования и совершенствования метапредметных компетенций учащихся в


Цель
мастер-класса -
обеспечение формирования и совершенствования
метапредметных компетенций учащихся
в

рамках интегрированной подготовки
к сочинению-рассуждению
по русскому языку, литературе,
истории, обществознанию,
иностранным и родным языкам
и к итоговому сочинению.
Слайд 3

(НАЙТИ ФАКТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ) Итоговое сочинение по литературе. Методические рекомендации Провести анализ

(НАЙТИ ФАКТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ)
Итоговое сочинение по литературе. Методические рекомендации
Провести анализ формулировки

темы: определить значение каждого ключевого слова в ней – это поможет понять тему и «остаться» в ее рамках.
2. Определить «царствующую мысль» - тезис, который должен быть четко словесно выражен и красной нитью проходить через все сочинение.
3. Составить список ключевых слов, которые станут опорными вехами в развертывании темы. 
4. Наметить объем содержания – составные части сочинения (структурно-смысловые компоненты)
5. Продумать последовательность расположения этих частей.
6. Сделать «мостики» – переходы от одной части сочинения к другой, чтобы обеспечить его связность.
7. Подумать о том, есть ли в создаваемом сочинении средства и приемы выразительности.
8. Обязательно уделить внимание заключению и концовке: в этой части сочинения в лаконичной форме обобщается сказанное и ставится «яркая завершающая точка». Для этого могут быть использованы: риторический вопрос, подходящая цитата или афоризм, риторическое восклицание, девиз, призыв и т.п.
9. Выстроить абзацную структуру .
10. Внимательно перечитать все сочинение от начала до конца, исправить все замеченные ошибки – орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические; проверить написание имен собственных – названий литературных произведений и имен (инициалов) их авторов; при необходимости внести изменения в композицию сочинения.
Слайд 4

Основные положения мастер-класса Метапредметность и литературоцентричность аттестационного сочинения. Интегрированная методика и технология обучения сочинению-рассуждению.

Основные положения мастер-класса

Метапредметность и литературоцентричность аттестационного сочинения.
Интегрированная методика и

технология обучения сочинению-рассуждению.
Слайд 5

Метапредметы Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.

Метапредметы

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.

Метапредметность – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно
в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Слайд 6

Какова метапредметная (интегрированная) основа сочинения-рассуждения?

Какова метапредметная (интегрированная)
основа сочинения-рассуждения?

Слайд 7

Итоговое сочинение 2015г. Может ли человек влиять на ход истории? ЕГЭ

Итоговое сочинение 2015г. Может ли человек влиять на
ход истории?
ЕГЭ

по английскому языку. Life in the countryside is not for young people. Жизнь в деревне не для молодежи.
ЕГЭ по русскому языку. Можно ли преодолеть одиночество? (По рассказу А.П. Чехова «Тоска»).
ЕГЭ по литературе. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).
ЕГЭ по обществознанию. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони).
ЕГЭ по истории. Сочинение об одном из периодов истории России.
Слайд 8

Сохраняя логико-риторическую основу, сочинение-рассуждение органично включает в себя конкретное предметное содержание и носит литературоцентрический характер.

Сохраняя логико-риторическую основу, сочинение-рассуждение органично включает в себя конкретное предметное содержание


и носит литературоцентрический характер.
Слайд 9

Литературоцентричность сочинения-рассуждения обусловлена универсальностью литературы как искусства слова, являющего собой образ

Литературоцентричность
сочинения-рассуждения
обусловлена универсальностью
литературы как искусства слова, являющего собой образ

мира и человека
во всех их проявлениях.
Литературный материал используется для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Слайд 10

Являясь метапредметным объектом, сочинение-рассуждение носит универсальный характер, позволяя проверить общепредметную подготовку учащихся.

Являясь метапредметным объектом, сочинение-рассуждение носит универсальный характер, позволяя
проверить
общепредметную подготовку

учащихся.
Слайд 11

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Когнитивные (познавательные): умение ставить вопросы,

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Когнитивные (познавательные): умение ставить вопросы, обозначать

их понимание и т.п.
В каком конкретном
виде учебной деятельности,
связанной с написанием
сочинения-рассуждения,
реализуются эти умения и навыки?
Слайд 12

Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям,

Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям,

раскованность мыслей и чувств, критичность, наличие своего мнения и др.

На каком этапе работы
с сочинением-рассуждением
реализуются эти умения и навыки?

Слайд 13

Оргдеятельностные качества – способность осознания целей и задач учебной деятельности, умение


Оргдеятельностные качества –
способность осознания целей и задач
учебной деятельности,
умение ее

организовать,
способность к самоанализу и самооценке.
Как реализуются эти умения
в сочинении-рассуждении?
Слайд 14

Коммуникативные качества личности и речи учащихся. Как они проявляются в процессе написания сочинения-рассуждения?

Коммуникативные качества
личности и речи учащихся.
Как они проявляются в процессе написания

сочинения-рассуждения?
Слайд 15

Мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение


Мировоззренческие качества -
эмоционально-ценностные установки ученика,
его способность к самопознанию,
умение

определять своё место и роль
в окружающем мире, в семье, в коллективе,
в природе, государстве,
национальные и общечеловеческие устремления,
патриотические и толерантные качества
личности и т.п.
Слайд 16

Роль учителя, формирующего универсальные метапредметные умения и навыки. В современных условиях

Роль учителя, формирующего универсальные метапредметные умения и навыки.

В современных

условиях
учитель не может смотреть на
урок и детей только из
«амбразуры» своего предмета,
необходимо демонстрировать
широту профессионального
видения.
Слайд 17

Как организуются метапредметные занятия? Интегрируется потенциал многих предметов, реализуются универсальные учебные действия.

Как организуются метапредметные занятия?

Интегрируется
потенциал многих предметов,
реализуются универсальные учебные действия.


Слайд 18

Важнейший универсальный способ учебных действий – владение всеми видами речевой деятельности

Важнейший универсальный способ
учебных действий –
владение всеми видами речевой деятельности


(аудированием, чтением, говорением и письмом):
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи,
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Слайд 19

Методика и технология обучения сочинению Учить написанию сочинения надо начинать с

Методика и технология обучения сочинению

Учить написанию сочинения надо начинать с младших

классов, сохраняя преемственность обучения на всех
уроках.
Слайд 20

Виды речевой деятельности: рецептивная (слушание-чтение), продуктивная (говорение-письмо). Каждому возрасту - свой

Виды речевой деятельности: рецептивная (слушание-чтение), продуктивная (говорение-письмо).
Каждому возрасту - свой

виток спирали.
Для обогащения словарного запаса наиболее благоприятным является младший школьный возраст,
для обогащения грамматического строя речи – основная школа,
для совершенствования речевых умений и навыков – старшая школа.
Слайд 21

Методика и технология обучения сочинению Сочинению должна предшествовать постоянная практика текущего

Методика и технология обучения сочинению


Сочинению должна
предшествовать постоянная практика

текущего и промежуточного контроля,
саморедактирование,
коллективный анализ сочинений
с использованием компьютерной программы
«Редактор», совместная работа над ошибками,
позволяющая детям учиться друг у друга,
видеть и исправлять недостатки.
Слайд 22

Методика и технология обучения сочинению Формировать у учащихся умения и навыки

Методика и технология обучения сочинению

Формировать у учащихся умения и навыки

креативного письма
необходимо на основе сочетания
традиционных и инновационных методик.
Слайд 23

Комплекс речемыслительных умений, необходимых для написания сочинения умение понять тему, осмыслить

Комплекс речемыслительных умений, необходимых для написания сочинения
умение понять тему,

осмыслить и раскрыть ее суть;
• умение подчинить свое сочинение определенной мысли;
• умение собирать нужную информацию из различных источников, включая жизненный опыт;
• умение систематизировать материал, составлять план и излагать мысли в соответствии с ним;
• умение использовать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с нормами;
• умение составлять устный или письменный текст;
• умение совершенствовать, редактировать текст.
Слайд 24

Что определяет целостность, последовательность и системность общешкольной работы по развитию речи

Что определяет целостность, последовательность и системность общешкольной работы
по развитию речи

учащихся в целом
и обучения написанию сочинений
в частности?
Методологическое единство,
единство целей,
содержательное единство,
процессуальное единство,
единство оценивания образовательных достижений учащихся в школе.
Слайд 25

Организация подготовки учащихся к сочинению Для отслеживания динамики формирования навыка написания

Организация подготовки учащихся к сочинению
Для отслеживания динамики формирования навыка написания
сочинения

в течение года проводится не менее 3-х контрольных
сочинений.
Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью
совершенствования написанного.
Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется
отработкой аналогичного материала под руководством учителя.
Сочинения анализируются в классе с опорой на критерии
оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их
фрагменты; обсуждаются упущенные повороты мыслей, подбор
доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса,
варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов
перехода от одной мысли к другой, альтернативный контекст
сочинения и др.
Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по
конкретным замечаниям к его сочинению.
Слайд 26

Формирование и совершенствование навыков и умений писать сочинение-рассуждение предполагает овладение логическими

Формирование и совершенствование
навыков и умений писать
сочинение-рассуждение
предполагает овладение
логическими

операциями рассуждения
и правилами риторического канона.
Слайд 27

Система эффективных приемов обучения сочинению: логическая трансформация темы, составление плана, создание

Система эффективных приемов
обучения сочинению:
логическая трансформация темы,
составление плана,
создание устных

сочинений на разные темы,
написание отдельных частей сочинения,
многоаспектный анализ готовых сочинений,
развитие навыка рецензирования своей и чужой работы,
редактирование текста.
Слайд 28

Работа над сочинением начинается с «изобретения содержания»: понимания темы, определения ее

Работа над сочинением
начинается с «изобретения содержания»:
понимания темы,
определения ее

объема и границ,
отбора и систематизации
необходимого материала.
Слайд 29

Тема является одним из первичных факторов, определяющих содержание обучения сочинению. Тема

Тема является одним из первичных факторов, определяющих содержание обучения сочинению.
Тема

определяет круг идей, фактов, на которых фокусируется внимание пишущего.
Слайд 30

Логическая трансформация темы Тема-понятие => тема-вопрос => тема-суждение (тезис). Формула рассуждения Рассуждение = Тезис + Доказательства.

Логическая трансформация темы
Тема-понятие => тема-вопрос =>
тема-суждение (тезис).
Формула рассуждения
Рассуждение =

Тезис + Доказательства.
Слайд 31

Расположение (композиция сочинения) Вступление: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, публицистическое и др.

Расположение (композиция сочинения)

Вступление:
историческое,
аналитическое,
биографическое,

сравнительное,
публицистическое и др.
Основная часть расписывается по формуле
рассуждения.
Заключение-вывод (обобщение аргументов);
заключение-следствие (новая мысль).
Слайд 32

Структура сочинения У сочинения должна быть рамка. Это зачин и концовка,

Структура сочинения
У сочинения должна быть рамка.
Это зачин и концовка,
которые

могут быть оформлены в виде цитаты.
В данном случае это готовые элементы сочинения.
Его основная часть также пишется
по определенной риторической модели.
Слайд 33

«Сочинение не должно сводиться только к одной аттестационной форме: нужно учить

«Сочинение не должно сводиться только
к одной аттестационной форме:
нужно учить

школьников использовать разнообразные
речевые и риторические стратегии».
(Академик А.М. Молдован,
директор Института русского языка
им.В.В. Виноградова)
.
Слайд 34

Сочинение может быть построено по законам риторического канона.

Сочинение может быть построено по законам риторического канона.

Слайд 35

Топы как смысловые модели текста (адаптированный вариант хрии М.В. Ломоносова) 1.

Топы как смысловые модели текста (адаптированный вариант хрии М.В. Ломоносова)

1.

Определение по роду и виду.
2. Свойства.
3. Сопоставление.
4. Причина и следствие.
5. Пример.
6. Свидетельство.
7. Имя.
Слайд 36

Топ «определение по роду и виду» Предмет речи характеризуется двояко: индуктивно

Топ «определение по роду и виду»

Предмет речи
характеризуется двояко:
индуктивно


(возводится к родовому понятию)
дедуктивно
(определяется по видовым признакам).
Слайд 37

Топ «свойства» Предмет речи характеризуется функционально, через оценочные определения.

Топ «свойства»

Предмет речи характеризуется функционально,
через оценочные определения.

Слайд 38

Топ «сопоставление» Предмет речи характеризуется по сходству и противопоставлению. (все познается в сравнении)

Топ «сопоставление»

Предмет речи характеризуется
по сходству и противопоставлению.

(все познается в сравнении)

Слайд 39

Топ «причина и следствие» Предмет речи вводится в причинно-следственные отношения через вопрос – ответ.

Топ «причина и следствие»

Предмет речи вводится
в причинно-следственные отношения
через

вопрос – ответ.
Слайд 40

Топы «пример» и «свидетельство».

Топы
«пример» и «свидетельство».

Слайд 41

Топ «имя» Предмет речи характеризуется образно: через перифразы, метафоры, сравнения и т.п.

Топ «имя»

Предмет речи характеризуется образно:
через перифразы, метафоры, сравнения и

т.п.
Слайд 42

ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ

Слайд 43

Тема сочинения Как я понимаю слова А.С. Пушкина «священный сердца жар, к высокому стремленье»

Тема сочинения

Как я понимаю слова А.С. Пушкина
«священный сердца жар, к высокому

стремленье»
Слайд 44

Топ «Определение по роду и виду» «Священный сердца жар, к высокому

Топ «Определение по роду и виду»


«Священный сердца жар, к высокому

стремленье» - это духовность. Ее проявления - стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытимый голод по красоте.
Слайд 45

Топ «Свойства» Духовность - высшее человеческое состояние и высшая человеческая способность.

Топ «Свойства»


Духовность - высшее человеческое состояние и высшая человеческая способность.

Слайд 46

Топ «Сопоставление» Духовность можно сравнить с приобщением к глубинам бытия и

Топ «Сопоставление»

Духовность можно сравнить с приобщением к глубинам бытия и противопоставить

пошлости, грубости, примитивности и скуке обыденного существования.
Слайд 47

Топ «Причина и следствие» Почему именно духовность наполняет жизнь истинным смыслом?

Топ «Причина и следствие»

Почему именно духовность наполняет жизнь истинным смыслом? Может

быть, потому, что она возвращает человеку чувство бессмертия, без которого жить страшно и мучительно. Поэтому бездуховные люди несчастны, они не могут вырваться из круга бытовых, повседневных забот.
Слайд 48

Топ «Пример» Духовные же люди счастливы, поскольку их жизнь полна, содержательна,

Топ «Пример»

Духовные же люди счастливы, поскольку их жизнь полна, содержательна, интересна,

как у героев романа-эпопеи «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Ведь они погружены не только в быт, но и в бытие, в родовую жизнь, в природу. Об этом свидетельствует, например, вторая встреча князя с дубом, которой предшествует его знакомство с юной героиней Льва Толстого, исполненной восторга от созерцания лунной ночи.
Слайд 49

Топ «Свидетельство» Прекрасно такое духовное переживание человека выразила современная поэтесса Зинаида

Топ «Свидетельство»

Прекрасно такое духовное переживание человека выразила современная поэтесса Зинаида Миркина:


Мы небо сердцем осязаем,
И небо осязает нас.
Слайд 50

Топ «Имя» В конечном счете, каждый понимает и чувствует духовность по-своему.

Топ «Имя»

В конечном счете, каждый понимает и чувствует духовность по-своему. Она,

как ветер, веет всюду, она там, где ее ищут и впускают в себя.
Слайд 51

«Священный сердца жар, к высокому стремленье» - это духовность. Ее проявлениями

«Священный сердца жар, к высокому стремленье» - это духовность. Ее проявлениями

считают стремление к добру, неутолимую жажду правды, ненасытимый голод по красоте. Духовность - высшее человеческое состояние и высшая человеческая способность. Ее можно сравнить с приобщением к глубинам бытия и противопоставить пошлости, грубости, примитивности и скуке обыденного существования.
Почему именно духовность наполняет жизнь истинным смыслом? Может быть, потому, что она возвращает человеку чувство бессмертия, без которого жить страшно и мучительно. Поэтому бездуховные люди несчастны, они не могут вырваться из круга бытовых, повседневных забот.
Духовные же люди счастливы, потому что их жизнь полна, содержательна, интересна, как у героев романа-эпопеи «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Ведь они погружены не только в быт, но и в бытие, в родовую жизнь,
в природу. Об этом свидетельствует, например, вторая встреча князя с дубом, которой предшествует его знакомство с юной героиней Льва Толстого, исполненной восторга от созерцания лунной ночи.
Прекрасно такое духовное переживание человека выразила современная поэтесса Зинаида Миркина:
Мы небо сердцем осязаем,
И небо осязает нас.
В конечном счете, каждый понимает и чувствует духовность по-своему. Она, как ветер, веет всюду, она там, где ее ищут и впускают в себя.